Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по литературе (5 класс)
Программа внеурочной деятельности "Развитие творческого потенциала учащихся 5 класса" подготовлена на 2015- 2016 учебный год и реализована в этом учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г. Улан – Удэ
МАОУ СОШ №19
Программа внеурочной деятельности
«Развитие творческого потенциала учащихся»
Класс 5
Уровень базовый
Автор: Аюшеева Дарима Раднаевна,
учитель русского языка и литературы
г. Улан – Удэ, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Развитие творческого потенциала учащихся » составлена на основе образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения.
Данная программа предлагается для учащихся, желающих повысить своё речевое развитие и успешно приобщиться к красоте художественного слова, то есть, развивая речь, развить свои творческие способности.
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитию творческих умений, мировоззрения, гуманности.
Цель курса – речевое развитие обучающихся, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
1. научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста;
2. развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;
3. совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма);
4. сформировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных произведений).
В целом приоритетом является практическая деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Данный курс опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как репродуктивный, коммуникативный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, технологии дифференцированного обучения.
Программа рассчитана на 34 часа – одно занятие в неделю и может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от уровня подготовки учащихся и их творческих способностей.
Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем (беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа).
Программа направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
Личностными результатами являются знания:
∙основных норм литературного языка;
∙средств художественной выразительности речи;
∙приемов и методов устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;
Предметными результатами освоения программы являются умения:
∙слушать и понимать текст;
∙выполнять комплексный анализ текста;
∙воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;
∙создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;
∙определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников.
Содержание курса
Текст и его части |
Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста |
Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста |
Стили речи. Особенности художественного стиля речи |
Типы речи. Повествование и его структура |
Тип речи описание и его структура |
Тип речи рассуждение и его структура |
Практическая работа – определение типов речи |
Словесные пейзажные зарисовки |
Пробуем писать стихи |
Придумываем сказки |
Подготовка к конференции «Серебряная альфа» |
Анализ выступлений на конференции |
Сюжет. Повествование на основе данного сюжета. |
Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). |
Рассуждение на морально-этические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы |
Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою). |
Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края. |
Общение с окружающим миром и людьми. |
Портрет героя по реалиям и деталям его быта |
Комплексный анализ текста |
Сбор материала к сочинению и его систематизация |
Создание собственных текстов – практика. |
Выбираем собственные жанры |
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма |
Готовимся к выступлению |
Школьный фестиваль творческих работ |
Анализ и итоги деятельности |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Вид деятельности | Содержание занятия |
1 полугодие 05.09 | Текст и его части | Лекция | Основные признаки понятия текст | |
12.09 | Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста | беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа | Морфологические и лексические средства связи, контекстуальные синонимы | |
19.09 | Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста | Практическая работа | Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста. | |
26.09 | Стили речи. Особенности художественного стиля речи | Лекция +практика | Отличительные особенности художественного стиля, изобразительные средства языка | |
3.10 | Типы речи. Повествование и его структура | Лекция +практика | Особенности строения повествовательного текста | |
10.10 | Тип речи описание и его структура | Лекция +практика | Особенности строения типа речи описание | |
17.10 | Тип речи рассуждение и его структура | Лекция +практика | Особенности строения типа речи рассуждение | |
24.10 | Практическая работа – определение типов речи | Практическая работа | Работа с текстами разных типов речи, составление своих текстов | |
31.10 | Словесные пейзажные зарисовки | Лекция +практика | Описания природы, средства описания | |
14.11 | Пробуем писать стихи | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров | |
21.11 | Пробуем писать стихи | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров | |
28.11 | Придумываем сказки | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Написание сказок с использованием элементов сказок | |
5.12 | Придумываем сказки | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Написание сказок с использованием элементов сказок | |
12.12 | Подготовка к конференции «Серебряная альфа» | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление | |
19.12 | Подготовка к конференции «Серебряная альфа» | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление | |
26.12 | Анализ выступлений на конференции | Беседа | Подведение итогов | |
2 полугодие | Сюжет. Повествование на основе данного сюжета. | Лекция | Работа с литературоведческими терминами | |
Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). | Лекция | Работа с литературоведческими терминами | ||
Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы | Практическая работа | Составление собственных текстов - рассуждений | ||
Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою). | Лекция +практика | Написание различных писем | ||
Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края. | Лекция +практика | Составление дневниковых записей | ||
Общение с окружающим миром и людьми. | Лекция +практика | Письма – обращения, олицетворения, перифразы | ||
Портрет героя по реалиям и деталям его быта | Лекция +практика | Составление портрета героя | ||
Комплексный анализ текста | Практическая работа | Анализ предложенных учителем текстов | ||
Сбор материала к сочинению и его систематизация | Практическая работа | Подготовка к написанию сочинений | ||
Создание собственных текстов – практика. | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Написание сочинений | ||
Выбираем собственные жанры | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Выбор наиболее подходящего жанра сочинения | ||
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Развитие творчества учащихся | ||
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Развитие творчества учащихся | ||
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Развитие творчества учащихся | ||
Готовимся к выступлению | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление | ||
Готовимся к выступлению | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление | ||
Школьный фестиваль творческих работ | Выступления | Выступление на школьном фестивале творческих работ | ||
Анализ и итоги деятельности | Беседа | Подведение итогов, награждения |
Учебно – методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993
2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009
3. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993
4. Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996
5. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М., 1990.
Для учителя:
1. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004
2. 3. Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000
4. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996
5. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов. – М., 1993
Медиаресурсы
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...