Своеобразие лирики А.А. Блока
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoeobrazie_liriki_bloka_9_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

  СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Лекция учителя «Серебряный век» русской поэзии».

Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

                   Были святки кострами согреты,

                   И валились с мостов кареты,

                   И весь траурный город плыл

                   По неведомому назначенью,

                   По Неве или против теченья, –

                   Только прочь от своих могил.

                   На Галерной чернела арка,

                   В Летнем тонко пела флюгарка,

                   И серебряный месяц ярко

                   Над серебряным веком стыл…

Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

«Серебряный век» – сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее – в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.

Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

На доске и в тетрадях:

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского – футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретен именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

2. Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.

Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя.

К. И. Чуковский

Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока. Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?

Что значит «роковой демонический ток»?

3. Чтение статьи о Блоке (с. 61–72, II ч.).

Как и в чем эпиграф и статья перекликаются?

Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

Что значит выражение «уход в мистику»?

Мистика – 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик – человек, склонный к мистике.

Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка.

              Милый друг, иль ты не видишь,

              Что все видимое нами –

              Только отблеск, только тени

              От незримого очами…

                                      В. Соловьев, поэт и философ

Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, – такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.

А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет – все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов – порыв к Ней. Ветер – знак Ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды – крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) символизируют пошлость современности.

4. Чтение и анализ стихотворений Блока.

1) «Ветер принес издалека…».

О чем это стихотворение?

В чем тайна его музыкальности?

2) «Ушла. Но гиацинты ждали…».

Какие чувства переживает лирический герой?

А каков образ его возлюбленной? Как он создается? Отметьте цветовой ряд стихотворения.

3) «О доблестях, о подвигах, о славе…».

В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…»?

Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр – послание. Любовь трагична. Женщина – вдохновительница поэзии, она же – олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ – знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)

5. Заключительная беседа.

Ахматова сказала о Блоке: «…трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в учебнике, может подтвердить лирический тезис поэтессы? («Как тяжело ходить среди людей…»)

Выразительное чтение стихотворения.

Какова тема этого стихотворения?

А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…».)

Выразительное чтение стихотворений.

Что значит для лирического героя «жить»?

II. Итог уроков.

Домашнее задание: одно стихотворение Блока наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты весенней природы

Эта небольшая работа адресована прежде всего молодым учителям, так как содержит систематизированный материал по анализу стихотворений Фета. Может быть использована при подготовке учащихся к олимпиадам...

«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятия «символизм», «акмеизм», «футуризм»; познакомить со стих...

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА

Обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока...

Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать" позволяет организовать групповой творческий поиск...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....