"Писателем человека делает его детство..." (урок-знакомство с детскими годами В. Г. Распутина)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок-знакомство с биоргафией великого русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, составлен в форме лекции и предназначен для учителей, работающих в старшем звене общеобразовательной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_gody_rasputina.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-знакомство с детскими годами В. Г. Распутина

Тема урока: «Писателем человека делает его детство…»

Форма урока: урок-лекция.

Цель: дать представление о детских годах писателя, о его учебе в Усть-Удинской средней школе. Восстановить знания о биографии писателя, полученные ранее. Воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине, скромность, честность на примерах из биографии В. Г. Распутина.

Оборудование: выставка книг и портрет В. Г. Распутина, ноутбук для показа слайдовой презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Основная часть урока, слово учителя о В. Г. Распутине (учащиеся по ходу лекции делают записи в тетради).

"Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве", - писал Валентин Распутин в 1974 году в иркутской газете "Советская молодежь".

    Родился Валентин Григорьевич в п. Усть-Уда 15 марта 1937 года, детство провел в д. Аталанка. В прошлом Аталанка была успешным леспромхозовским поселком, но во время перестройки леспромхоз закрыли, большая часть жителей осталась без работы, поэтому большинству пришлось переехать. Сейчас в деревне проживает не более ста человек.  

   Родители В. Г. Распутина – крестьяне, выходцы с русского Севера, одной ветвью из мурманских краев, другой – из архангельских.

   Мать писателя, Нина Ивановна (1911-1995), была родом с верхней Ангары. «Не было у моей Нины Ивановны других заслуг, кроме доброго сердца, но это так много! И жизнь она прожила невеселую, пригорбленную еще и послевоенной судьбой отца», - писал В. Распутин. Его отец, Григорий Никитич (1913-1974), вернулся с войны в орденах и медалях, работал начальником почты. Однажды он поехал на пароходе в командировку, чтобы заплатить переводы и пенсии, но случилось так, что сумку с деньгами украли. Время было суровое, и Григория Никитича отдали под суд, который постановил отправить его в ссылку на Колыму, а имущество Распутиных решили описать, с целью возмещения нанесенного ущерба. Вот как вспоминает этот случай сам писатель: «Отца забрали, а у нас дома опись имущества. Какое имущество после войны? Лавки-табуретки. Но и это подлежало описанию и конфискации. Вся деревня унесла по своим избам все, что у нас было, когда приехали описывать, описывать было совершенно нечего. Они что-то там написали и уехали. Потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла. Вот какие были отношения. Выживали вместе, иначе не выжить было».

Начальное детство Распутина совпало с Великой Отечественной войной. Жизнь была трудной и полуголодной, характерной для миллионов подростков в послевоенной стране: «Мы жили вместе с бабушкой в одном доме, жили дружно, хоть и бедно. Была коровенка. Выручала тайга и река. Я дома не сидел. Если не в школе, то сразу же бегу на реку, или в лес». «Труден был хлеб детства», - вспоминал писатель много лет спустя.

В первый класс Аталанской начальной школы Распутин пошел в 1944 году. Несмотря на военное время, он прекрасно учился и много-много читал. Как он сам вспоминал, читать было нечего, он читал все, что попадалось на глаза: книги, журналы, обрывки газет. Книжный фонд школьной библиотеки составлял всего лишь две полки книг, и чтобы его сохранить, читать разрешали только в школе, на дом книги не выдавали. И как вспоминал сам писатель: «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные, и брали новые». А неграмотные деревенские старухи нередко обращались к мальчику-Валентину с просьбами прочитать или написать письмо, и он с удовольствием им помогал.  

В 1948 году жители деревни настояли на том, чтобы Нина Ивановна отправила сына продолжить обучение в школе. Так как в Аталанке была только начальная школа, Распутина отправили в п. Усть-Уда за пятьдесят километров от родного дома. Распутин перешел в пятый класс Усть-Удинской средней школы. Он стал первым в школе учеником из Аталанки. События, происходившие в этот период позже легли в основу знаменитого рассказа «Уроки французского» (1973).  

Одноклассница Валентина Распутина Людмила Михайловна Шипицина вспоминает: « - Он к нам пришел худенький, застенчивый, неважно одетый. Мы-то были городские, усть-удинские. А он приехал из деревни, и жить ему было негде, - рассказывает она. – Первое время жил у своих друзей. Но ему это было неудобно – не хотел быть обузой. Родители друзей приглашали его за стол, а он отказывался – из гордости. А ведь мы тогда еще были маленькие – четвертый, пятый класс. А он уже один жил, без родителей. Его мама, Нина Ивановна, присылала ему картошку.

Очень любил читать. Говорят, что еще когда учился в аталанской школе, - из библиотеки не выходил, прочитал все, что там было. Но не сказать, что он совсем одиночка, были у Валентина, конечно, школьные друзья».

Усть-Удинскую среднюю школу В. Г. Распутин закончил в 1954 году на одни пятерки, после поступил в Иркутский государственный университет на историко-филологический факультет. О студенческих годах Распутина и о начале его творческого пути мы с вами узнаем на следующем уроке.

  1. Обобщение. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.


Использованная литература

  1. Гореславская Н. Валентин Распутин. Русский гений. (Серия «Русской славы имена») / Н. Гореславская, В. Чернов. – М.: Книжный мир, 2013. – 256 с.
  2. Русская литература XX века: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2т. – Т. 2: 1940-1990-е годы / Под ред. Л. П. Кременцова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 464с.
  3. Стрелкова И. И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / И. И. Стрелкова. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”, 2005. – 112с.
  4. И. Лагунова. Предисловие к фотоальбому «Валентин Распутин. Дорога домой» / Издатель: депутат Законодательного Собрания Иркутской области Андрей Чернышев. – Иркутск, 2012. – 237 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Урок проведен по произведению К.Паустовского "Телеграмма". Затрагиваются многие нравственные проблемы, а также взят отрывок из брошюры В.Казыханова "Уроки нравственности"....

урок русского языка в 5 классе на тему «Дерево дорого плодами, а человек – делами. »

Конспект урока по обобщению и систематизации изученного материала по разделу «Речь» на осснове текста "Соседи" (Л. Гурунц)...

конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"

Данный конспект представляет собой обобщение и систематизацию материалов раздела "Речь " в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц)...

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920- 1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова и др.

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920- 1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова и др....

В.М. Шукшин. Актёр. Писатель. Человек. внеклассное мероприятие

В.М. Шукшин. Актёр. Писатель. Человек. внеклассное мероприятие...