Цвет и звук в лирике А.А. Блока (презентация)
презентация к уроку по литературе

Серебров Алексей Юрьевич

Презентация к работе "Цвет и звук в лирике А.А. Блока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00086a82-131000ff.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цвет и звук в лирике А. А. Блока Выпускная аттестационная работа ФИЛ-2 Серебров А. Ю.

Слайд 2

Объект и предмет исследования Объектом ее исследования является поэзия А. Блока Предметом исследования является звуковая и цветовая гаммы в лирике Блока

Слайд 3

Пособия

Слайд 4

Глава 1. Цветовая гамма и звукопись Красный цвет выполняет самые различные функции, к примеру, является смысловым стержнем аллегории. У более позднего Блока красный цвет почти всегда трагический, больной, тяжелый. Белый, любимый цвет Александра Блока, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» почти всегда связан с образом Возлюбленной, с Прекрасной Дамой, а в последнем стихотворении цикла - символизирует смерть и безысходность.

Слайд 5

Цикл стихов «На поле Куликовом» развертывается в звуковом движении прежде всего. Это и скачущая кобылица, и летящая стрела, и потрескивание горящего костра, и струящаяся из ран кровь — в первом стихотворении цикла, а затем все более слышимый, нарастающий крик лебедей.

Слайд 7

Глава 2. Система уроков в 11 классе по теме «Цветовая гамма и звукопись в поэзии А. А. Блока» Была проведена серия уроков в старших классах на восприятие цветов и улавливание звуков поэзии Блока учащимися.

Слайд 8

Урок 1. Цвет На первом уроке была рассмотрена цветовая гамма. У некоторых учеников были распечатки со стихами, подготовленные учителем заранее, а у остальных были собственные книги с творчеством великого поэта.

Слайд 9

Урок 2. Звук На втором уроке был изучен звуковой колорит. Это требовало от учащихся больше внимания и сосредоточения. Ведь под звуком имеется в виду не звуки в отдельности, а сочетание звуков, которое перерастает в музыку стиха Блока.

Слайд 10

Урок 3. Задания для учащихся Попытайтесь определить термин «музыкальность» характеризующий поэзию Блока. Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»? Каким приемом музыкальной организации стиха достигается музыкальность Блоковской лирики? Какие гласные использует Блок в качестве музыкальных инструментов? Приведите примеры Перед вами цвета, используемые Блоком в своих стихотворениях и их традиционная символика. Напишите значение каждого цвета в блоковской символике.

Слайд 11

Ответы учащихся 1. Блок считал музыку организующей си­лой, внутренней сущностью мира. Его стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лириче­ского героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и ал­литерациями. Блок узаконил такой раз­мер в своем творчестве, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов. Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение «Девушка пела в церков­ном хоре». В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций.

Слайд 12

2. Такой прием называется Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии используется для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.

Слайд 13

3. Ветер принес издалека Песни весенней намек — здесь гласные звуки после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты. Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок — звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой.

Слайд 14

Цвет Традиционный символ Символ А.Блока Белый Чистота, ясность Смерть, ангел бога, изначальность Синий Гармония, покой Непорочность, первозданность Красный Опасность Тревога, трагедия Черный Скорбь Тайна, страх, страдание Желтый Ревность, мудрость Страдание, сопутствие смерти

Слайд 15

Итоги Результаты такой проверочной работы показали, что у каждого учащегося есть собственная точка зрения. Она и совпадала с другими, и отличалась. Но самое главное, что ребята учились мыслить образно. Безусловно, чтобы развить их образное мышление, нужно постоянно работать над этим. Ученики впервые поняли, что работа над самыми мельчайшими деталями цветовых эпитетов и звукописи, - подлинный путь к постижению поэтического мира, к пониманию художественной образности такого сложного поэта, как Александр Александрович Блок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с урока "Цвет гласных звуков"

p1070376.jpg p1070360.jpg p1070375.jpg p1070381.jpg p1070384.jpg p1070388.jpg risuet_7v.jpg p1070390.jpg otdelnov_rodion_s_rabotoy.jpg ya_s_rabotoy.jpg...

Цвет и свет в лирике А.А.Фета

•Рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета •Выявить выразительные средства, придающие мелодичность стихам поэта •Проанализировать приемы изображения, связанные с эстетикой импрес...

«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятия «символизм», «акмеизм», «футуризм»; познакомить со стих...

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ А. А. БЛОКА

Обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока...

Презентация "Цвет и звук в поэзии А.С.Пушкина"

Презентация к учебному занятию "Цвет и звук в поэзии А.С.Пушкина"...

Цвет и звук в лирике А.А. Блока

В этой работе отражены цветовая гамма и звуковое сопровождение в лирике великого поэта Александра Александровича Блока; как цвет и звук менялись вместе с настроением творца и его жизненными обстоятель...