Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6-7 класса "Кладовая Буквоеда"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Сапронова Лидия Николаевна

   Программа призвана помочь учащимся  войти в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово   изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности,  повысить мотивацию к обучению русскому языку и литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Рябовская средняя общеобразовательная школа

 Алексеевского муниципального района Волгоградской области

Название программы: Рабочая программа внеурочной деятельности              по русскому языку

«Кладовая Буквоеда»

         Направление развития личности школьника:   интеллектуальное.

                                             Класс:  6-7

                     Составитель и его квалификационная категория:

                      Сапронова Лидия Николаевна – 1   квалификационная категория

 

                                              Учебный год: 2014-2015

 

 Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

  Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

    Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Связь с уже существующими по данному направлению           программами.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с   языковыми нормами.  

Практическая значимость.

Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.

Итогом  работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов         (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОУ.

  Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.  

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

  Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

  Вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа) – модифицированная.

Цель и задачи программы.

Цель –   расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.  

Задачи:

1) закрепление уже изученных лингвистических терминов  

2) знакомство с новой лексикографической терминологией;

3)  развитие умения работать со словарем;

4) развитие навыка поиска лингвистической информации;

5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

 

3. Отличительные особенности программы:

       Базовые теоретические идеи; ключевые понятия:

обучающиеся  6 -7 классов  познакомятся   с наукой «Этимология», звуковыми законами, понятием «Родственные языки», формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Истории  из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью.

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь:

Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст обучающихся  12-13  лет. Это возраст, когда  развивается отношение  к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.), число обучающихся по годам обучения (обосновать).  

  Набор детей производится на добровольной свободной основе. Группа состоит из 15 учащихся  6-7 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка.

  Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

 Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.     Программа  рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по         1 часу.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки. 

Обучающие должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского  народов.

5. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний  о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка,  о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса,  осознанное овладение лингвистическими терминами.  

Второй уровень результатов —  развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.    

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка,  изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты,  сменный материал для стендов).

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр проектов;
  • составление проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количест-во часов

Виды деятельности

дата

Ау-дит

Вне-ауд.

Введение. Языкознание – удивительная наука.

 1

1

 Беседа;

Составление буклета «Русские лингвисты»

Наш язык. Когда и как люди научились говорить (проблема происхождения языка)

0,5

1

Лекция.

Ролевая  игра

Происхождение и развитие письма.

0,5

1

Беседа. Создание буклета

Фонетика. Звуковая жизнь слова.

1

0,5

Беседа.

Конкурс скорогово-рок

Как рождаются и живут слова

1

 1

Беседа.

 Шарады.

Как рождаются и живут слова

0,5

1

Сообщение учащихся.

  Игра «Лексичес-кий марафон»

Омонимы и многозначность.

1

1

 Лаборатор-ная  работа «Анализ текста»

Лото «Омонимы»

Явление синонимии в русском языке.

1

1

  Исследова-ние по теме занятия.

Составление кроссворда «Синонимы»

Русская фразеология.

1

1

Беседа. Викторина «Фразеоло-гизмы»

Русская фразеология.

0,5

1,5

Мини-проект «Фразеоло-гизмы»

11

                   Как вас зовут?    

Имена, фамилии, прозвища.

1

1,5

Беседа.

Работа с художественными текстами. Составление словаря имен.

12

Где вы живете?

1

2

 Исследова-тельский проект «Топоними -ка родного края»

13

Всегда ли мы правильно говорим?

1

1

Составление орфоэпичес-кого словарика.

14

А все-таки она хорошая!                 (Русская орфография и ее принципы)

1

1,5

Научное сообщение.

Презентация «Заниматель-ная орфография»

15

 Особенности русской пунктуации.

1

1

Оформление стенгазеты  «История русской пунктуации»

16

«Я люблю свой родной язык!»

1

2

Подготовка и проведение утренника «Язык мой – друг мой!»

Содержание программы.

1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.

2. Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.  Работа с этимологическим словарем.

3. О слове.

Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

 Работа с этимологическим словарём.

4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  «буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.

6. Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова

однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

7. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и  антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.

8. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в литературных произведениях.

 9.  Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.

10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.)

11.  Всегда ли мы говорим правильно?  Орфоэпия. Речь  и культура общения.

12. Русская пунктуация и ее особенности.  История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых?

13. «Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия. Подготовка и проведение утренника «Язык мой - друг мой!».

 Планируемые результаты.

Личностные результаты:

             эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

            перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

             Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

 

Ресурсное обеспечение реализации программы:

   Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д):

Учитель русского языка, библиотекарь,   заместитель директора по УВР.

Материально-техническое:

Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.

         Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет):

-лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ  в Интернет,

-портреты учёных – языковедов;

-  рисунки и творческие работы учащихся;

-  магнитофон и аудиокассеты;

-  компьютер, диски   с материалами по русскому языку.

Рекомендуемая литература.

I. Литература, используемая педагогом для разработки

программы и организации образовательного процесса

Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999.

 Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.:  Просвещение, 1971.–143с.

Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее.  М.: Просвещение, 1984.–190с.

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.

Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.

 Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.

Откупщиков Ю.В.К истокам  слова. Азбука-классика, 2005г.

Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.

II. Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.

Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.

Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.

Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.

Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.

Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.

 

 

 

 

 

 

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»

    Задачи и особенности программы. Программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элемен...