СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

Обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek.docx242.74 КБ

Предварительный просмотр:

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1 . Лекция учителя «Серебряный век» русской поэзии». Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, —

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл...

Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

«Серебряный век» — сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.

Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

На доске и в тетрадях:

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского — футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретен именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

2. Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.

Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя.

К. И. Чуковский

Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока. Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?

Что значит «роковой демонический ток»?

1 вариант – найдите в учебнике и выпишите в тетрадь информацию о творческих периодах А. Блока, выделенных самим поэтом.

Три периода творчества, выделенные А. Блоком:

1 период – мистический (1900 – 1903);

2 период – антимистический (1904 – 1917);

3 период – синтетический  (1908 – 1912)

2 вариант – прочитайте статью учебника об А. Блоке, запишите в виде таблицы информацию о сборниках стихов поэта и поэтических циклах, включив графы «№», «Название», «Период создания»

Стихотворные циклы, сборники стихов:

Название

Период

1

Книга «Стихи о Прекрасной Даме»

1904

2

Сборник «Нечаянная радость»

1907

3

Книга стихов «Снежная маска»

1907

4

Цикл «Фаина»

1906 – 1908

5

Цикл «Возмездие»

1908 – 1913

6

Сборник «Земля в снегу»

1908

7

Цикл «Вольные мысли»

1908

8

Цикл «На поле Куликовом»

1909

9

Цикл «Итальянские стихи»

1910

10

Сборник «Ночные часы»

1911

11

Цикл «Страшный мир»

1909 – 1916

12

Цикл «Ямбы»

1909 – 1914

13

Цикл «Арфы и скрипки»

1908 – 1916

14

«Разные стихотворения»

1908 – 1916

15

«Кармен»

1914

16

«Соловьиный сад»

1916

17

Цикл «Родина»

1907 – 1916

3 вариант – найдите в учебнике информацию о стихотворном цикле «Фаина», посвященном актрисе Н.Н. Волховой,  в частности об одном из разделов этого цикла «Заклятие огнем и мраком», дополните таблицу:

Стихотворный цикл «Фаина» (1906 - 1908), посвященный актрисе Н.Н. Волоховой

Раздел «Заклятие огнем и мраком»

Название стихотворения

Тема, цитаты

1

2

«Приявший мир, как звонкий дар…»

Посвящено огню:

Крести крещеньем огневым,

    О, милая моя!

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«И я опять затих у ног…»

Лирический герой, переживший накал гибельной страсти, вновь предается своей возлюбленной

КЛЮЧ:

Название стихотворения

Тема, цитаты

1

«О, весна без конца и без краю…»

Принятие жизни во всем ее объеме:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

2

«Приявший мир, как звонкий дар…»

Посвящено огню:

Крести крещеньем огневым,

    О, милая моя!

3

«Я неверную встретил у входа…»

Посвящено мраку:

Но она ускользающей птицей

Полетела в ненастье и мрак…

И у светлого дома, тревожно,

Я остался вдвоем с темнотой.

4

«Перехожу от казни к казни…»

Мучительная, злая, холодная и прекрасная любовь-страсть

5

«Пойми же, я спутал, я спутал…»

Переход к «снежной» теме: снег охватывает обоих влюбленных

6

«В бесконечной дали коридоров…»

Любовь окрыляет поэта, но в то же время приносит ревность и страдания

7

«По улицам метель метет…»

Любовь ставит лирического героя на край бездны и ограничивает ширь и волю

8

«О, что мне закатный румянец…»

Страстная и холодная любовь настолько велика, что порождает безумие

9

«Гармоника, гармоника!»

Выражает «дикий», стихийный разгул народа

10

«Работай, работай, работай…»

Герой уподобляется обыкновенному деревенскому или городскому парню.

11

«И я опять затих у ног…»

Лирический герой, переживший накал гибельной страсти, вновь предается своей возлюбленной

IV. Анализ стихотворений.

1. Чтение стихотворения «О, весна без конца и без краю...»

Стихотворение «О, весна без конца и без краю...» написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение — это

истинная поэтическая загадка.

2. Беседа:

- Определите стихотворный размер. Какое звучание придает трехстопный анапест звучанию стихотворения? (Трехстопный анапест придает произведению стремительность вальса.)

- Проанализируйте пунктуационные знаки завершения. Что могут они подсказать вам при подготовке выразительного чтения стихотворения? (Восклицания, многоточия помогут понять эмоциональность стихотворения).

- Найдите эпитеты. Дайте им свою оценку. (Оригинальность эпитетов: «с буйным ветром в змеиных кудрях», «хмельная мечта»).

- Найдите анафору, определите ее роль. (В основе анафоры («принимаю»), как и любого повтора, лежит взволнованность, эмоциональность.)

- Каким изобразительно-выразительным средством является словосочетание «колодцы земных городов»? Расскажите о своих ассоциациях в связи с этим.

- Кто адресат стихотворения? Весна? В кого превращается она в стихах? (В таинственную девушку «с неразгаданным именем Бога / На холодных и сжатых губах».)

- Почему — «ненавидя, кляня и любя»? В чем смысл последних строк стихотворения?

3.  Чтение стихотворения «Ветер принес издалека…»

- Подготовьте самостоятельно выразительное чтение стихотворения «Ветер принес издалека…».

- Найдите в учебнике анализ этого стихотворения. Совпадает ли трактовка этого стихотворения, данная в учебнике, с вашим восприятием этого произведения?

?

— Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

— Что значит выражение «уход в мистику»?

Мистика — 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром: 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик — человек, склонный к мистике.

Для мистика реальный мир лишь покров, под которым скрыта загадка.

Милый друг иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами...

                               В. Соловьев, поэт и философ

Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения — в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.

А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет - все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов — порыв к Ней. Ветер знак Ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды — крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) симнолизируют пошлость современности.

2) «Ушла. Но гиацинты ждали...» (с. 366—367).

1. Чтение стихотворений «Ушла. Но гиацинты ждали...» и «О доблестях, о подвигах, о славе...»

Ушла. Но гиацинты ждали,

И день не разбудил окна,

И в легких складках женской шали

Цвела ночная тишина.

В косых лучах вечерней пыли,

Я знаю, ты придешь опять

Благоуханьем нильских лилий

Меня пленять и опьянять.

Мне слабость этих рук знакома,

И эта шепчущая речь,

И стройной талии истома,

И матовость покатых плеч.

Но в имени твоем - безмерность,

И рыжий сумрак глаз твоих

Таит змеиную неверность

И ночь преданий грозовых.

И, миру дольнему подвластна,

Меж всех - не знаешь ты одна,

Каким раденьям ты причастна,

Какою верой крещена.

Войди, своей не зная воли,

И, добрая, в глаза взгляни,

И темным взором острой боли

Живое сердце полосни.

Вползи ко мне змеей ползучей,

В глухую полночь оглуши,

Устами томными замучай,

Косою черной задуши.

 31 марта 1907

3) «О доблестях, о подвигах, о славе...» (с. 369—370).

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

 Своей рукой убрал я со стола

— О чем эти стихи?

— Чем отличаются стихи Блока от привычного нам стихотворения о любви? Что в них необычного, что поражает?

— Какие необычные, экзотические детали поражают воображение? Какие образы становятся символическими, легко запоминаются?

— Выпишите в рабочую карту урока необычные образы, фразы, которые ломают привычное наше представление об окружающем мире, заставляют по-новому всматриваться в окружающее.

«Ушла. Но гиацинты ждали...»  

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

«день не разбудил окна»

«в легких складках женской шали /Цвела ночная тишина»

«В косых лучах вечерней пыли»

«рыжий сумрак глаз»

«Вползи ко мне змеей ползучей»

«Косою черной задуши»

«лицо в простой оправе»

«бросил в ночь заветное кольцо»

«Летели дни, крутясь проклятым роем...»

«синий плащ»

— В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...»?

— Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр — послание. Любовь трагична. Женщина — вдохновительница поэзии, она же — олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ — знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)

III. Трагедия поэта в «страшном мире».

1.  Чтение стихотворения «Как тяжело ходить среди людей...».

Как тяжело ходить среди людей...

 * * *

                      Там человек сгорел.

                                    Фет

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар!

 10 мая 1910

— О ком или о чем это стихотворение?

(В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей...», написанном в 1910 году, — понимание Блоком своей роли поэта:

… об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар!)

— Обратите внимание на эпиграф, предпосланный стихотворению. Как вы понимаете его? Что подразумевается под этой фразой? Почему поэт «погиб», ведь он только претворяется «непогибшим»?

(Сгорела душа, ее силы истрачены в «игре трагических страстей». Бурно живший поэт чувствует себя погибшим в «гибельном пожаре» жизни.)

. Чтение и анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить...»

— Но душа поэта возрождается, и уже в стихотворении, написанном в 1914 году, мы читаем: «О, я хочу безумно жить...». Какое страстное желание заключено в этих строчках? (Жажда жизни)

— В чем же высшая цель человека и поэта?

...Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

— Что это значит? Как вы понимаете эти слова?

(«Всё сущее — увековечить»: все существующее в жизни предать памяти;

 «безличное — вочеловечить»: найти слова для смутного, доселе непознаваемого, понять скрытые пружины жизни;

«несбывшееся — воплотить»: осуществить мечты, которые пока еще не сбылись).

— Легче ли стала жизнь на земле для лирического героя стихотворения по сравнению со стихотворением «Как тяжело ходить среди людей…»? Найдите соответствующие строки.

(Жизнь на земле — со всей ее обыденностью — тяжела, как и четыре года назад: Как тяжело ходить среди людей...; Пусть дышит жизни сон тяжелый, /Пусть задыхаюсь в этом сне...).

— Почему жизнь названа сном? (Жизнь не есть единственная реальность, есть реальность высшая, скрытая, и поэтому жизнь — сон, а подлинная жизнь — в тайном мире.)

— А если жизнь – лишь сон, то имеет ли смысл существования поэта? Как поэт говорит об этом?

(Существование поэта имеет смысл, и этот смысл становится ясен из обращения в будущее:

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!)

— Каким стихотворением вы можете подтвердить справедливость заключительных строк?

(«О, весна без конца и без краю...». В нем — добро, свет и свобода.)

3. Чтение стихотворения «О, я хочу безумно жить…» несколько раз, отработка правильной интонации.

5. Заключительная беседа.

— Ахматова сказала о Блоке: «...трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в учебнике, может подтвердить лирический тезис поэтессы? («Как тяжело ходить среди людей...», с. 369.)

Выразительное чтение стихотворения.

— Какова тема этого стихотворения?

— А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить...», «О, весна без конца и без краю...».)

Выразительное чтение стихотворений.

Что значит для лирического героя «жить»?

II. Итог уроков.

Домашнее задание: одно стихотворение Блока наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)

В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью  и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счасть...

«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятия «символизм», «акмеизм», «футуризм»; познакомить со стих...

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Цвет и звук в лирике А.А. Блока

В этой работе отражены цветовая гамма и звуковое сопровождение в лирике великого поэта Александра Александровича Блока; как цвет и звук менялись вместе с настроением творца и его жизненными обстоятель...

Цвет и звук в лирике А.А. Блока (презентация)

Презентация к работе "Цвет и звук в лирике А.А. Блока"...