В. Набоков "Аня в стране чудес"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дубовая Ирина Вячеславовна

Конспект урока В. Набокова "Аня в стране чудес"

Проверка текста

Домашнее задание Сочинение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по произведению

В.В. Набокова «Аня в стране чудес»

Оформление доски: Выставка книг, рисунки, тема урока.

Цель:

Обучающая: познакомить с произведением В.В. Набокова, аналитическое чтение, знакомство с понятием «парадокс».

Развивающая: развитие монологической речи, творческих способностей, умение работать с текстом, с дополнительными источниками, подтверждать свои мысли текстом.

Воспитывающая: привитие литературного вкуса, воспитать любовь к чтению, основных человеческих качеств.

Задача литературно-художественного развития: научить сознательно, воспринимать художественное произведение, его содержание, его идейную направленность.

Лексико-стилистическая цель: развитие логической стороны суждений при анализе текста художественного произведения.

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Методы: словесный - беседа, наглядный – иллюстративный, частично-поисковый - сообщения.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Работа в тетрадях.
  3. Проверка  домашнего задания.
  4. Работа с текстом.
  5. Инсценировка
  6. Сообщение учеников
  7. Парадокс.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание: сочинение.

Ход урока:

Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В. Набокова «Аня в стране чудес», главной героиней Аней и её приключениями. Цель нашего урока научиться анализировать текст, делать выводы, дать характеристику Ане,  познакомиться с понятием парадокс. Начнём с проверки домашнего задания.

Краткий пересказ текста.

?  Можно ли объяснить, почему именно Аня увидела кролика?

?  Почему Аня последовала за ним, не задумываясь о последствиях?

Зачитайте описание Ани.

Дайте первоначальную характеристику Ане.

?  О какой черте характера говорят постоянные размышления Ани?

Зачитайте размышления Ани.

Учитель зачитывает:    «Странный этот ребёнок очень любил представлять из себя двух людей».

 ?  Объясните, почему автор называет «странным ребёнком Аню»?

Давайте обратимся ко второй главе.

?  О чём размышляла Аня, когда начала расти?

?  Почему Аня «наплакала озеро слёз»?

Давайте посмотрим, как произошло знакомство Ани с Мышью. ИНСЦЕНИРОВКА.

Словесное рисование: Как вы себе представляете Аню.

Найдите и зачитайте Познания Ани в разных науках.

?  Дайте характеристику Ани?

Давайте послушаем сообщения ребят.

Записать в тетрадях: Характеристика Ани ( на выбор, если есть время).

Слово учителя:

Читая эту сказку, многие её считают НОНСЕНС-новое, необычное, совмещает реальный мир и выдуманный. А также мы удивляемся событиям и поведению героев. Обычно, когда говорят об этом произведение, то часто упоминают слово «ПАРАДОКС».

Давайте откроем словарь литературоведческих терминов, познакомимся и запишем себе в тетради. (стр. 314).

?  Какие парадоксальные события происходят с героиней?

?  Какие парадоксы бывают в жизни?

Подведение итогов:

?  Как вы объясните, почему считают, что эта сказка необходима людям, причём любого возраста, которые любят размышлять?

Домашнее задание: Написать сочинение на тему, «Какой я представляю главную героиню сказки В.В. Набокова «Аня в стране чудес».



Предварительный просмотр:

Проверка текста.

Внимательно прочитайте фразы из произведения В.В. Набокова, напротив поставьте + (плюс), если вы согласны с текстом.

Фразы из текста.

Ответ.

1.

Аня не любила книжек без картинок и разговоров.

2.

Аня неожиданно увидела кролика с серыми глазами.

3.

Кролик убежал в большую нору под смородиной.

4.

Банка с клубничным вареньем, к сожалению Ани, оказалась пустой.

5.

Падая вниз, Аня размышляла о расстояние, широте, долготе, потому что ей нравился звук этих слов.

6.

Аня думала, что если она провалится сквозь землю, то окажется среди людей, ходящих вниз головой.

7.

Вспоминая о Дине, Аня переживала, что за ужином кошке не дадут колбасы.

8.

В комнате, где она оказалась, находился столик, на котором лежал медный ключик.

9.

Когда Аня сумела отворить дверцу, она увидела узкий проход, ведущий в чудесный сад.

10.

На скляночке, которую Аня нашла на том же столике, был бумажный ярлычок с надписью: «Выпей меня».

11.

Аня сразу же выпила содержимое склянки.

12.

Аня очень любила представлять из себя двух людей и давала сама себе советы, которым, однако, редко следовала.

13.

Аня нашла на столике пирожок, на котором глазурью было выделено: «Съешь меня».

14.

Девочка ждала от жизни одних чудес.

Проверка текста.

Внимательно прочитайте фразы из произведения В.В. Набокова, напротив поставьте + (плюс), если вы согласны с текстом.

Фразы из текста.

Ответ.

1.

Аня не любила книжек без картинок и разговоров.

2.

Аня неожиданно увидела кролика с серыми глазами.

3.

Кролик убежал в большую нору под смородиной.

4.

Банка с клубничным вареньем, к сожалению Ани, оказалась пустой.

5.

Падая вниз, Аня размышляла о расстояние, широте, долготе, потому что ей нравился звук этих слов.

6.

Аня думала, что если она провалится сквозь землю, то окажется среди людей, ходящих вниз головой.

7.

Вспоминая о Дине, Аня переживала, что за ужином кошке не дадут колбасы.

8.

В комнате, где она оказалась, находился столик, на котором лежал медный ключик.

9.

Когда Аня сумела отворить дверцу, она увидела узкий проход, ведущий в чудесный сад.

10.

На скляночке, которую Аня нашла на том же столике, был бумажный ярлычок с надписью: «Выпей меня».

11.

Аня сразу же выпила содержимое склянки.

12.

Аня очень любила представлять из себя двух людей и давала сама себе советы, которым, однако, редко следовала.

13.

Аня нашла на столике пирожок, на котором глазурью было выделено: «Съешь меня».



Предварительный просмотр:

Страна чудес.

Каждый ребёнок верит в чудеса. Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычностью. А здесь страна чудес! Здесь всё волшебное: герои, культура, волшебная жизнь, приключения.

 В сказке В.В. Набокова  страна чудес необычная. Здесь необычные герои: королева, Чешырский кот, Мышь, Мартовский заяц и многие другие. В этой стране любят поучать - даже те, кто постоянно демонстрирую собственную глупость.

«Страна чудес - это то, что мы есть?» - сказал замечательный, американский писатель – фантаст Рэй Бредбери.

Эта страна реальна: это мир, где закатываются истерики, и где вас ругают за то, что вы напроказничали. Абсурд – это нередкое явление в нашей жизни (не послушание, крики).

Ане надоела простая, обычная жизнь с бытовыми проблемами, ей становится скучно. Поэтому она отправляется в путешествие в Страну Чудес.  Где показывает свою воспитанность с волшебными героями. Задаёт вопросы, а они ей охотно отвечают. Может быть в реальной жизни, взрослый человек ушёл бы от разговора, или перевёл разговор на другую тему.

Аня  во время путешествия любуется замком, где живёт королева. Восхищается садом, где садовники перекрашивают розы. Ведёт философские  разговоры с Чешырским Котом. Ане нравится в этой стране, но в своих рассуждениях, мы видим, что она вспоминает о своей любимой кошке, о младшей сестре. В конце всей повести, она возвращается домой. И понимает, что пройдёт ещё некоторое время, и она повзрослеет. И страна чудес останется только в памяти её детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Урок для 6 класса по теме"Англия,страна чудес"

Урок предназначен для проведения в 6 классе школы с углубленным изучением английского языка(УМК " Английский язык"О.В. Афанасьева, И.В. Михеева).Конспект урока составлен в соответствии с тре...

Открытый урок ИЗО на тему: "Монотипия (кляксография) страна чудес"

Урок изобразительного искусства "Монотипия (кляксография) страна чудес". Для 6 класса.  Монотипия-отпечаток. Собраны рисунки в этой технике как мастеров монотипии, так и работы учеников МБОУ...

Внеклассное занятие по математике "Путешествие в страну чудес"

Занятие для 5 класса коррекционной школы с использованием ИКТ...

Сценарий последнего звонка "Алиса в стране чудес"

Сценарий составлен по мотивам книги "Алиса в стране чудес"...

Игра-путешествие Алиса в стране чудес

Интегрированный урок Английский язык + математика. Позволяет по-новому взглянуть на привычные предметы....

Задачи по комбинаторике "Алиса в Стране Чудес"

Задачи для инегрированного урока по математике и английскому языку "Алиса в Стране Чудес".  Урок был построен на чередовании сцен из сказки про Алису, которые, конечно, произносились на английско...