Урок-путешествие “По пушкинским местам ”
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок - путешествие по основным местам прибывания Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_po_pushkinskim_mestam.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие “По пушкинским местам ”
/9 класс/
Цель урока: 1) Знакомство с основными местами пребывания А.С. Пушкина;
2) развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть
лирических произведений;
3) развитие интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина,
воспитание любви к прозе и поэзии.
Оборудование: 1) портрет и бюст А.С. Пушкина;
2) иллюстрации к произведениям поэта;
3) портреты, иллюстрации, фотографии памятников А.С. Пушкину
из альбома “А.С. Пушкин”,
4) роман Ю. Тынянова “Пушкин”.
5) книжная выставка ( Ю. Лотман, М. Цветаева, С. Гейченко и другое)
6) ТСО – видеозапись фильма НТВ.
фонозапись стихотворения
7) школьная доска с опорными словами
Ход урока.
Вступительное слово:
1 Учитель
Добрый день, дорогие друзья!
Мы предлагаем вам поговорить о жизни и творчестве поэта, который занимает особое
место в культуре России – об Александре Сергеевиче Пушкине. С его творчеством мы начинаем знакомиться с раннего детства. У каждого Пушкин свой. А что он для вас?
Творческая работа
Хотелось бы, чтобы вы сейчас в двух - трех предложениях высказали свое мнение о творчестве
великого соотечественника, вспомнили, какие произведения прозы и поэзии Пушкина вы
изучили ранее, сформулируйте свое впечатление в небольшом устном высказывании. Помогут
вам опорные слова
- восхищаюсь
- поражаемся
- научил
- заставил задуматься
2 Ученица
Выразительное Леонид Хаустов. “Дорога”
чтение наизусть
И снова дорога. И снова
Глухие удары копыт,
И шум перелесков сосновых,
И грусть одиноких ракит.
Что галки, черны деревушки.
Ребят одиноких гурьба.
О чем ты задумался, Пушкин,
С горячей ладонью у лба?
Какая на сердце тревога?
Любовь, вдохновенье, друзья?
А может быть, просто-дорога,
Большая Россия твоя?
3 Учитель
Итак, сегодня мы с вами отправимся в дорогу вслед за поэтом, посетим дорогие сердцу
Пушкина места. А экскурсоводами будут наши ребята.
4 Учитель
Задание “экскурсантам”.
Вы должны составит два – три тестовых задания. связанных с местами пребывания
А.С. Пушкина, с авторами памятников и т.д.
5 Ученица.
На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движения потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда
лежат цветы. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом А.С. Пушкина. Автор его – скульптор Александр Михайлович Опекушин.
Торжественное открытие памятника в 1880 году - большое событие в жизни русского общества того времени. Он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. Передовая русская общественность всячески приветствовала это благородное дело. Много лет прошло со дня открытия памятника Пушкину в Москве, но и до настоящего времени он продолжает оставаться лучшим изображением в монументальной скульптуре.
Царское Село /1811-1817/
6 Учитель
Какое отношение к жизни великого поэта имеет дата 19 октября? (день открытия Лицея)
7 Ученик
19 октября 1811года – День рождения Лицея. И мы отправляемся в Царское Село под Петербургом .
Лицей был своеобразным учебным заведением, здесь были лучшие профессора и преподаватели: Малиновский, Куницин. В 1811 году в числе тридцати дворянских детей
Пушкин стал лицеистом. Среди воспитанников были юноши с поэтическим талантом:
Дельвиг, Кюхельбекер. Они стали друзьями поэта. Но лучшим другом до конца жизни
стал Иван Пущин.
Выразительное чтение наизусть
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неколебим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское Село.
Эти слова “Друзья мои, прекрасен наш союз!” были помещены на постаменте памятника Пушкину - лицеисту в Царском Селе (ныне город Пушкин) к 100-летию со дня рождения великого поэта.
Петербург /1817-1820/
8 Ученик
Через несколько дней после окончания Лицея Пушкин был принят на службу в Коллегию иностранных дел. Общественная жизнь в столице била ключом. Это было время, когда в Петербурге образовывались тайные политические общества, новые литературно- политические общества “Зеленая лампа” и др., члены которой видели в ней большую общественную силу и ставили своей задачей создание гражданской поэзии. Пушкин создает “Вольность”,
”к Чаадаеву”, эпиграммы. Царь Александр 1 при встрече с директором Лицея сказал о бывшем воспитаннике: Пушкин “наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает. Пушкина надобно сослать в Сибирь”.
Южная ссылка /1820 – 1824/
9
Стараниями друзей: Жуковского, Карамзина, Чадаева - поэт был отправлен на службу на юг России, а не в Сибирь. В начале мая 1820 года последовало царское решение.
Прослушивание фонозаписи
Стихотворение “К морю” читает актер Щукин
География южной ссылки очень широка: Екатеринослав, Пятигорск на Кавказе, Гурзуф в Крыму, Кишинев.
Итогом этого большого четырехлетнего пребывания на юге стали стихотворения и романтические поэмы: “Цыганы”, ”Братья разбойники”, ”Кавказский пленник”, ”Бахчисарайский фонтан”.
Михайловское /1824 – 1826/
10 Ученица
Сельцо Михайловское, куда приехал Пушкин в 1824 году, находилось в псковской губернии. Сюда поэт был выслан под надзор властей и собственного отца, что очень обострило их отношения. В письме к брату Александр Сергеевич пишет: “Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки , обедаю поздно; после обеда езжу верхом вечером, слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки!”
Народно – поэтическое творчество и быт интересуют поэта. Он увлекается идеей написать
о вождях народных движений XVII – XVIII веков Степане Разине и Емельяне Пугачеве
11 Ученица
Болдино/1830- 1833/
“Село Болдино было настоящая боярская вотчина, три тысячи душ, да беда была в том, что
…сын отца от первого брака оттягал большую часть земли и душ себе…
В вотчине Сергей Львович (отец поэта) никогда не бывали болезненно морщился, когда матушка намекала – не без яду, что не мешало бы, дескать, заглянуть. Зная, что числится тысячи душ…что есть там в селе мельница…, от казны поставлен питейный дом, а кругом густой лес…” – пишет Ю. Тынянов в романе “Пушкин”
(М.,”Художеств литература”, 1987, с. 5 (классики и современники)
Просмотр отрывка видеофильма, посвященного
Болдинской осени 1830года.
12 Учитель
(напоминает о творческом задании учащимся, проверяет работу в тетрадях – запись основных этапов жизни и творчества А. С. Пушкина в виде хронологической таблицы)
Просмотр второго отрывка видеофильма, посвящённого
жене поэта – Наталье Николаевне Гончаровой .
Петербург/1834-1871/
13 Ученица
В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили “последний акт” жизненной драмы поэта.
27 января 1837 года в Петербурге на Черной речке состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом.
Смертельно раненный, поэт проживет еще два дня. Последним его домом станет квартира на Мойке.
Ученица
Легкий, стремительный, полный внутреннего движения, музыки стихов, читает нам Пушкин свои произведения, как читал кода-то своим друзьям.
“Пушкин – очень яркий человек по своему характеру, прост в своих движениях и ясен в мыслях, говорит скульптор М.К. Аникушин, поясняя идею памятника, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслоняли бы это явное изображение нашего великого поэта…
Памятник был открыт 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади искусств. Он очень полюбился хозяевам и гостям города, проникнутого памятью поэта…”
14 Ученица
Выразительное чтение Наш земляк – поэт Николай Палькин посвятил Пушкину наизусть свое стихотворение
“Пушкин.”
Земной, а вовсе не былинный,
Он в нашей высится судьбе
Той ослепительной вершиной,
Что манит каждого к себе;
Той ослепительно тревожной,
Живущей с Богом заодно,
Постичь которую возможно,
Достичь которой не дано.
(1990год)
16 Учитель
Д/з. Составление тестовых заданий по жизни и творческому
пути А.С. Пушкина
Итог урока. Выставление оценок
Итак, мы с вами совершили путешествие по пушкинским местам. Время урока не позволяет нам очень подробно остановиться на каждом этапе, но на последующих уроках мы не раз вернемся с Пушкиным и в Михайловское, и в Болдино, и в Петербург и поговорим подробно
о его талантливых произведениях прозы и лирики, приобщимся к его великому дару!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...