Читательская компетенция (комплексный анализ текстов по ФГОС 5 класс)
тест по литературе (5 класс) на тему
В работу включены задания по читательской компетенции: умение понимать смысл текста, точно отвечать на поставленный вопрс. выбрать главный фрагмент текста, умение соотносить содержание текста с заглавием, пользовать текстом в качестве справочной литературы, определять ключевые слова, а также выполнять задания по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтакису и пунктуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тест с ответами и оценкой ЗУН | 16.47 КБ |
тест с ответами и оценкой ЗУН | 14.77 КБ |
тест с ответами и оценкой ЗУН | 16.66 КБ |
тест с ответами и оценкой ЗУН | 16.7 КБ |
демоверсия (начальная школа 4 класс) | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст
Автопилот представляет собой сочетание нескольких устройств, совместная работа которых даёт возможность автоматически, без участия человека, управлять движением самолёта или ракеты.
Создание автопилота было важной эпохой в истории авиации, так как сделало воздушные полёты гораздо более безопасными. Что же касается ракетной техники, где все полёты осуществляются в безопасном режиме, то без надёжных автоматических систем управления эта техника вообще не могла бы развиваться.
Главная идея автоматического пилотирования заключается в том, что автопилот строго поддерживает правильную ориентацию перемещающегося в пространстве аппарата. Благодаря этому аппарат, во-первых, удерживается в воздухе и не падает, а, во-вторых, не сбивается с заданного курса.
Впервые самолёт с таким стабилизатором поднялся в воздух в 1914 году. В начале 20-х годов фирма «Сперри» создала уже настоящий автопилот. Первые автопилоты управляли только рулями и следили за сохранением заданного режима полёта. Дальнейшее их развитие привело к появлению систем, автоматизирующих управление как рулями, так и двигателями летательного аппарата. Подобные автопилоты уже допускали полёты без экипажа и управление летательным аппаратом на расстоянии. Они нашли применение в первых ракетах.
1. Какие высказывания не относится к содержанию текста:
- Автопилот делает полёты безопасными;
- При помощи автопилота нельзя посадить самолёт;
- Автопилот управляет только двигателем летательного аппарата;
- Автопилот используют не только в ракетной технике.
2. В каком абзаце говорится о том, чем управляли первые автопилоты._____
3. Придумай и запиши название текста._______________________________
4. Используя данные текста, запиши ответ на вопрос:
В чём заключается главная идея автоматического пилотирования?
_________________________________________________________________
5. Выпиши ключевые (опорные) слова в третьем абзаце текста.
_________________________________________________________________
6. Объясни значение слова «автоматически».___________________________
7. Составь и запиши вопрос по содержанию первого абзаца.
_________________________________________________________________
8. Сделай вывод: что нового узнал из текста. Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В каком слове написание соответствует произношению.
- Самолёт 2) воздух 3) полёт 4) аппарат
10. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука?
- Эпоха, авиация, история, аппарат;
- Самолёт, ракета, ясный, полёт;
- Фирма, двигатель, экипаж, плот.
11. В каком слове третий звук – мягкий согласный?
1) аппарат 2) экипаж 3) ракета 4) режим 5) управление
12. В каких словах все согласные звуки звонкие?
1) воздух 2) полёт 3) день 4) ракета 5) самолёт 6) руль
13. Какое слово является «лишним»? Определи, какая это часть речи.
1) летательный 2) ориентация 3) режим 4) двигатель 5) автопилот
14. Подбери и запиши слово с соответствующими грамматическим признаками, воспользуйся текстом.
1) имя существительное муж. рода, 2 скл., в форме ед.числа, род.падежа.
2) имя прилагательное жен. рода, ед. числа, вин. падежа
3) глагол начальной формы.
Ответы
1. | 2,3 |
2. | 4 |
3. | Автопилот || безопасность полёта |
4. | Автопилот строго поддерживает правильную ориентацию перемещающегося в пространстве аппарата |
5. | Главная идея, автопилот, поддерживает правильную ориентацию перемещающегося аппарата, удерживается в воздухе, не падает, не сбивается с курса. |
6. | без участия человека |
7. | Что такое автопилот? |
8. | Об истории создания автопилота и его применении |
9. | воздух |
10. | 2 |
11. | 3. ракета |
12. | 3. день; 6. руль |
13. | Летательный (прил.) |
14. | 1. человека |
2. правильную (ориентацию) | |
3. управлять, развиваться |
За 14 задание по 1 баллу за правильный ответ. Итого 16 баллов.
«5» | «4» | «3» | «2» |
15-16 | 11-14 | 7-10 | 0-6 |
Предварительный просмотр:
Текст
1.В Калифорнии на океанологической станции находится множество китов. 2.Во время эпидемии гриппа они тоже заболели. 3.Киты страдали, но не хотели принимать лекарства. 4.Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. 5.Врачи боялись, что киты погибнут.
6.Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. 7.Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. 8.Не желали они и глотать таблетки.
9.Врачи растерялись. 10.Они не знали, как вылечить китов. 11.Но скоро выход нашёлся. 12.Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты. 13.Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.
14.Скоро животные стали выздоравливать.
- Придумай и запиши название текста.
- Какое высказывание не соответствует содержанию текста.
- В Америке, в Калифорнии, обитают киты.
- Киты тоже болеют гриппом.
- Врачи не смогли вылечить китов.
- Смекалка врачей помогла вылечить китов.
- В каком абзаце говорится о том, как не хотели киты лечиться.
1 2 3
- Используя данные текста, запиши ответ на вопрос:
Как врачи вылечили китов от гриппа?
- Выпишите текстовые синонимы к слову КИТЫ.
- Дай определение слову «эпидемия».
- Выпишите ключевые (опорные) слова во втором абзаце.
- Выпишите главное слово в словосочетании ПОГЛОЩАЛИ ЛЕКАРСТВО.
- Выпишите из предложения 7 все глаголы в форме прошедшего времени.
- Найдите среди предложений 1-3 предложение с однородными членами и напишите его номер.
- Среди предложений 8-14 найдите простое нераспространенное предложение и напишите его номер.
- Выпишите из предложения 13 грамматическую основу.
- Выпишите из предложения 11 обстоятельство.
- Найдите и выпишите из предложений 1-5 антоним слову ТОЛСТЕЛИ.
ОТВЕТЫ
1. | Киты// Спасение китов |
2. | 3. |
3. | 1. |
4. | Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты. |
5. | Животные, гиганты |
6. | Широко распространенная инфекция |
7. | Растерялись, вылечить, выход, прятать лекарства, поглощали |
8. | поглощали |
9. | Не хотели, держала, |
10. | 3 |
11. | 9 |
12. | Киты поглощали |
13. | скоро |
14. | худели |
«5» | «4» | «3» | «2» |
13-14 | 12-10 | 9-7 | 0-6 |
Предварительный просмотр:
Текст
1.Создание лука требовало от человека значительных умственных способностей, острой наблюдательности и большого технического опыта. 2.Основные элементы лука были известны задолго до его изобретения. 3.Человек уже пользовался стрелой, которая представляла собой вариант облегчённого копья, используемого для охоты на мелкую дичь и птицу.
4.Однако лук появился лишь после того, как древний мастер придумал стягивать согнутую ветку с помощью тетивы – крепкого шнура, свитого из жил животных или волос. 5.Это было великое открытие в сфере охоты. 6.Пущенная с помощью лука стрела летела значительно дальше, чем даже при самом сильном броске рукой, и попадала в цель с исключительной точностью. 7.Появилась возможность охотиться на таких животных, которые прежде были совершенно недоступны для первобытного охотника. 8.Его добычей сделались и быстроногие пугливые олени, и птицы, и мелкие пушные зверьки.9.С изобретением лука охота надолго стала основной отраслью хозяйства древнего человека.
10.Лук стал применяться не только как метательное орудие. 11.Способность натянутой тетивы издавать звук определённого тона была подмечена и использована при изготовлении первых струнных музыкальных инструментов. 12.Важно было и другое открытие: с помощью лука оказалось возможным передавать и преобразовывать движение. 13.Так лук стал частью древнего сверлильного приспособления, получившего широкое распространение и сыгравшего очень важную роль в технике каменного века.
- Придумай и запиши название текста._____________________________
- Какие высказывания не относятся к содержанию текста:
- Лук и стрелы применяли только как метательное орудие;
- Создание лука не требовало от человека значительных умственных способностей;
- Стрела, пущенная с помощью лука, летела значительно дальше, чем при броске рукой;
- Создание лука значительно облегчило жизнь человека.
- В каком абзаце говорится о том, на что была похожа стрела первобытного человека. 1 2 3
- Используя данные текста, запиши ответ на вопрос:
Какая возможность появилась у человека с изобретением лука и стрелы?___________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши значение слова «тетива», пользуясь данным текстом.
- Выпиши ключевые (опорные) слова из первого абзаца.
- Выпиши главное слово в словосочетании В СФЕРЕ ОХОТЫ.
- Найдите среди предложений 1-3 предложения с однородными членами и напишите их номера.
- Выпишите из предложения 9 обстоятельство.
- Выпишите из предложения 6 антоним к слову БЛИЖЕ.
- Выпишите слово, написание которого соответствует его произношению.
- Охота 2) шнур 3) стрела 4) бросок
- В каком ряду все слова начинаются с одного и того же гласного звука?
- Орудие, охота, отрасль;
- Орудие, охота, открытие;
- Олени, охота, опыт.
- В каком слове пятый согласный звук – мягкий согласный.
- Шнур 2) стрела 3) точность 4) птица 6) древний
- Из предложения 8 выпиши слово, имеющее 2 корня. Определи часть речи.
- В каких словах все согласные звуки звонкие?
- Открытие 2) движение 3) орудие 4) изготовление
Ответы
1. | Лук и стрелы // Важное открытие первобытных охотников |
2. | 1, 2 |
3. | 1 |
4. | Появилась возможность охотиться на таких животных, которые прежде были совершенно недоступны для первобытного охотника. |
5. | крепкий шнур, свитый из жил животных или волос. |
6. | Создание лука, значительные способности, наблюдательности, опыта, элементы известны, пользовался, для охоты |
7. | сфере |
8. | 1,3 |
9. | надолго |
10. | дальше |
11. | 2. шнур |
12. | 2. орудие, охота, открытие |
13. | древний |
14. | Быстроногие (прил.) |
15. | 2. движение, 3. орудие |
«5» | «4» | «3» | «2» |
15-14 | 13-11 | 10-7 | 6-0 |
Предварительный просмотр:
Текст
1.Космическими кораблями в наше время называют аппараты, созданные для доставки космонавтов на околоземную орбиту и возвращения их потом на Землю.
2.Первый советский космический корабль «Восток» при общей массе 4,73 тонн выводился на орбиту с помощью трёхступенчатой ракеты-носителя с тем же название. 3.Полная стартовая масса космического комплекса составляла 287 тонн.
4.Герметичный корпус изготавливают из алюминиевого сплава. 5.Внутри кабины размещалось катапультируемое кресло космонавта. 6.Здесь же находились пульт управления, запасы пищи и воды. 7.Система жизнеобеспечения была рассчитана на работу в течение десяти суток. 8.Космонавт должен был в течение всего полёта находиться в герметичном скафандре, но с открытым шлемом.
9.Работа по подготовке пилотируемого полёта началась в 1958 году. 10.Лишь третий запуск «Востока» (19-20 августа 1960г.) был вполне успешным – на второй день спускаемый аппарат вместе со всеми подопытными животными: мышами, крысами и двумя собаками – Белкой и Стрелкой – благополучно совершил посадку в заданном районе. 8.Это был первый в истории космонавтики случай возвращения живых существ на Землю после совершения космического полёта.
9.Первый в истории полёт человека в космос состоялся, как известно, 12 апреля 1961 года. 10.Советский космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли и в тот же день благополучно возвратился на Землю (весь полёт продолжался 108 минут).
11.Так была открыта эра пилотируемых полётов.
- Какие высказывания не относятся к содержанию текста?
- Гагарин вернулся на Землю 13 апреля;
- Успешным был лишь третий запуск космического корабля «Восток»;
- Гагарин на корабле «Восток» совершил первый полёт в космос;
- Космонавт во время полёта находится в скафандре, но с открытым шлемом.
- Придумай и запиши название текста._____________________________
- В каком номере абзаца говорится о том, что называют космическим кораблём. 1 2 3 4 5 6
- Используя данные текста, запиши ответ на вопрос:
Когда началась работа по подготовке пилотируемых полётов?
- Выпишите ключевые (опорные) слова в третьем абзаце текста.
____________________________________________________________
- Пользуясь информацией текста, запишите текстовый синоним к словосочетанию КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ
- В каком слове написание соответствует произношению?
- орбита 2) кресло 3) мыши 4) крысы 5) собака
- Какие части слова, кроме корня, есть в слове «АЛЮМИНИЕВОГО».
1) других частей слова нет
2) приставка и окончание
3) приставка, суффикс и окончание
4) суффикс и окончание
- Из предложений 4-7 выпишите номер предложения с однородными членами.
- Из 5 предложения выпишите грамматическую основу
- Выпиши неизменяемое слово:
- Эра 2) случай 3) масса 4) благополучно
- Из предложения 9 выпишите определение.
- Подбери синоним к слову БЛАГОПОЛУЧНО
- Из первого предложения выпиши имя существительное во мн.ч. Д.п.
Ответы
1 | 1,3 |
2 | Космический корабль//Первый полет в космос |
3 | 1 |
4 | Работа по подготовке пилотируемого полёта началась в 1958 году |
5 | Герметичный корпус, алюминиевый сплав, катапультируемое кресло, пульт управления, запасы, 10 суток, герметичный скафандр |
6 | Космический комплекс |
7 | 4 |
8 | 4 |
9 | 6 |
10 | Кресло размещалось |
11 | благополучно |
12 | первый |
13 | удачно |
14 | кораблями |
«5» | «4» | «3» | «2» |
14-13 | 12-10 | 9-7 | 6-0 |
Предварительный просмотр:
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
итоговой работы для выпускников начальной школы
по русскому языку
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Демонстрационный вариант работы по русскому языку разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены в спецификации работы.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью вариантов КИМ. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по русскому языку. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке.
1) Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин
2) Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин
3) Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин
4) Аристов, Волгин, Журов, Дятлов
2. Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет глухих согласных.
3*. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
килька, зелень, пение, решишь, весёлый, овощ, чаща, метели
В слове два слога | В слове три слога | |
В слове все согласные звуки мягкие | ||
В слове НЕ все согласные звуки мягкие | килька, |
4. Обведи номер ряда, в котором все слова родственные слова и среди них нет формы одного из слов.
1) город, городской, города, городок
2) снег, снежный, снежок, снежная
3) ветер, ветрище, ветерок, ветреный
4) лист, листок, листопад, листком
5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме: .
1) покраска
2) повязка
3) погода
4) полоска
6*. Объедини в группы словá, которые имеют одинаковый состав слóва. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
голова, малиновый, ключик, журнал, приморский, дерево, речка, заморозки, заокеанский
7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью вода в ручье чистая и прозрачная.
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
1) | 1) | 1) |
2) | 2) | 2) |
8. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное
3-го склонения в единственном числе, в дательном падеже.
1) засыпать от усталости
2) повернуться к кроватке
3) подойти к сирени
4) размышлять о жизни
9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода в творительном падеже.
1) яркому солнцу
2) новому фильму
3) душистому мылу
4) сладким горошком
10. Прочитай предложение.
В это солнечное утро лес был наполнен необыкновенной радостью.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.
1) в форме ср. р., ед. ч., Им. п.
2) в форме м. р., ед. ч., В. п.
3) в форме ср. р., ед. ч., В. п.
4) в форме м. р., ед. ч., И. п.
11. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Это был такой протяжный вой, что мы замерли.
2) Альма, не вой так громко, нас услышат.
3) Это был даже не вой, а очень грустная песня.
4) Волчий вой всегда очень пугал меня.
12. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Город улыбается тебе цветами на клумбах.
2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко.
3) Ты идёшь сегодня на спектакль?
4) Рано утром вода в лужах замёрзла.
13*. Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди выбранный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Вопрос 1. У всех ли имён существительных есть окончания?
◻ Катя: Да, у всех.
◻ Гена: Нет, не у всех.
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 2. Все ли имена существительные изменяются по числам?
◻ Катя: Не все имена существительные изменяются по числам.
◻ Гена: Все имена существительные изменяются по числам.
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 3. К какому склонению относятся имена существительные женского рода?
◻ Катя: к 3 склонению.
◻ Гена: к 1 склонению
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
14. Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Солнечный луч упал на снег под елью.
15. Найди и отметь предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
1) Мы шли по тропинке, прислушивались к звукам.
2) В доме у бабушки жили ёжик и кошка.
3) Заяц заметил нас и поскакал в лес.
4) Наступил вечер, скоро на небе зажгутся звёзды.
16. Прочитай варианты проверки слов. Найди верное утверждение. Обведи его номер.
1) Слово …гурец можно проверить словом овощ.
2) Слово п…левой можно проверить словом поле.
3) Слово с…лонка можно проверить словом солнце.
4) Слово стр…ла можно проверить словом стрелять.
17*. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
гибкий, устный, поздний, рыбка, зимовье, сердце, пятно, редкий, полезный
Рекомендации по оценке выполнения заданий работы
Задания с выбором ответа экспертами не оцениваются, при вводе данных по этим заданиям вносятся выборы, сделанные учащимся. Оценка заданий с выбором ответа проводится автоматически после внесения в протокол данных о выборах ученика. Проверка и оценка заданий с кратким или развернутым ответом проводится педагогами-экспертами с учетом рекомендаций, которые приведены ниже. На полях около заданий, проверяемых экспертами, изображен небольшой квадрат. В эти квадраты будут вписаны баллы, которые эксперты выставят учащемуся за выполнение задания. Если учащийся не дал никакого ответа, то соответствующий квадрат остается пустым: пустые квадраты в работе ученика позволят выявить те задания, к которым учащийся не приступал. Анализ содержания пропущенных заданий позволит получить дополнительную информацию о подготовке учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса
Элективный курс «Комплексный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...
Комплексный анализ текста в 6 классе.
Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...
Комплексный анализ текста в 7 классе
Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...
Комплексный анализ текста, 5 - 6 классы
Данные дидактические материалы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения).Карточки «Комплексный анализ текста» могут быть полезным дополнение...
Рабочая программа cпецкурса «Комплексный анализ текста» 8 А класс
Рабочая программа спецкурса для 8 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом авторской программы «Комплексный анализ текста» Лебедевой Е.В. г.Буй , 2011...
Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс
Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...