Образы и характеры в рассказе А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация на тему "Образы и характеры в рассказе А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stantsionnyy_smotritel.ppt | 710 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткое содержание. В мае 1816 г. повествователь проезжает через небольшую станцию. На станции дочь смотрителя Дуня подаёт чай. Повествователь и смотритель с Дуней пьют чай. Через несколько лет рассказчик снова попадает на ту же станцию. Смотритель очень постарел. На вопросы о дочери не отвечает,,но после стакана пунша рассказывает ,что три года назад гусар Минский провёл несколько дней на станции, притворяясь больным, подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкви и увозит её с собой. Потеряв дочь, старик заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку. Вечером смотритель видит дрожки Минского,следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня. При виде отца она падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше не пытается искать и возвращать дочь. Повествователь третий раз проезжает через эту станцию. Узнаёт, что старый смотритель спился и умер. Просит показать ему могилу. Мальчишка - проводник Ванька рассказывает, что однажды на могилу приезжала барыня с тремя детьми, заказывала молебен и щедро раздавала чаевые.
Система образов. Главные герои : Рассказчик – мелкий чиновник; Самсон Вырин – станционный смотритель; Дуня – его дочь; Минский – гусар. Второстепенные герои: Лекарь; мальчик Ваня; ямщик; сторож, который не пропустил смотрителя в дом Минского.
Минский, лекарь и Дуня.
Минский, Дуня и Самсон Вырин.
Дуня на могиле покойного отца.
Композиция и сюжет
Эпиграф. В эпиграфе Пушкин перефразировал строку из стихотворения П.А.Вяземского «Станция»: Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. У Вяземского было: «Губернский регистратор». Но Пушкин изменяет последнюю строку в целях полемичности смысла.
Экспозиция. Повесть «Станционный смотритель» начинается с экспозиции, отражающей отношение к станционным смотрителям. Фактически здесь содержится две точки зрения: одна широко распространенная, общепринятая в XIX веке - «изверги рода человеческого», «Муромские разбойники»; другая гуманистическая (это точка зрения Ивана Петровича Белкина, вымышленного рассказчика) - «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
Сюжет повести развивается прямолинейно (последовательно), но хронологически неравномерно: между основными событиями проходит несколько лет. Завязка - знакомство Ивана Петровича Белкина с Самсоном Выриным и его дочерью. Развитие действия – рассказ Самсона Вырина о своем горе. Кульминация - воспоминание Самсона Вырина о том, как Дуня бросила его. Развязка - Иван Петрович Белкин узнает о дальнейшей судьбе станционного смотрителя (он, не сумев вернуть дочь, спился и умер) и Дуни (она осталась в Петербурге, родила троих детей, обрела достаток, но главное - она вернулась на станцию и припала к стопам отца, пусть даже мертвого, лежащего в могиле).
Викторина. Вопросы: 1.Как звали дочку смотрителя? Дуня. 2.Что случилось с их матерью? Она умерла. 3.Что узнал рассказчик о Дуне, когда приехал на ту же станцию через несколько лет? Дуня уехала.
4. В какой город поехал смотритель, когда искал Дуню? В Петербург. 5.В каком полку остановился смотритель? В Измайловском. 6.С кем Дуня жила в Петербурге? С Минским. 7.В каком трактире жил Минский? В Демутовом.
8.У кого остановился смотритель? У отставного унтер-офицера. 9.Когда смотритель пришёл в переднюю к Минскому, что ему ответил лакей? Барин спит. 10.От чего умер смотритель? Спился. 11.Кто вместо смотрителя жил в его доме? Пивовар со своей семьёй.
12.Как звали мальчика, который показал ,где могила старого смотрителя? Ваня. 13.Сколько денег дала барыня Ваньке? Пятак. 14.Куда пошла барыня, когда узнала, что её отец скончался? На кладбище. 15.Сколько у барыни было детей? Трое.
Тест
1. В1816 году рассказчику пришлось проезжать через: а) губернию б) город в)деревню
2. Как звали дочь смотрителя? а)Дина б)Дуня в)Нина
3. Сколько примерно дочери смотрителя лет? а)20 б)15 в)14
4. Как звали смотрителя? а)Самсон Вырин б)Самсон Венков в)Самсон Воронин
5. Как звали ротмистра? а)Минский б)Мишкин в)Мошкин
6. Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в: а)Петербург б)Москву в)Ленинград
7. Самсону очень хотелось ещё раз увидеть: а) Ваньку б) Минского в) Дуню
8. Постаревший смотритель был: а) Разговорчив и красив б) Угрюм и неразговорчив в) Неразговорчив и красив
9. Кто влюбился в Дуню? а) Минский б) Ванька в)Самсон
10. В сенях рассказчик остановился и просил у Дуни позволения её поцеловать, она: а)Отказала б)Сказала: как хотите в)Согласилась
11. Попав в квартиру, сквозь отворённую дверь комнаты смотритель увидел Минского и свою Дуню, прекрасно одетую с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковёр. Что сделал Минский? а)Вытолкнул старика б)Впустил его в)Поговорил с ним на лестнице
12. В 1816 году пришлось рассказчику проезжать через губернию в: а)Январе б)Августе в)Мае
13. После смерти старого смотрителя в доме поселились: а)Богачи б)Пивовар и его семья в)Другой смотритель
14. Рассказчик дал Ваньке: а)Пятачок б)Десятку в)Рубль
15. «Приходила, я смотрю на неё издали, она легла здесь и лежала долго, а потом барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала ,а мне дала пятак серебром- славная барыня» Кому принадлежат эти слова? а)Смотрителю б)Минскому в)Ваньке
Ответы: 1.А 2.б 3.В 4.а 5.А 6.а 7.В 8.б 9.А 10.в 11.А 12.в 13.Б 14.а 15.в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
Тема «Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
На уроке обучающиеся знакомятся с творческой историей рассказа, анализируя рассказ, выясняют, что помогло Андрею Соколову вынести все испытания, выпавшие на его долю , не растратив, не заглушив самых ...
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...
Как художественное описание помогает раскрыть русский национальный характер (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")
урок по литературе для 6 класса...
Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
Цель урока:Исследование особенностей русского характера на основе произведения М. Шолохова «Судьба человека»Задачи:•раскрыть значение характера на образе главного героя рассказа М. Шолохова «Су...