СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanyy_vek.docx | 242.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА
Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1 . Лекция учителя «Серебряный век» русской поэзии». Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, —
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.
«Серебряный век» — сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?
Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».
Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.
Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).
К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.
Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.
На доске и в тетрадях:
Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.
Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского — футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретен именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.
2. Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.
Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя.
К. И. Чуковский
Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока. Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?
Что значит «роковой демонический ток»?
1 вариант – найдите в учебнике и выпишите в тетрадь информацию о творческих периодах А. Блока, выделенных самим поэтом.
Три периода творчества, выделенные А. Блоком:
1 период – мистический (1900 – 1903);
2 период – антимистический (1904 – 1917);
3 период – синтетический (1908 – 1912)
2 вариант – прочитайте статью учебника об А. Блоке, запишите в виде таблицы информацию о сборниках стихов поэта и поэтических циклах, включив графы «№», «Название», «Период создания»
Стихотворные циклы, сборники стихов:
№ | Название | Период |
1 | Книга «Стихи о Прекрасной Даме» | 1904 |
2 | Сборник «Нечаянная радость» | 1907 |
3 | Книга стихов «Снежная маска» | 1907 |
4 | Цикл «Фаина» | 1906 – 1908 |
5 | Цикл «Возмездие» | 1908 – 1913 |
6 | Сборник «Земля в снегу» | 1908 |
7 | Цикл «Вольные мысли» | 1908 |
8 | Цикл «На поле Куликовом» | 1909 |
9 | Цикл «Итальянские стихи» | 1910 |
10 | Сборник «Ночные часы» | 1911 |
11 | Цикл «Страшный мир» | 1909 – 1916 |
12 | Цикл «Ямбы» | 1909 – 1914 |
13 | Цикл «Арфы и скрипки» | 1908 – 1916 |
14 | «Разные стихотворения» | 1908 – 1916 |
15 | «Кармен» | 1914 |
16 | «Соловьиный сад» | 1916 |
17 | Цикл «Родина» | 1907 – 1916 |
3 вариант – найдите в учебнике информацию о стихотворном цикле «Фаина», посвященном актрисе Н.Н. Волховой, в частности об одном из разделов этого цикла «Заклятие огнем и мраком», дополните таблицу:
Стихотворный цикл «Фаина» (1906 - 1908), посвященный актрисе Н.Н. Волоховой
Раздел «Заклятие огнем и мраком»
№ | Название стихотворения | Тема, цитаты |
1 | ||
2 | «Приявший мир, как звонкий дар…» | Посвящено огню: Крести крещеньем огневым, О, милая моя! |
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | «И я опять затих у ног…» | Лирический герой, переживший накал гибельной страсти, вновь предается своей возлюбленной |
КЛЮЧ:
№ | Название стихотворения | Тема, цитаты |
1 | «О, весна без конца и без краю…» | Принятие жизни во всем ее объеме: Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! |
2 | «Приявший мир, как звонкий дар…» | Посвящено огню: Крести крещеньем огневым, О, милая моя! |
3 | «Я неверную встретил у входа…» | Посвящено мраку: Но она ускользающей птицей Полетела в ненастье и мрак… И у светлого дома, тревожно, Я остался вдвоем с темнотой. |
4 | «Перехожу от казни к казни…» | Мучительная, злая, холодная и прекрасная любовь-страсть |
5 | «Пойми же, я спутал, я спутал…» | Переход к «снежной» теме: снег охватывает обоих влюбленных |
6 | «В бесконечной дали коридоров…» | Любовь окрыляет поэта, но в то же время приносит ревность и страдания |
7 | «По улицам метель метет…» | Любовь ставит лирического героя на край бездны и ограничивает ширь и волю |
8 | «О, что мне закатный румянец…» | Страстная и холодная любовь настолько велика, что порождает безумие |
9 | «Гармоника, гармоника!» | Выражает «дикий», стихийный разгул народа |
10 | «Работай, работай, работай…» | Герой уподобляется обыкновенному деревенскому или городскому парню. |
11 | «И я опять затих у ног…» | Лирический герой, переживший накал гибельной страсти, вновь предается своей возлюбленной |
IV. Анализ стихотворений.
1. Чтение стихотворения «О, весна без конца и без краю...»
Стихотворение «О, весна без конца и без краю...» написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение — это
истинная поэтическая загадка.
2. Беседа:
- Определите стихотворный размер. Какое звучание придает трехстопный анапест звучанию стихотворения? (Трехстопный анапест придает произведению стремительность вальса.)
- Проанализируйте пунктуационные знаки завершения. Что могут они подсказать вам при подготовке выразительного чтения стихотворения? (Восклицания, многоточия помогут понять эмоциональность стихотворения).
- Найдите эпитеты. Дайте им свою оценку. (Оригинальность эпитетов: «с буйным ветром в змеиных кудрях», «хмельная мечта»).
- Найдите анафору, определите ее роль. (В основе анафоры («принимаю»), как и любого повтора, лежит взволнованность, эмоциональность.)
- Каким изобразительно-выразительным средством является словосочетание «колодцы земных городов»? Расскажите о своих ассоциациях в связи с этим.
- Кто адресат стихотворения? Весна? В кого превращается она в стихах? (В таинственную девушку «с неразгаданным именем Бога / На холодных и сжатых губах».)
- Почему — «ненавидя, кляня и любя»? В чем смысл последних строк стихотворения?
3. Чтение стихотворения «Ветер принес издалека…»
- Подготовьте самостоятельно выразительное чтение стихотворения «Ветер принес издалека…».
- Найдите в учебнике анализ этого стихотворения. Совпадает ли трактовка этого стихотворения, данная в учебнике, с вашим восприятием этого произведения?
?
— Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?
— Что значит выражение «уход в мистику»?
Мистика — 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром: 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
Мистик — человек, склонный к мистике.
Для мистика реальный мир лишь покров, под которым скрыта загадка.
Милый друг иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами...
В. Соловьев, поэт и философ
Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения — в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.
А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет - все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов — порыв к Ней. Ветер знак Ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды — крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) симнолизируют пошлость современности.
2) «Ушла. Но гиацинты ждали...» (с. 366—367).
1. Чтение стихотворений «Ушла. Но гиацинты ждали...» и «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Ушла. Но гиацинты ждали,
И день не разбудил окна,
И в легких складках женской шали
Цвела ночная тишина.
В косых лучах вечерней пыли,
Я знаю, ты придешь опять
Благоуханьем нильских лилий
Меня пленять и опьянять.
Мне слабость этих рук знакома,
И эта шепчущая речь,
И стройной талии истома,
И матовость покатых плеч.
Но в имени твоем - безмерность,
И рыжий сумрак глаз твоих
Таит змеиную неверность
И ночь преданий грозовых.
И, миру дольнему подвластна,
Меж всех - не знаешь ты одна,
Каким раденьям ты причастна,
Какою верой крещена.
Войди, своей не зная воли,
И, добрая, в глаза взгляни,
И темным взором острой боли
Живое сердце полосни.
Вползи ко мне змеей ползучей,
В глухую полночь оглуши,
Устами томными замучай,
Косою черной задуши.
31 марта 1907
3) «О доблестях, о подвигах, о славе...» (с. 369—370).
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола
— О чем эти стихи?
— Чем отличаются стихи Блока от привычного нам стихотворения о любви? Что в них необычного, что поражает?
— Какие необычные, экзотические детали поражают воображение? Какие образы становятся символическими, легко запоминаются?
— Выпишите в рабочую карту урока необычные образы, фразы, которые ломают привычное наше представление об окружающем мире, заставляют по-новому всматриваться в окружающее.
«Ушла. Но гиацинты ждали...» | «О доблестях, о подвигах, о славе...» |
«день не разбудил окна» «в легких складках женской шали /Цвела ночная тишина» «В косых лучах вечерней пыли» «рыжий сумрак глаз» «Вползи ко мне змеей ползучей» «Косою черной задуши» | «лицо в простой оправе» «бросил в ночь заветное кольцо» «Летели дни, крутясь проклятым роем...» «синий плащ» |
— В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...»?
— Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр — послание. Любовь трагична. Женщина — вдохновительница поэзии, она же — олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ — знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)
III. Трагедия поэта в «страшном мире».
1. Чтение стихотворения «Как тяжело ходить среди людей...».
Как тяжело ходить среди людей...
* * *
Там человек сгорел.
Фет
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
10 мая 1910
— О ком или о чем это стихотворение?
(В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей...», написанном в 1910 году, — понимание Блоком своей роли поэта:
… об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!)
— Обратите внимание на эпиграф, предпосланный стихотворению. Как вы понимаете его? Что подразумевается под этой фразой? Почему поэт «погиб», ведь он только претворяется «непогибшим»?
(Сгорела душа, ее силы истрачены в «игре трагических страстей». Бурно живший поэт чувствует себя погибшим в «гибельном пожаре» жизни.)
. Чтение и анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить...»
— Но душа поэта возрождается, и уже в стихотворении, написанном в 1914 году, мы читаем: «О, я хочу безумно жить...». Какое страстное желание заключено в этих строчках? (Жажда жизни)
— В чем же высшая цель человека и поэта?
...Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
— Что это значит? Как вы понимаете эти слова?
(«Всё сущее — увековечить»: все существующее в жизни предать памяти;
«безличное — вочеловечить»: найти слова для смутного, доселе непознаваемого, понять скрытые пружины жизни;
«несбывшееся — воплотить»: осуществить мечты, которые пока еще не сбылись).
— Легче ли стала жизнь на земле для лирического героя стихотворения по сравнению со стихотворением «Как тяжело ходить среди людей…»? Найдите соответствующие строки.
(Жизнь на земле — со всей ее обыденностью — тяжела, как и четыре года назад: Как тяжело ходить среди людей...; Пусть дышит жизни сон тяжелый, /Пусть задыхаюсь в этом сне...).
— Почему жизнь названа сном? (Жизнь не есть единственная реальность, есть реальность высшая, скрытая, и поэтому жизнь — сон, а подлинная жизнь — в тайном мире.)
— А если жизнь – лишь сон, то имеет ли смысл существования поэта? Как поэт говорит об этом?
(Существование поэта имеет смысл, и этот смысл становится ясен из обращения в будущее:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!)
— Каким стихотворением вы можете подтвердить справедливость заключительных строк?
(«О, весна без конца и без краю...». В нем — добро, свет и свобода.)
3. Чтение стихотворения «О, я хочу безумно жить…» несколько раз, отработка правильной интонации.
5. Заключительная беседа.
— Ахматова сказала о Блоке: «...трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в учебнике, может подтвердить лирический тезис поэтессы? («Как тяжело ходить среди людей...», с. 369.)
Выразительное чтение стихотворения.
— Какова тема этого стихотворения?
— А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить...», «О, весна без конца и без краю...».)
Выразительное чтение стихотворений.
Что значит для лирического героя «жить»?
II. Итог уроков.
Домашнее задание: одно стихотворение Блока наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.
Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...
Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)
В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счасть...
«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока
Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятия «символизм», «акмеизм», «футуризм»; познакомить со стих...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Цвет и звук в лирике А.А. Блока
В этой работе отражены цветовая гамма и звуковое сопровождение в лирике великого поэта Александра Александровича Блока; как цвет и звук менялись вместе с настроением творца и его жизненными обстоятель...
Цвет и звук в лирике А.А. Блока (презентация)
Презентация к работе "Цвет и звук в лирике А.А. Блока"...