Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
методическая разработка (9 класс) на тему
Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства ответственности, сопричастности к тому, что происходит вокруг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по повести
В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
"Человек в кризисной ситуации,
или Проблема выбора"
9 класс
Урок разработала
учитель русского языка и
литературы
МБОУ СОШ№5
г.Тимашевска
Бахмутова Э.И.
Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора.
( По повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Цель:
- осмысление проблем, поднятых писателем в повести;
- формирование активной гражданской позиции учащихся;
- воспитание чувства ответственности, сопричастности к тому, что происходит вокруг
Эпиграф:
"Во всем, что происходит с нами и вообще в мире, истоки там, в наших душах, в том, чем они наполнены".
В.Распутин
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о писателе.
Валентин Григорьевич Распутина - известный российский писатель, дважды лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического труда, автор многих произведений, в которых нашли отражение острые проблемы современности. Распутину характерна обостренная чуткость к происходящему. Художественный талант писателя и активная гражданская позиция позволяют его поставить в один ряд с известными писателями современности: В.Беловым, А.Солженицыным, В.Астафьевым.
Распутин родился в 1937 году в Сибири, в небольшом поселке Усть - Уда, который был расположен на берегу Ангары. Живописный край, чудесная природа - вот истоки писательского творчества.
Распутин создал произведения, которые стали классикой российской литературы: "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", "Прощание с Матерой", "Пожар". Эти произведения мастера явились знаковыми и в какой - то мере - пророческими. Последнее значительное произведение писатель (повесть "Пожар") было опубликовано в середине 80- х годов. Затем Распутин надолго замолчал, уйдя в публицистику. Вновь заговорить о себе он заставил почти 20 лет спустя, когда в 2003 году сначала в журнале "Сибирь", а затем в "Нашем современнике" была опубликована его новая повесть "Дочь Ивана, мать Ивана". Сам писатель так сказал о своей новой работе: "В повести моей едва ли что нужно разъяснять, там все на виду. И изгнание нашего отечественного духа, и насилие над "аборигенами", и дешевое развращение "побрякушками" и "картинками". И надо всем возвышается вопрос: чьи мы? кто мы? каким поклоняемся богам?"
В "Литературной газете" критик Александр Ананичев так написал о произведении: "Повесть Распутина - слепок времени. .. Произведение не только интересное, но и поучительное, особенно для читателей, растерявших такие духовные свойства, во все века отличавшие русских людей, как решительность, мужество и твердость".
Каждая строка повести "Дочь Ивана, мать Ивана " выстрадана и наполнена нечеловеческой болью и переживанием за своих героев, а значит, и за всю Россию.
За повесть "Дочь Ивана, мать Ивана" Валентину Распутину присуждена президентская премия.
2. Работа над повестью
Беседа по вопросам.
Повесть Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана", опубликованная в 2003 году, основана на реальных событиях, которые произошли в 1993 году в Иркутской области.
1) Вспомним сюжет повести Распутина.
( И событие, дающее жизнь сюжету, и сам сюжет повести Валентина Распутина"Дочь Ивана, мать Ивана" - страшно просты: русская девочка Света изнасилована рыночным торговцем - азербайджанцем. Мать Светланы, Тамара Ивановна, убедившись, что судебная система не в силах осуществить наказание, сама вершит правосудие - убивает насильника из собственноручно изготовленного обреза).
2) Убийство или возмездие? Как вы считаете?
(Учащиеся высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.)
3) Почему именно в руки матери автор вкладывает орудие возмездия?
( Женщина, защищая своего ребенка, в кризисные ситуации способна на многое, даже на убийство человека, надругавшегося над ее дочерью)
4) Каковы истоки характера главной героини?
( Проследить по тексту повести, как складывается характер героини: детство, юность, влияние отца на характер героини)
5) Каким предстает отец пострадавшей девочки?
(Характер отца девочки слабее характера матери. Немаловажная деталь - фамилия Воротников - лишь подчеркивает второстепенность образа)
6) Как вы считаете, символично ли, что только главную героиню автор называет по имени - отчеству?
( Уважаемого человека всегда называют по имени - отчеству. Именно такой является Тамара Ивановна. Традиционно у Распутина женские образы сильнее, чем мужские. Именно женщина является хранительницей семьи, ее консолидирующим центром)
7) Обратим внимание на семантику имени главной героини: Тамара в переводе с древнееврейского ("финиковая пальма"), вспоминается и грузинская царица Тамара, правившая в XIII веке, которая отомстила своим врагам.
8) Каков смысл названия повести?
(Дважды повторенное "Иван" в имени сына и деда дает основание говорить о преемственности поколений. Сын - мать - дед - неразрывная жизненная нить, которая связывает семью)
9) Какие еще проблемы поднимает автор в своей повести?
( проблемы: преступление - наказание, отцы - дети, народ - власть)
10) Как решается первая проблема?
( За совершенное убийство главная героиня осуждена на шесть с половиной лет, она не пытается оправдываться: "Сама ответ держать буду". В городе женщине сочувствуют)
11) Можно ли утверждать, что беда случилась с дочерью, потому что существовала проблема "отцов и детей"?
(Иногда недопонимание между старшим и младшим поколениями приводит к печальным и даже трагическим последствиям)
12) Как показаны в произведении народ и власть?
( Народ, уставший ждать, когда жизнь наладится, способен на открытое проявление недовольства, если власть продажна, не способна навести порядок)
13) Каковы приметы времени?
( Город, в котором все чувствуют себя неуютно, противопоставлен деревне с вековыми традициями. Хорошо живут лишь те, кто приспособился к новым условиям жизни, вписался в рыночные условия)
14) Что автор говорит о современной школе?
(Новомодные предметы вытеснили традиционные, школа - уменьшенная модель общества, в которой отразились все реалии современного времени)
15) Как автор показывает досуг молодежи?
( Учащиеся находят в тексте повести описание Дома пионеров, погром скинхедов)
16) Какая роль автором отводится сыну Ивану?
( Иван в отличие от надломленной Светланы характером пошел в мать, Тамару Ивановну. Он также не пасует перед опасностью, может за себя постоять. Зачитать фрагмент "На берегу". После армии с артелью плотников Иван отправляется в деревню строить храм)
17) Тяжело ли было читать повесть? Дает ли автор совет, как найти выход из сложившейся ситуации?
( Свой взгляд на происходящее в России Валентин Григорьевич вложил в литературно выграненную формулу: "За эту эпоху жизнь закалилась и уплотнилась настолько, что она не признает никаких сомнений, ничего хлябающего, перетаптывающегося, и уверенно делает главное дело - чеканит из человека монету")
18) Повесть Распутина вызвала разные отклики: положительные и отрицательные. Некоторые рецензенты считают, что повесть разжигает национальную рознь. Как вы считаете?
( Учащиеся высказывают свою точку зрения)
19) Можно ли молчать, когда на ваших глазах происходить утрата традиций, попирается святое, на чем веками держалась жизнь?
( Автор показал причины, почему это произошло с нами, поставил диагноз, наша задача сделать свой нравственный выбор)
3. Подведение итогов урока
Можно по - разному оценивать повесть В.Распутина, но важно то, что в изображении страдания, в описании людей, потерявших себя, ему по - прежнему нет равных. Точностью его диагнозов нельзя не восхититься. Распутину удалось главное: его произведения не оставляют читателя равнодушным.
Невольно вспоминается ранее написанная вещь Распутина, где писатель сказал: "Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоить твой дом". Давайте прислушаемся к мудрому совету писателя. Это наша земля, и от нас с вами зависит, каким будет завтра, от нас зависит, будем ли мы на своей земле хозяевами. Выбор за нами.
4. Домашнее задание: напишите сочинение - отзыв о прочитанном произведении В.Распутина: "Нравственные уроки повести "Дочь Ивана, мать Ивана"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Рецензия информирует о произведении В.Г.Распутина, содержит его краткий анализ и оценку. ...
Презентация к уроку по повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
Урок по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" проходил в форме читательской конференции, где ребята делали свои сообшения по темам: " Противостояние", "белое и черное", "мужское и женское" и...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...
Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...
Урок в 11 классе по литературе "Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Урок в 11 классе по литературе"Остаться человеком"(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")...