Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса «Секреты орфографии».
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности учащихся в получении новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Согласовано»
Зам. директора по УР
__________________
«____» _________2020 г.
___________________
(ФИО)
Рабочая программа внеурочной деятельности
по русскому языку
для учащихся 5 класса
«Секреты орфографии».
Составила Давыдова С.А.,
учитель русского языка и
литературы
Сасово 2020
Пояснительная записка.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» для 5 класса разработана
- на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897) к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программы, включенных в структуру основной образовательной программы;
- рассчитана на один год. Полноценная реализация программы возможна только при добросовестном отношении учащихся к заданиям учителя, стремлении овладеть навыками и умениями лингвистического анализа художественного текста.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34.
Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательно о русском языке» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности учащихся в получении новых знаний.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
В рабочей программе курса внеурочной деятельности «Занимательно о русском языке» реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
- уважительное отношение к русскому языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию
- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
- адекватное восприятие и понимание информации;
- способность извлекать информацию из различных источников;
- свободно пользоваться словарями различных типов;
- умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
- способность правильно излагать свои мысли;
- соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении;
Основные цели:
- расширение и углубление знаний по русскому языку;
- изучение трудных вопросов орфографии;
- развитие языкового чутья;
- воспитание интереса к русскому языку.
На занятиях предполагается в доступной форме рассказать о трудностях орфографии русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы. В содержание занятий включены сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, шарады загадки, тестовые задания. Игры и игровые занятия способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.
Задачи:
- Углублять полученные на уроках знания по русскому языку.
- Способствовать повышению познавательной активности учащихся
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Развивать ассоциативное мышление, письменную и устную речь.
- Формировать умение решать нестандартные задачи по русскому языку, задачи олимпиадного характера.
- Подготовить учащихся к участию в конкурсах по русскому языку.
Ожидаемые педагогические результаты:
- более совершенная письменная и устная речь учащихся;
- подготовка к олимпиадам по русскому языку;
- углубленные знания по темам курса «Фонетика», «Лексика», «Орфография», «Морфемика», «Культура речи»;
- умение пользоваться различными видами словарей;
- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Содержание занятия |
1. | Дорога к письменности. | Как люди в древности обходились без письма. Древние письмена. | |
2. | Как возникла наша письменность? | Буквы. Алфавит. | |
3. | Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? | Звуки речи. Решение олимпиадных заданий по фонетике. | |
4. | «Ошибкоопасные» места. | Орфограммы. Отработка навыка нахождения орфограмм в словах. | |
5. | Опасные согласные. | Орфограммы-согласные. Решение олимпиадных заданий. | |
6. | На сцене гласные. | Орфограммы-гласные. Решение олимпиадных заданий. | |
7. | Практическое занятие. | Подготовка к конкурсу «Родное слово» | |
8. | «Фонемные» и «нефонемные» правила. Когда Ь пишется? | Правописание Ь в словах. Решение олимпиадных заданий. | |
9. | Правило о непроизносимых согласных – «фонемное». | Непроизносимые согласные. Решение олимпиадных заданий. | |
10. | «Нефонемное» правило. | Правописание гласных после Ц. Решение олимпиадных заданий. | |
11. | Как «оседлать» правило? Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. | Составление алгоритма применения правил. | |
12. | Память и грамотность. | Отработка навыков орфографической зоркости. | |
13. | Практическое занятие. | Решение занимательных заданий. | |
14. | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. | Знакомство с морфемами. Решение олимпиадных заданий. | |
15. | Где хранятся слова? | Словари, их разновидности. | |
16. | Приставки-труженицы. | Знакомство с приставками, их значениями. Решение олимпиадных заданий. | |
17. | Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы). | Отработка алгоритма правописания приставок, которые следует запомнить. | |
18. | Нарушители «главного» правила (приставки второй группы). | Отработка алгоритма правописания приставок на З-С. | |
19. | Практическое занятие | Игры и упражнения с приставками. | |
20. | Самые трудные приставки! (приставки третьей группы). | Знакомство с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Решение олимпиадных заданий. | |
21-22. | Что может обозначать приставка ПРИ? | Знакомство со значениями приставки ПРИ-. | |
23. | Что может означать приставка ПРЕ-? | Знакомство со значениями приставки ПРЕ-. | |
24. | Практическое занятие. | Отработка навыка отличия приставок ПРИ- и ПРЕ-. | |
25. | Практическое занятие. | Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок». Решение заданий уровня на 5 баллов. | |
26. | Слова-«родственники». | Корень слова. Однокоренные слова. Решение олимпиадных заданий. | |
27. | Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. | Чередование гласных. Полногласие и неполногласие. | |
28. | Орфограммы с «девчачьим» именем. | Чередование гласных в корне, зависящее от суффикса –А-. | |
29. | Командует ударение. | Чередование гласных в корне, зависящее от ударения. | |
30. | Командуют согласные. | Чередование гласных в корне, зависящее от последующих согласных. | |
31. | Командует смысл. | Чередование гласных в корне, зависящее от значения слова. | |
32. | Практическое занятие. | Отработка навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов. | |
33. | «Пересаженные» корни. | Заимствованные слова. Решение олимпиадных заданий. | |
34. | Итоговое занятие. | Обобщение изученного. Подведение итогов. |
Литература:
1. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии.М.Просвещение.1991.
2. Б.Т.Панов. Внеклассная работа по русскому языку. М. Просвещение. 1980.
3. Н.М.Шанский. В мире слов. М. Просвещение.1985.
4. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...
рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"
Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"
Приводится программа внеурочной деятельности для 5-11 классов "Русская лапта"...
Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год
Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...
рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность", разработана на основе программы Альбетковой с учетом требований ФГОС ООО...