Древнерусская литература
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI — XVII вв Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.
Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров , во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси были монахи, не заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. Поэтому большинство дошедших до нас произведений носит церковный характер.
Произведения древнерусской письменности разделялись на: за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными» Всячески поддерживались распространялись, так как содержали непреходящие религиозные ценности Мирские Духовные
Особенности древнерусской литературы 1 Р у к о п и с н ы й характер ее бытования и распространения. При этом произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав различных сборников . Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.
Особенности древнерусской литературы «Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы, си суть узда въздержанью... Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей...» — поучает летописец под 1037 г.
Особенности древнерусской литературы 2 А н о н и м н о с т ь произведений. Это следствие религиозно-христианского отношения к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (гораздо реже) в заглавии. При этом писатель снабдит свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный».
Особенности древнерусской литературы Биографические сведения о древнерусских писателях, объеме их творчества, характере очень малы. Поэтому если при изучении литературы XVIII — XX вв. широко привлекается биографический материал, раскрывается характер политических, философских, взглядов того или иного писателя, прослеживается история создания произведений, выявляется творческая индивидуальность, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.
Особенности древнерусской литературы Не существовало понятия авторского права . Переписчики выступали в роли редакторов и соавторов. Они изменяли идейную направленность, характер стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии с запросами своего времени. Так создавались новые редакции памятников. Даже когда переписчик копировал текст, его список отличался: он допускал описки, пропуски слов и букв. В связи с этим в науке существует особый термин — «ИЗВОД» (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или болгарского, сербского и др.).
Особенности древнерусской литературы Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет.
Особенности древнерусской литературы Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113 гг., вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.
Особенности древнерусской литературы В XI —первой половине XIV в. основным писчим материалом был пергамент , изготовлявшийся из кожи телят. Этот дорогостоящий материи был доступен только имущим классам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры «БРЕЙН-РИНГ».«Древнерусская литература и литература допушкинского периода».
Цель: В игровой форме обобщить и повторить весь пройденный по данной теме материал.Образовательная задача: закрепить те знания, которые были получены учащимися на предыдущих уроках.Воспитательна...
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».
Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Контрольная работа по литературе "Древнерусская литература. Литература 18 века". 7класс.
Контрольная работа по литературе .7 класс....
Древнерусская литература. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет»
Данная презентация поможет в подготовке к уроку в 7 классе по теме ,, Древнерусская литература. О древнерусском летописании. Повесть ,, Временных лет,,...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...