конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный конспект представляет собой обобщение и систематизацию материалов раздела "Речь " в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk.yaz_v_5_kl.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (5-й класс). Конспект.
ТЕМА:«Дерево дорого плодами, а человек – делами. »
Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Речь».
Цель урока: повторить изученный материал о тексте, его признаках, стилях и типах речи.
Оборудование урока: виноградная лоза и виноградные кисти (нарисованные), пословицы и поговорки: «Дерево дорого плодами, а человек – делами», «Всяк человек в деле познаётся», «Сам себя губит, кто других не любит».
Речевая подготовка (домашняя работа):
- Сгруппировать слова по видам орфограмм: обронил, делилось, заслонять, лоза, выросла, росло, не отняло, не заслонять, не просит.
- Объяснить лексическое значение слов: лоза, потеснилось, нуждалось, великодушный, милосердный, эгоистичный, бессердечный.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слово учителя:
Ребята вы приготовились к уроку, проверьте, есть ли у вас на партах тетради, ручки, листы для выполнения работы.
Прошу вас не вставать во время ответов с места (хотя я знаю, что вы все хорошо воспитаны). Мы не будем тратить время на то, чтобы вы вставали с мест, так как сегодня нам предстоит многое сделать на уроке. Мы будем работать с текстом, и не только вспомним, но и обобщим все те знания, которые получили за этот учебный год. А дома вы создадите свой текст, напишите сочинение, опираясь на личный опыт.
Работа над текстом. (текст напечатан для каждого ученика)
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим, У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла об ходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь поплотнее сомкнуло над ней ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями — она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один
плод. (151)
Л. Гурунц.
- Итак, приступим. А начнём с вашей домашней подготовки:
Вы группировали слова по группам орфограмм.
- Проверяем
Второе ваше задание было: объяснить лексическое значение слов…
- Вопрос: почему четыре слова записаны парами? Что они из себя представляют (антонимы)
Что такое антонимы?
+ Вы проделали эту работу дома, и тем самым подготовили себя к встрече с текстом.
- А вот как мы над ним поработаем, в конце урока нам покажет эта виноградная лоза.
Почему же лоза?
- Задание: прошу взять в руки листы с текстом (текс Забелина Н.В. о дубе и лозе?) и, вдумчиво, внимательно прочитать его и подготовиться к выразительному чтению вслух.
- Приступили к работе.
( После того, как дети прочитали)
* Все ли увидели слова, над которыми работали дома?
- Прошу выразительно прочитать текст. (Ученик читает текст)
- Анализ текста – понравился ли вам текст?
Что особенно впечатлило вас?
Какая, по вашему мнению, была лоза?
Какие человеческими качествами автор наделил дерево и лозу?
* Итак, мы уже приняли, как данное то ,что перед нами текст, а теперь попробуем это доказать:
- чётко сформулируйте, о чём же он?
- ответив на этот вопрос, что мы определили? (тему)
۞ Вешаем гроздь
- что объединяет предложения в тексте? (основная мысль)
- сформулируйте её, что нам хотел сказать автор? (какая лоза – великодушная, давала плоды, а дерево – бессердечное)
۞ Вешаем гроздь
Ребята, как вы считаете, закончен ли текст?
- Задание:
Это будет ваше творческое задание, но после того, как мы поработаем над материалом.
- Что ещё можно подобрать к тексту (заглавие)
۞ Вешаем гроздь
Давайте воспользуемся словами или словосочетаниями из текста (соседи)
Обоснуйте свой выбор
- Смотрите, пожалуйста, на доску – здесь 4 изречения.
- Как вы думаете, какое из них точнее отражает основную мысль текста?
- В качестве чего мы можем использовать это предложение?
Эпиграф.
- Какими ещё признаками обладает текст?
Разделён на абзацы.
Микротемы
.
۞ Вешаем гроздь
- Если мы выделим и сформулируем основную мысль каждого абзаца, то что можно составить? (план)
۞ Вешаем гроздь
- Задание
Воспользуйтесь для составления плана самим текстом.
- Великодушная лоза делится пищей и водой.
- Дерево уже не просит пищи, а берёт сколько нужно.
- Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
- Просьба – не заслонять солнце.
- Лоза радует глаз гроздьями.
- Какими ещё параметрами обладает текст (тип речи)
۞ Вешаем гроздь
- Вспомните, какие типы речи вы знаете.
- К какому типу речи он относится?
- Докажите
(действия развиваются последовательно,
глаголы совершенного вида (примеры)
принцип фотографии)
- Давайте вспомним о стилях.
- Какие стили вы знаете?
۞ Вешаем гроздь
- К какому стилю относится этот текст?
- На основе какого приёма он построен (противопоставление)
- Какие выразительные средства вы увидели (олицетворение, эпитет, метафора). Докажите.
۞ Вешаем гроздь
- Вывод:
Наша лоза, как и в тексте радует нас виноградными гроздьями, а это значит, что все основные признаки и параметры текста мы определили.
***(Давайте ещё раз обобщим, что же отличает текст от набора предложений (тема, осн. Мысль, заглав., эпиграф, абзац, план, тип речи, стиль, худ. Средства)
- Работая над текстом мы увидели, что в нём используется приём противопоставлений, но в последнем абзаце этого приёма нет.
- Задание
Закончите текст в 2-х, 3-х предложениях этот текст
- Учащиеся зачитывают созданные работы
- А вот, что написал автор…. (чтение концовки текста)
- Домашнее задание:
Вспомните тип речи – рассуждения и создайте своё сочинение, используя вторую часть эпиграфа, как тему
Примерное рассуждение:
Бывает так и среди людей. Одни стараются помочь в трудную минуту, другие поступают иначе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по естествознанию в 7классе «Распространение плодов и семян в природе»
Урок ставит своей целью вооружать учащихся знаниями о способах распространения семян в природе. Учит беречь и охранять природу....
урок русского языка в 5 классе на тему «Дерево дорого плодами, а человек – делами. »
Конспект урока по обобщению и систематизации изученного материала по разделу «Речь» на осснове текста "Соседи" (Л. Гурунц)...
Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы
Урок создёт условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии методов получения и...
конспект урока 6 класс- Роль бактерий в природе и жизни человека
Роль бактерий в природе и жизни человека...
Конспект урока + маршрутный лист по теме "Становление наук о человеке", 8 класс
УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник "Анатомия.Физиология.Гигиена"Эпиграф: Водну и ту же реку нельзя войти дважды (Гераклит)Тип урока: подтверждение прежних знаний....
Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».
Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...