Иван Андреевич Крылов.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
- Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
- В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
- В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
- Как будущий писатель работал над собой?
- В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
- Что принесло ему прижизненную славу и популярность?
2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова
«Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный, <…> знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его».(В.Г. Белинский)
- Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
- Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?
- О чем говорит спокойное лицо баснописца?
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:
«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)
2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.
3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.
1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.
2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»
3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.
Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
- Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?
– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
– Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
– Слона-то я и не приметил.
– А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
– Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона.
– У сильного всегда бессильный виноват.
– А воз и ныне там.
– Демьянова уха.
– А ларчик просто открывался.
– Сильнее кошки зверя нет.
– А Васька слушает да ест.
– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
«Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)
«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)
- Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
- За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?
2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.
Эзоп «Лисица и виноград» | И.А. Крылов «Лисица и виноград» |
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!». Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. | Голодная кума Лиса залезла в сад, В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь». |
- Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?
3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:
«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)
- Как работал над своими баснями И.А. Крылов?
- Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?
4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:
«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)
- Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
- Как вы понимаете значение слова «невежество»?
5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.
6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы:
«Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.
“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».
(Т. П. Буслакова)
- Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
- Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
- Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье – с дубом?
- Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.
Коллективное выполнение задачи:
1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:
«Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)
- Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
- Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.
2.Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:
«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».
(И.И. Срезневский)
- Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
- Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?
3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.
4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:
«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»
(И.И. Срезневский)
- Найдите в басне характеристику ловчего.
- Кто является прототипом этого персонажа?
- В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?
5.Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».
- Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.
6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.
7.Ответьте на вопросы викторины«Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:
- Она «наелась желудей досыта, до отвала».
- Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать».
- Она хотела сжечь море.
- Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою».
- Он обещал стать охранником овечьих стад.
- Она «без души лето целое все пела».
- Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.
- Она попала «в большие забияки».
- Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
- Она пыталась руководить квартетом.
- У него на локтях продрался кафтан.
- Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
- Его «захлопнула злодейка-западня».
- У нее есть 5–6 кривляк-кумушек.
- Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
- Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.
- Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
- Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
- Он был перекормлен рыбным супом.
- У него все вокруг только «мое».
8.Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…».
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
Презентация "Иван Андреевич Крылов и его басни".
Презентация может быть использована на уроках по басням И.А.Крылова как иллюстративный материал. Презентация содержит сведения об истории басни, баснописцах, биографии И.А. Крылова, виктор...
Иван Андреевич Крылов презентация
Презентация к урокам литературы 5 класс...
Внеклассная работа по литературе. Иван Андреевич Крылов
Оригинальный сценарий о жизни и творчестве баснописца...
Игра-презентация "Иван Андреевич Крылов-поэзия народной мудрости"
Литературная гостинная...
Иван Андреевич Крылов, Басни
Презентация к уроку литературы 5 класс....
Конспект урока. «Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова».
Конспект урока о писателе и его творчестве....