Мастерская творческого письма по рассказу В.К.Железникова «Три ветки мимозы» (технологическая карта урока)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока содержит все этапы творческой мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: Урок развития речи, урок внеклассного чтения
Технологическая карта
Тема | Мастерская творческого письма по рассказу В.К.Железникова «Три ветки мимозы» | |||
Цели: | Образовательные: знать особенности построения литературного произведения, понимать логику развития сюжета, характеры персонажей, уметь достраивать в соответствии с авторской позицией. Развивающие: развивать навыки устной и письменной речи в соответствии с учебной задачей. воспитательные: знать моральные нормы и выделять нравственный аспект поведения, ориентироваться в межличностных отношениях, формировать способность к рефлексии. | |||
Основные понятия | Сюжет, композиция, персонаж, идея | |||
Этап урока, цель | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный момент 1 мин | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | |||
2.Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности Цель - эмоционально настроить ученика, «вырастить» поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций. (1. ИНДУКЦИЯ 15 мин) | 1.Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злиться» наизусть подготовленным учеником. 2. Прослушивание музыкального отрывка с предварительным заданием «Какой образ весны рождает музыка? Какое настроение создает у вас в душе? 3. Запишите ассоциативный ряд к слову «весна». 4.Беседа. С какими цветами ассоциируется у вас весна? 5. Опишите по картинке цветок (на подготовку 1 минута). Пропедевтика ИС | Направляет беседу, слушает ответы учеников, стараясь не корректировать комментарии учеников. | Выполняют задание учителя, участвуют в беседе. Составляют ассоциативные ряды, объясняют свой выбор. | Познавательные УУД (овладение ассоциативными способами познания мира, осмысление образа весны в единстве музыки и литературы). Познавательные УУД (перевод информации из наглядного способа в словесный способ выражения) |
3. Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности). 3.1. Знакомство с текстом (7 мин) | 1.Предварительная работа с текстом. Вопрос: предположите сюжет рассказа по названию. 2. Сообщение о жизни писателя подготовленным учеников. 3.Чтение текста В.К.Железникова «Три ветки мимозы» (начало) 4.Беседа: - Текст законченный? Какими признаками обладает законченный текст? - Предположите тему урока, цель урока. | Создает ситуацию определения темы и цели занятия. Помогает формулировать тему и цель урока | Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя, выдвигают гипотезы. | Познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; установление аналогий, причинно – следственных связей, построение рассуждений) |
3.2. АУТОСОЦИОКОНСТРУИРОВАНИЕ (индивидуальная работа) (2 мин) Цель - индивидуальное построение гипотезы каждым учеником | Задание. Запишите схематично дальнейшее развитие событий. | Индивидуально консультирует, выявляет затруднения. | Размышляют, создают схемы | Познавательные УУД (перевод информации из словесного способа в схематичный способ выражения) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
3.3. СОЦИОКОНСТРУИРОВАНИЕ (10мин) Цель – обсуждение и выработка общего решения (групповая работа). | Задание. Обсудите каждую схему, определите наиболее удачную для дальнейшей разработки. | Индивидуально консультирует, выявляет затруднения. | Защищают личную концепцию, обсуждают схемы товарищей | Коммуникативные УУД (осознанно строить речевое высказывание, готовность слушать собеседника и вести диалог, определять общие цели и пути их достижения; готовность конструктивно разрешать конфликты) Познавательные УУД (перевод информации из наглядного способа в словесный способ выражения) |
3.4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (4 мин) Цель – оформление решения (групповая работа) | Задание. Сформулируйте общий вариант окончания рассказа. | Индивидуально консультирует, выявляет затруднения. | Вырабатывают общую концепцию ответа | Коммуникативные УУД (осознанно строить речевое высказывание, готовность слушать собеседника и вести диалог, определять общие цели и пути их достижения; готовность конструктивно разрешать конфликты) |
3.5. АФИШИРОВАНИЕ (10-15 мин) Цель – представление результата работы | Задание. Выберите представителя от группы для чтения вашего варианта окончания рассказа. Итоговый вопрос: какой вариант вам показался самым интересным или неожиданным? | Слушает ответы учеников, стараясь не корректировать комментарии учеников | Чтение и активное слушание, участие в обсуждении. | Познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; установление аналогий, причинно – следственных связей, построение рассуждений) |
3.6. РАЗРЫВ (7 мин) Цель – сравнительный анализ текстов. | Задание. Прослушайте авторский вариант текста. - Совпало ли с вашей версией и почему? Ожидали ли вы такого финала? - Какие проблемы поднимает автор, а какие – вы? - А вы подарили бы цветы однокласснице? ИЛИ А вам случалось оказываться в подобных ситуациях? | Слушает ответы учеников, корректируя формулировки проблем | Активное слушание и обсуждение, участие в дискуссии | Познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; установление аналогий, причинно – следственных связей, построение рассуждений) Личностные УУД (умение соотносить поступки события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и выделять нравственный аспект поведения, ориентироваться в межличностных отношениях) |
4. Этап подведения итогов учебного занятия (2 мин) | Достигли ли поставленных целей? | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Высказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД (освоение начальных форм личностной рефлексии) |
5. Рефлексия -5 мин 1.Устная форма 3 мин Предметная рефлексия Эмоциональная рефлексия | Что нового из мира литературы узнали на уроке? Какую проблему по предмету хотели бы обсудить? Нравится ли вам такая форма работы? Как ваше настроение? Что понравилось, что не понравилось? Как лучше работать: в паре, группе, в одиночку? (работа индивидуальная или по парам или ответы. Что понравилось, чему научились) | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Высказывают свое мнение. | Личностные УУД (умение соотносить поступки события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и выделять нравственный аспект поведения, ориентироваться в межличностных отношениях, потребность в самовыражении). Коммуникативные УУД (освоение начальных форм личностной рефлексии) |
2.Письменная форма 2 мин | Самооценка. Оцени свою деятельность на уроке в соответствии с вопросами по 5-балльной шкале:
Взаимооценка Передает листочек соседу, и последний ставит свои отметки. | Оценивает деятельность детей и соотносит с их самооценкой и оценкой одноклассников. | Анализирует свою деятельность и деятельность одноклассников. | |
Дополнительное задание (20 мин). Написать сочинение – миниатюру «Если бы я оказался на месте героя..» | Личностные УУД (умение соотносить поступки события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и выделять нравственный аспект поведения, ориентироваться в межличностных отношениях). | |||
Домашнее задание. Прочитать рассказ В.К.Железнякова по выбору. Цель- расширить читательский кругозор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”.
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”«Куса...
общешкольный урок по русской литературе по рассказу В К Железникова "Три ветки мимозы"
•2015 год объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Го...
Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"
Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ художественный образ,чтобы потом, в ко...
Мастерская творческого письма по рассказу Л.Андреева "Кусака"
laquo;Мы в ответе за тех, кого приручили». Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская творческого письма по рассказу...
Проверочная работа по произведению В.Железникова «Три ветки мимозы»
Проверочная работа по произведению В.Железникова «Три ветки мимозы»...