Программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Содержание и методы обучения курса “Русская словесность” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа является продолжением внеурочного курса для 5 класса «Тайны слова».
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………..
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности……………………………………
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов
освоения программы……………………………………………………….
Тематический план…………………………………………………………
Содержание программы……………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312).
- Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ лицея №395 на 2016-2017 учебный год
- Учебный план ГБОУ лицея №395 на 2016-2017 учебный год
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Внеурочный курс “Русская словесность”, является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с шестиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературе, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Содержание и методы обучения курса “Русская словесность” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа является продолжением внеурочного курса для 5 класса «Тайны слова».
Цель и задачи программы.
Цель: продолжение расширения и закрепления познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
- способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и теории литературы;
- пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общеязыкового развития учащихся;
- расширение знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- воспитание любви к родному языку и литературе.
Развивающие:
- развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
- повышение уровня читательского восприятия пятиклассников
- развиие творческих способностей;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие умения пользоваться справочной литературой;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Тайна слова» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: очные и заочные экскурсии, лингвистические игры, конкурсы,; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир литературного слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (68 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, музей. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы и представляет собой совокупность трех типов образовательных программ: возрастных, индивидуальных и комплексных, направленных на учёт и реализацию индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. По распределению часов ВУД в течение учебного года в данной программе используется модульная модель, позволяющая распределить часы и разделы внеурочной деятельности в определенном периоде времени. В журнале часы записываются по факту их проведения, придерживаясь нормативной цифре месяца. Данная программа реализуется при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, конкурсы, очные и заочные экскурсии, проекты и т.д. Образовательная нагрузка нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 35 минут. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Исключением являются модули, организующие индивидуальную работу с учащимися. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается учителем самостоятельно.
Формы проведения занятий
- лекции, беседы;
- посещение театра
- экскурсии в библиотеку
- игры-конкурсы;
- разыгрывание ситуаций;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- проекты;
- краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, юмористических рассказов, инсценирование ситуаций, подбор репродукций портретов писателей, музыкальных произведений на тему художественных произведений, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология.
- проектная
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств пятиклассника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
- чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
- приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
- осознать свое место в мире;
- оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- анализировать и обобщать на основе фактов;
- устанавливать причинные явления и их следствия;
- представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- выполнять проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- - расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- взаимодействовать со сверстниками;
- совершенствовать собственную речь.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио», ведение читательского дневник, защита проектов, участие в лицейских чтениях.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Программа "Русская словесность" является составляющей общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Данная программа будет иметь продолжение в 7 классе. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.
Содержание программы
1 модуль. Русский язык (34 ч.)
Введение (6 ч.)
Тема 1 Качества правильности речи, хорошая речь. Риторические фигуры, тропы.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (4 ч.)
Тема 2.Звуковой уровень речи, трудности орфоэпии, интонация.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Грамматика (1 ч.)
Тема 3. Слово с точки зрения грамматики.
Практическая часть: изучение классификации грамматических ошибок, знаков корректуры.
Словообразование (3ч.)
Тема 4. Трудности образования слов, уместность употребления слов различных словообразовательных типов.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Лексикология (12 ч.)
Тема 5. Слово с точки зрения лексикологии, употребление слов в несвойственном ему значении, лишние слова, повторение слов. Лексикологические словари и справочники. Слово в художественном тексте. Тропы и фигуры речи.
Практическая часть: нахождение тропов, классификация речёвых ошибок.
Формообразование (1 ч.)
Тема 6. Слово с точки зрения его формы.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфология (6 ч.)
Тема 7. Имя числительное. Ошибки в образовании форм имён числительных.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания имён числительных.
Тема 8. Имя существительное. Ошибки в образовании форм рода, числа, падежа существительных. Склоняемые и несклоняемые существительные.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания имён существительных.
Тема 9. Имя прилагательное. Степени сравнения имён прилагательных.
Практическая часть: тренировочные упражнения.
Подведение итогов (1ч.)
Тема 10. Подведение итогов
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
2 модуль. Литература(34 ч)
Внеклассное чтение (24 ч.)
Тема 1: Ф. Г. Лорка. Что такое чудо? «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути».
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Тема 2-3: знакомство с фильмом по книге А. Грина «Алые паруса».
Практическая часть: самостоятельная исследовательская работа.
Тема 4-5: Л. В. Соловьёв» «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»).
Практическая часть: викторина.
Тема 6-7: В. П. Крапивин «Выстрел с монитора». Фантастическая повесть».
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Тема 8-9: подвиг Галиена Тука. Выход на Дорогу. Творческая мастерская.
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Тема 10-11: А. Никитин. Удивительная Индия. «Хождение за три моря».
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Тема 12-13: Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой «Пётр Первый». А. С. Пушкин «Капитанская дочка»(отрывки).
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Тема 14: Ч. Айтматов «Белый пароход».
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Тема 15: А. Зинчук «Петербургские сказки».
Практическая часть: самостоятельная исследовательская работа.
Тема 16: Н. А. Некрасов. Жизнь крестьянских детей. Стихотворения, посвящённые крестьянским детям.
Практическая часть: экспресс-концерт.
Тема 17: К. М. Станюкович «Максимка».
Практическая часть: эвристическая беседа
Тема 18: А. П. Чехов «Ванька».
Практическая часть: обучение монологической речи, вопросы, индивидуальные сообщения.
Тема 19-20: В. А. Осеева «Динка». Динка прощается с детством»
Практическая часть: самостоятельная исследовательская работа.
Тема 21: Дж. Лондон «Как вешали Калтуса Джоржа».
Практическая часть: викторина.
Тема 22-23: И. А. Ефремов «Белый рог»
Практическая часть: читательская конференция, обучение монологической речи, вопросы, индивидуальные сообщения.
Тема 24: Ю. В. Друнина «Зинка».
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование.
Время читать (10 ч.)
Тема 25: «Дети и война».
Практическая часть: читательская конференция.
Тема 26: «Дети и эпохи». Творческая мастерская.
Практическая часть: викторина.
Тема 27-28: проба пера. Поэзия: размер, рифма, виды рифмовки.
Практическая часть: написать эссе, сказку, стихотворение, юмористический рассказ(по выбору учащегося).
Тема 29-30: конкурс чтецов «В гостях у Мнемозины».
Практическая часть: работа над выразительным чтением.
Тема 31: участие в олимпиаде по литературе «Пегас».
Практическая часть: тест.
Тема 32: Защита проектов
Практическая часть: анализ эпизодов художественных произведений.
Тема 33: Время читать. Работа с сайтом, подведение итогов.
Практическая часть: создание презентаций "Моя любимая книга".
Тема 34: Что читать летом?
Практическая часть: конкурс читательских дневников и портфолио.
Перечень оборудования кабинета
для проведения занятий по внеурочной деятельности:
- Шкафы для хранения оборудования и ТСО;
- Печатные пособия по русскому языку и литературе;
- Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер с набором обучающих программ и тренажёров);
- Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
- Книги для внеклассного чтения;
- Научно-методическая литература;
- Учебные пособия по русскому языку и литературе;
- Художественная литература;
- Электронная библиотека художественной литературы;
- Словари школьного типа и справочная литература;
- Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;
- Хрестоматии по литературе;
- Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
- Раздаточный материал;
- Видеофильмы по русскому языку и литературе;
- Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
- Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
- Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
- Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
- Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
- Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
- Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
- Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
- Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
- Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
- Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
- Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
- Литературный кружок в школе, 5-6 классы: / О. А. Ерёмина - М. : Просвещение, 2012.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор - М,: Просвещение, 2014.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
- Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
- Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.
17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.
19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.
21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.
26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.
Календарно-тематический планирование
№ занятия | Разделы программы | Тема занятия | Виды деятельности или формы организации занятий | Формирование УУД | Кол-во часов и дата проведения | |||
Модуль "Русский язык!" | всего | план | факт | |||||
1 | Введение – 6ч. | Правильная и хорошая речь | конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок. | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. | 1 | |||
2 | Качества хорошей речи | Конкурс «Что я умею и могу?» | 1 | |||||
3 | Тропы | Лингвистическая игра | Личностные: оптимистически воспринимать мир; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; | 1 | ||||
4 | Риторические фигуры | Лингвистическая игра | 1 | |||||
5 | Антитеза | Лингвистическая игра | объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, совершенствовать собственную речь. | 1 | ||||
6 | Фигура перечисления | Творческая работа | 1 | |||||
7 | Фонетика – 4 ч. | Звуковой уровень речи | Тренировочные упражнения на транскрибирование | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
| 1 | |||
8 | Орфоэпические трудности | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | |||||
9 | Звук в поэтической речи | Тренировочные упражнения на транскрибирование | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 1 | ||||
10 | Интонация | Игра со словами | 1 | |||||
11 | Грамматика (1 ч.) | Слово с точки зрения грамматики | Тренировочные упражнения | |||||
12 | Словообразование (3 ч.) | Грамматические трудности, связанные с образованием слов | Тренировочные упражнения | 1 | ||||
13 | Уместность употребления слов различных словообразовательных типов | Игра со словами | ||||||
14 | Словотворчество | Игра со словами | ||||||
15 | Лексикология (12 ч.) | Слово с точки зрения лексикологии | Работа со словарями | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | ||||
16 | Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка | Игра со словами | 1 | |||||
17 | Лексикологические словари и справочники | Работа со словарями | 1 | |||||
18 | Слово в художественном тексте. Метафорическое значение слова | Игра со словами | 1 | |||||
19 | Аллегория и символ | Лингвистическая игра | 1 | |||||
20 | Ирония | Лингвистическая игра | 1 | |||||
21 | Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка | Творческая работа | 1 | |||||
22 | Оксюморон | Лингвистическая игра | 1 | |||||
23 | Лишнее слово как речевая ошибка | Творческая работа | ||||||
24 | Градация | Лингвистическая игра | 1 | |||||
25 | Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки | Творческая работа | ||||||
26 | Повторение слов и употребление однокоренных слов как средство выразительности. Анафора и эпифора. | Лингвистическая игра | ||||||
27 | Формообразование(1ч.) | Слово с точки зрения его формы. | Тренировочные упражнения | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | 1 | |||
28 | Морфология (6 ч.) | Имя числительное. Ошибки в образовании форм имён числительных. | Тренировочные упражнения | |||||
29 | Имя существительное. Ошибки в формах числа имён существительных. | Тренировочные упражнения | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | 1 | ||||
30 | Ошибки в падежных формах имён существительных. | Тренировочные упражнения | ||||||
31 | Имена собственные склоняемые и несклоняемые. | Тренировочные упражнения | ||||||
32 | Трудности в определении рода имён существительных. | Тренировочные упражнения | 1 | |||||
33 | Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. | Тренировочные упражнения | ||||||
34 | Подведение итогов –1ч. | Контроль по типу портфолио, презентация | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. | |||||
2 модуль "Литература" | ||||||||
35 | 1. Внеклассное чтение - 24ч | Ф. Г. Лорка. Что такое чудо? «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути». | эвристическая беседа | Личностные: формировать навыки анализа и сопоставления. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста. Коммуникативные: владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1 | |||
36 37 | Знакомство с фильмом по книге А. Грина «Алые паруса». | самостоятельная исследовательская работа | 1 | |||||
1 | ||||||||
38 39 | Л. В. Соловьёв» «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»). | викторина | 1 | |||||
1 | ||||||||
40 41 | В. П. Крапивин «Выстрел с монитора». Фантастическая повесть». | эвристическая беседа | 1 | |||||
1 | ||||||||
42 43 | Подвиг Галиена Тука. Выход на Дорогу. | творческая мастерская | 1 | |||||
1 | ||||||||
44 45 | А. Никитин. Удивительная Индия. «Хождение за три моря». | 1 | ||||||
1 | ||||||||
46 47 | Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой «Пётр Первый». А. С. Пушкин «Капитанская дочка»(отрывки). | эвристическая беседа | 1 | |||||
1 | ||||||||
48 | Ч. Айтматов «Белый пароход». | эвристическая беседа | 1 | |||||
49 | А. Зинчук «Петербургские сказки». | эвристическая беседа, викторина, тест | 1 | |||||
50 | Н. А. Некрасов. Жизнь крестьянских детей. Стихотворения, посвящённые крестьянским детям. | Экспресс-концерт | Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). | 1 | ||||
51 | К. М. Станюкович «Максимка». | вопросы, викторина | 1 | |||||
52 | А. П. Чехов «Ванька». | индивид. сообщения, вопросы | 1 | |||||
53 54 | В. А. Осеева «Динка». Динка прощается с детством». | самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | ||||||||
55 | Дж. Лондон «Как вешали Калтуса Джоржа». | вопросы, викторина | 1 | |||||
56 57 | И. А. Ефремов «Белый рог» | читательская конференция, обучение монологической речи, вопросы, индивидуальные сообщения. | 1 | |||||
1 | ||||||||
58 | Ю. В. Друнина «Зинка» | эвристическая беседа, словесное рисование | 1 | |||||
59 | Время читать(10 ч.) | «Дети и война». | читательская конференция, обучение монологической речи, вопросы, индивидуальные сообщения. | 1 | ||||
60 | «Дети и эпохи». | творческая мастерская, викторина | 1 | |||||
61 62 | Проба пера. Поэзия: размер, рифма, виды рифмовки. | написать эссе, сказку. стихотворение, юмористический рассказ(по выбору учащегося) | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
| 1 | ||||
1 | ||||||||
63 64 | Конкурс чтецов «В гостях у Мнемозины». | выразительное чтение | 1 | |||||
1 | ||||||||
65 | Участие в олимпиаде по литературе «Пегас». | тест | Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Смысловое чтение. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | 1 | ||||
66 67 | Защита проектов, Время читать. Работа с сайтом, | Презентация, работа с сайтом. выразительное чтение | 1 | |||||
1 | ||||||||
68 | Итоговое занятие | список литературы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6-7 класса "Кладовая Буквоеда"
Программа призвана помочь учащимся войти в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, повысить мотивацию к об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС. Всего 35 часов, по 1 часу в неделю...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"
Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...
Презентация "Речевой этикет" для занятия по программе внеурочной деятельности по русскому языку в 5-6 классах
Данная презентация предназначена для учащихся 5-6 классов для занятия во внеурочной деятельности по программе «Занимательная лексика и фразеология»....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса «Секреты орфографии».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической ...