Как художественное описание помогает раскрыть русский национальный характер (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")
план-конспект урока по литературе по теме

Абакумова Ирина Александровна

урок по литературе для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по литературе25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как художественное описание помогает раскрыть …….характер (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»)

Цели: выявить новаторство Тургенева в изображении народного характера, определение особенностей национального русского характера, совершенствовать навыки анализа художественного текста.                                                  

                                             Ход урока.

  1. Оргмомент. –здравствуйте,ребята. Садитесь.
  2. Запись Д.З. Написать сочинение на тему «Проявление русского народного характера в современном мире».
  3. Изучение темы.

-Тема сегодняшнего урока звучит так «Как художественное описание помогает раскрыть …….характер (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»)

-Вы,наверное,заметили, что тема сформулирована не до конца, в процессе работы вы сами должны будете ее дополнить и дописать.

-А сейчас откройте тетради,  запишите число  и тему урока.        

-Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое характер? (поведение,но оно раскрывается через характер;отношение к людям, духовный мир)

-А теперь посмотрите какое определение слову характер дает словарь:

Характер – 1) совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении, 2) отличительное свойство, особенность, качество чего-либо.

-Послушайте небольшой отрывок из музыкального произведения Свиридова «Деревянная Русь».

-Поделитесь впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из вас.

- Какое настроение возникло? (Возникло тревожное чувство, как будто душа болит. Представляются ветхие крестьянские избы, нищие, идущие по дороге. Создаётся безысходное, тоскливое настроение).

- Перекликаются ли ваши впечатления с рассказом «Бирюк»  (Рассказ оставляет в душе тяжёлое чувство, как и музыка).

- Поработайте в роли литературоведов. Посмотрим, как через художественное описание Тургенев раскрывает характер  человека. ( ГРУППОВАЯ РАБОТА)

Задания 1группе - «Пейзаж»: (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

-Выразительно прочитайте фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась…  Дождь полил ручьями»).

-А как вы думаете, картина русского художника Шишкина соответствует описанию?(да очень  близко). Посмотрите, не только русские живописцы обращались к этой теме, у наших башкирских художников  тоже есть замечательные  полотна.

-Кому-нибудь из вас приходилось переждать грозу в поле, в лесу или убегать от грозы? Какие чувства вы испытывали, убегая от грозы?

Вы смотрите на небо, на тучу: далеко ли? Успею ли укрыться? Ведь вам знакомо то особое, обострённое и какое-то тревожное состояние перед сильной грозой, если она застигла вас внезапно. Взгляд наш то уходит вверх, то опускается к земле, мы очень остро ощущаем предгрозовые изменения в природе.

 -Понаблюдайте, как ведёт себя рассказчик-охотник, убегающий от грозы?

Вот и автор видит огромную лиловую тучу, длинные серые облака, темные тени на земле, слышит шелест и лепетание ракит, слышит страшный гром, а затем всё это исчезает за мутной пеленой дождя.

Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись…ожидал терпеливо конца ненастья».

-С кем еще Тургенев знакомит читателя в эту непогоду? (Бирюком)

-Как он чувствует себя в непогоду?-О каких качествах характера это говорит? Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен. Бирюк - гроза леса.  он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног»,  «дождик хлынул с удвоенною силою»),  он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.

Вывод: Итак, ребята, делаем вывод насколько важна роль пейзажа-грозы в рассказе?(автор знакомит нас с главными героями, показывая их в критической ситуации,т.е.гроза помогает понять внутренний мир человека)

***(-На что читателя настраивает образ грозы?

Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Тургенев – мастер пейзажа. Мы слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Этот фрагмент текста – описание грозы - настраивает нас на то, что впереди нас ждёт конфликт.

Уже в самом начале рассказа намечается параллель между человеком и природой. В этом эпизоде обилие глаголов: «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились», «густели», «загудел», «забушевали», «застучали» и т.д.

Изменения в природе подчёркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия, сложные предложения. Появление каждого из героев связано с молнией, дождём, грозой. Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика. Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.

Вывод: Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему.

Задания 2 группе - «Интерьер»: ( Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем.) Бем Елизавета Меркульевна-одаренная русская художница (24 февраля 1843 - 25 июля 1914)

-Зачитайте описание дома Бирюка. Изба лесника была низкой и пустой, закоптелой и убогой. В центре избы висела люлька, рядом стояла крошечная скамейка, в углу лежала груда тряпок, на лавке - ружьё. Даже лучина на столе горела печально. Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

- С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Сердце у рассказчика-охотника защемило от невесёлой картины.

-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». Назначение лучины – приносить свет, а здесь… От лучины исходит скудный свет, но она может гореть не только тускло, печально

-Посмотрите на теневой     рисунок Е.М.Бем,которая изобразила один эпизод из жизни семьи Бирюка.-какие чувства она вызывает?

-Ответьте на вопрос как же живется леснику? (ему очень тяжело, один воспитывает  детей, Но не жалуется на судьбу, Даже начав разговор о жене прекращает его. В этом и проявляется сила человеческого характера-терпеть, не жаловаться на судьбу)

Задания 3 группе - «Портрет»: (Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874).

Картина «Полесовщик» создана И. Н. Крамским в 1874 году. В эти годы к теме крестьянства обращались многие большие художники (Васнецов, Репин и др.). И. Н. Крамской создал ряд замечательных крестьянских портретов. Полотно «Полесовщик» (другое название произведения «Мужик с дубиной») показывает нам человека в грубой одежде, выходящего из лесной чащи. Колористическая гамма в картине – приглушенная. Полотно «Полесовщик» (другое название произведения «Мужик с дубиной») показывает нам человека в грубой одежде, выходящего из лесной чащи. Колористическая гамма в картине – приглушенная.

-Чьими глазами мы видим Бирюка? В чём особенность портрета лесника? (похож на богатыря, а чем занимались богатыри, какими качествами обладали? (защищали землю, и он защищал…значит Бирюк-русский герой,защищает лес, людей)

 Портрет лесника дан глазами охотника-рассказчика. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»). (Обращаем внимание на стилистически окрашенные слова, эпитеты, выразительные возможности морфологии, синтаксиса).

-Найдите в словаре В.И.Даля значение слова «бирюк».

Зверь. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.

-Соответствует ли Бирюк своему прозвищу? (да,докажите)

-Какое изобразительно-выразительное средство здесь использовал Тургенев? (восходящая градация)

-Понятие это для вас новое, запишите себе в тетрадь. Градация – это

(лат. gradatio — постепенное усиление) стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков).

Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.(О. Берггольц.)

Тургенев – замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет, изображенный в рассказе,  помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося,  не лишенного чувства собственного достоинства.

Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами. Откуда это? Вспомните тургеневский прием: Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями. В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка. Бирюк вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас, читателей.

4 группа: должна была найти: Зачитайте описание крестьянина-вора.

«Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобьяПри свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».  

-Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора?  Сравните с портретом Бирюка.

  (невольно сопоставляешь его с Бирюком, что таких крестьян много, а как Бирюк единицы)

Здесь нет любования этим героем, только жалость.

- Посмотрите,как художник Лебедев подчеркнул мощь лесника и жалость крестьянина.

-Почему такой парадокс? Оба бедны, но одного жаль, а другим восхищаешься? (Бирюк ведет себя очень достойно, это отличительная черта его характера)

 (Клавдий Васильевич Лебедев, художник, мастер жанровых картин и исторических композиций, представитель русской реалистической школы.)

Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом  крестьянина-порубщика.

5 группа: Работа с эпизодом «Поимка вора».

Наверное, самый напряженный  момент в произведении. (перескажите или зачитайте?)

-Вспомните, как характеризуют Бирюка окрестные мужики? «…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность. Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но  и мастерство ставится ему в вину. Парадокс. Бирюк - поистине мастер своего дела. Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу.  Скоро будет пойман и жалкий порубщик. («Среди темного леса загремел вдруг железный голос Бирюка»).

За что они его ненавидят? (За то, что сам не крадёт и другим не дает,-Откуда это Не укради. живет по библейской заповеди «не укради»)

-А это ведь тоже проявление чего? Характера.

-Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? (тогда он нарушит свои принципы и не будет в гармонии сам с собой)А еще- Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».

-Почему в итоге «бес», «зверь», как его называли отпускает бедняка, зная, что с него взыщут?

(он пожалел бедняка, тургенев подчеркнул,что и в очень тяжелых условиях люди могут сохранять душу и сердце, сопереживать другим)

-Итак,ребята, вы увидели, что через художественное описание(пейзажа, интерьера, портрета) раскрывается характер, возвращаемся к теме урока, а теперь дополните ее. Какой же характер раскрыл и показал И.С. Тургенев в рассказе? (русский национальный характер)

                                                          Вывод-рефлексия.

-А теперь в качестве вывода урока постройте модель русского национального характера по Тургеневу, обратите внимание на картину на доске, я думаю, она вам поможет (звучит музыка колокола и картина И.Левитана)

-Что получилось? (защищают несколько учеников)

Итог:

У: Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей, их  души и характера русского мужика, что это человек способный переживать, человечный… Исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика. Писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".

И как сказал В.М. Шукшин «Нам бы про душу не забывать…». Вот Тургенев про нее и не забыл, проявив  в этом свое, он первый кто показал внутренний мир крестьянина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации....

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

ПРОЯВЛЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В работе показано, как проявляется русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении.Материал позволяет сделать выводы о значимости идейных убеждений русского чело...

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...