Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)
материал по литературе по теме

Сорокина Светлана Владимировна

В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью  и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счастья женского" когда-нибудь будут найдены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx42.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Доля ты!- русская долюшка женская!»

(судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)

     Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдания от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

    Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике,  кроме любовной,  появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И музе я сказал: «гляди!

Сестра твоя родная!»

    Простой русской женщине в творчестве Н. А. Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в  России  в то время не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.


    Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.


   «В дороге» - повесть о трагической судьбе молодой крестьянки Груши. Эта женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она  училась вместе с барышней, нарядно одевалась, обучалась дворянским манерам. Но затем её жизнь круто изменилась.

Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло - да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла - становилось
Инда  жалко подчас... да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

      В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина -  ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,

Полном жизни - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.


                   Звучит романс «Что ты жадно глядишь на дорогу?»

     О «многокручинной, многострадальной» русской женщине пишет поэт в стихотворении «Свадьба»:


Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать — да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила, 
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! Лучше вперед не гляди!

       Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки, -
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

     С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» - скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:
Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная!..

     Простые женщины и муза Некрасова, «муза мести и печали», - родные сёстры. Гневные, протестующие стихи поэта удивительно напоминают протяжные, задушевные песни о женской доле: та же в них боль, те же слёзы, та же неизбывная тоска. И ещё гнев, тяжелый, непримиримый.  

Три тяжкие доли имела судьба, 
 И первая доля: с рабом повенчаться, 
 Вторая - быть матерью сына раба, 
 А третья - до гроба рабу покоряться, 
 И все эти грозные доли легли 
 На женщину русской земли. 

    Такими словами начинает Некрасов  свою поэму «Мороз Красный нос» . Он рисует судьбу крестьянки, в которой отразились все социальные проблемы страны. И она его глубоко волнует. Еще в детстве сам поэт был свидетелем такого отношения к крестьянам со стороны отца-самодура. Но не только крестьяне страдали от деспотизма, сам поэт и его мать также безропотно сносили произвол, который царил в их доме, поэтому и не мог Некрасов оставаться равнодушным к каждодневным страданиям женщины-крестьянки. Вот почему многие его стихи проникнуты  сочувствием к героиням.

     Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о физической красоте.


Есть женщины в русских селеньях 
 С спокойною важностью лиц, 
 С красивою силой в движеньях, 
 С походкой, со взглядом цариц,
 Их разве слепой не заметит, 
 А зрячий о них говорит: 
 "Пройдет - словно солнце осветит! 
 Посмотрит - рублем подарит!" 
 Идут они той же дорогой, 
 Какой весь народ наш идет, 
 Но грязь обстановки убогой 
 К ним словно не липнет. Цветет 
 Красавица, миру на диво, 
 Румяна, стройна, высока, 
 Во всякой одежде красива, 
 Ко всякой работе ловка. 
 И голод, и холод выносит, 
 Всегда терпелива, ровна... 

 По будням не любит безделья. 
 Зато вам ее не узнать, 
 Как сгонит улыбка веселья 
 С лица трудовую печать. 
 Такого сердечного смеха, 
 И песни, и пляски такой 
 За деньги не купишь. "Утеха!" 
 Твердят мужики меж собой. 
 В игре ее конный не словит, 
 В беде не сробеет - спасет: 
 Коня на скаку остановит, 
 В горящую избу войдет! 

      В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки», стремящаяся убежать от тяжелой, бесправной судьбы, «от работы и чёрной и трудной», убежать вслед за бешеной тройкой, вихрем промчавшейся мимо.

    Это и Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ этой героини как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова подгруппу образов женщин-крестьянок. Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная. 
Лет тридцати восьми. 
Красива, волос с проседью. 
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие, 
Сурова и смугла!

    Судьба Матрёны типична для крестьянской женщины дореволюционной России. Счастливой она была только в детстве. Но и в заботливой родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Много труда, забот и горя выпало на долю Матрёны.    Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом». Филипп Ильич был хорошим человеком и любил свою жену, но и он бил её иногда. Филипп часто уезжал на заработки, и тогда Матрёна оставалась с его роднёй.

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо - зашипит!

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

     Трудна жизнь Матрены, но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных  сил.  Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю.

По матери поруганной,

Как по змее растоптанной,

Кровь первенца прошла,

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Я только не отведала -

Спасибо! умер Ситников -

Стыда неискупимого,

Последнего стыда!

     Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем.  И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Отцы-пустынножители,

И жены непорочные,

И книжники-начетчики

Их ищут - не найдут!

Пропали! думать надобно,

Сглонула рыба их...

И к нашей женской волюшке

Всё нет и нет ключей!

Великие сподвижники

И по сей день стараются -

Под небо подымаются,-

Всё нет и нет ключей!

Да вряд они и сыщутся...

Какою рыбой сглонуты

Ключи те заповедные,

В каких морях та рыбина

Гуляет - бог забыл!.."

       Волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России,  но поэт твёрдо верил в то, что «ключи» эти найдутся,   вера Некрасова в счастливое будущее не померкла.

    В галерее женских образов, созданных Некрасовым, выделяется и подгруппа образов женщин из городской бедноты. Как известно, сам поэт, оставшись в Петербурге без всяких средств к существованию, узнал трудную, полуголодную жизнь окраин, трущоб, подвалов. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» изображаются суровые подробности драм» бедняков, типичной для столицы. Рисуется холодный,  безмолвный и безлюдный темный город. Слепые окна леденящий ветер, тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни на мостовой, скрип качающегося фонаря, пляшущий круг света на снегу и одинокая фигура женщины, пошатывающаяся от ветра. Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной замуж за нелюбимого; такая бедность и нищета, когда нельзя даже купить гроб для ребенка, умершего от голода и болезни. Несчастная мать, потерявшая свое дитя; несчастная жена, не знавшая любви. Она вышла на улицу продать себя первому встречному...

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день -
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты - другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась - ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной...
Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки,
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал - и пронзительно звонок
Был его крик... Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная, слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба -
Вместе свезут и положат рядком...
В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.

     Николай Алексеевич неоднократно выражал своё восхищение и уважение к простым крестьянским женщинам России. Кроме того, в его произведениях чувствуется не только восторг, но и сочувствие к незавидной женской доле. Он сострадает женщинам, вынужденным много и тяжело работать, лишённым ласки и тепла, постоянно испытывающим различные унижения со стороны окружающих. При этом Некрасов не создал образ измученной и забитой женщины, вовсе нет. Во многих стихотворениях Некрасова перед нами предстаёт образ русской красавицы, сильной, крепкой, работящей, богатой духовно, искренней и чистой.  Образ женщины в стихотворениях Некрасова – это стойкая, заботливая, мудрая и хозяйственная женщина.

    Н. А. Некрасов писал и о передовых женщинах своего времени, стремящихся к прогрессивной деятельности на благо общества, народа. Героиня поэмы «Саша», дочь небогатых дворян, сближается с крестьянами: лечит их, пишет для них письма. Это уже новый тип для русской литературы, тип женщины — общественного деятеля.

     В поэме «Русские женщины» Некрасов создал  пленительные и величественные, взятые из истории русского освободительного движения образы княгини Екатерины Ивановны  Трубецкой и княгини Марии  Николаевны Волконской. Этим женщинам присущи смелость, решительность, самоотверженность. Они отказались от богатства и почестей и сознательно последовали за своими мужьями, декабристами, в Сибирь. Их не пугали ни трудности, ни опасности дальнего пути, ни жизнь на каторге. Их уговаривали, им доказывали нелепость их жертвы, им угрожали. Наконец, им просто не разрешали выезд, а они, эти блестящие светские дамы, умницы, изнеженные, выхоленные, прошли через все преграды и оказались сильней многих сильных, отказавшихся от борьбы.  Лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность — вот качества, присущие героиням поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».     «Самоотвержение, высказанное ими, — писал о декабристках Некрасов, — останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине…»

    Вся некрасовская поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая — княгине Волконской.

  Княгиня Е.И. Трубецкая — одна из жён декабристов, последовавших за своими мужьями. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на её пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими её лишениями:

Княгиня

Нет! я не жалкая раба,

   Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

   Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

   Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

   Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

   Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

   Ему простила б я!..

Губернатор

 - Быть так!

   Вас не спасёшь, увы!..

Но знайте: сделав этот шаг,

   Всего лишитесь вы! -

Княгиня

Да что же мне ещё терять?

  Губернатор

 - За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

   Должны от ваших прав! -

Княгиня

-У вас седая голова,

   А вы ещё дитя!

Вам наши кажутся права

   Правами - не шутя.

Нет! ими я не дорожу,

   Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

   И живо - лошадей!..»

Губернатор

Бумагу эту подписать!

   Да что вы?.. Боже мой!

Ведь это значит нищей стать

   И женщиной простой!

Всему вы скажете прости,

   Что вам дано отцом,

Что по наследству перейти

   Должно бы к вам потом!

Права имущества, права

   Дворянства потерять!

Нет, вы подумайте сперва, -

   Зайду я к вам опять!..

______

Ушёл и не был целый день...

   Когда спустилась тьма,

Княгиня, слабая как тень,

   Пошла к нему сама.

Её не принял генерал:

   Хворает тяжело...

Пять дней, покуда он хворал,

   Мучительных прошло,

А на шестой пришёл он сам

   И круто молвил ей:

Губернатор

- Я отпустить не вправе вам,

   Княгиня, лошадей!

Вас по этапу поведут

   С конвоем... -

Княгиня

 Боже мой!

Но так ведь месяцы пройдут

   В дороге?..

Губернатор

 Да, весной

В Нерчинск придёте, если вас

   Дорога не убьёт.

Навряд версты четыре в час

   Закованный идёт;

Посередине дня - привал,

   С закатом дня - ночлег,

А ураган в степи застал -

   Закапывайся в снег!

Да-с, промедленьям нет числа,

   Иной упал, ослаб...

Княгиня

Не хорошо я поняла –

 Что значит ваш этап?

Губернатор

Под караулом казаков

   С оружием в руках

Этапом водим мы воров

   И каторжных в цепях,

Они дорогою шалят,

   Того гляди сбегут,

Так их канатом прикрутят

   Друг к другу - и ведут.

Труднёнек путь! Да вот-с каков:

   Отправится пятьсот,

А до нерчинских рудников

   И трети не дойдёт!

Они как мухи мрут в пути,

   Особенно зимой...

И вам, княгиня, так идти?..

   Вернитесь-ка домой!

Княгиня

О нет! я этого ждала...

  Но вы, но вы... злодей!..

Неделя целая прошла...

   Нет сердца у людей!

Зачем бы разом не сказать?..

   Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать -

   Иду! мне всё равно!..

     Их было всего одиннадцать женщин — жен и невест декабристов, разделивших тяжелую судьбу своих избранников. Как и жёны других декабристов, Мария Николаевна Волконская узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большая часть его участников уже была в крепости. Больная, едва оправившись после первых родов, она отправляется за мужем в Сибирь, невзирая на все препятствия, чинимые семьёй и правительством.   Сама она говорила: «Что ж тут удивительного — пять тысяч женщин каждый год делают добровольно то же самое...» Волконской не нужен был  памятник. Она исполнила долг жены, возможно, пожертвовав ради этого своим женским счастьем.

В Иркутске проделали то же со мной,

Чем там Трубецкую терзали...

Байкал. Переправа - и холод такой,

Что слёзы в глазах замерзали.

Потом я рассталась с кибиткой моей

(Пропала санная дорога).

Мне жаль её было: я плакала в ней

И думала, думала много!

Дорога без снегу - в телеге! Сперва

Телега меня занимала,

Но вскоре потом, ни жива ни мертва,

Я прелесть телеги узнала.

Узнала и голод на этом пути,

К несчастию, мне не сказали,

Что тут ничего невозможно найти,

Тут почту бурята держали.

Говядину вялят на солнце они

Да греются чаем кирпичным,

И тот ещё с салом! Господь сохрани

Попробовать вам, непривычным!

Зато под Нерчинском мне задали бал:

Какой-то купец тороватый

В Иркутске заметил меня, обогнал

И в честь мою праздник богатый

Устроил... Спасибо! я рада была

И вкусным пельменям и бане...

А праздник, как мёртвая, весь проспала

В гостиной его на диване...

Не знала я, что впереди меня ждёт!

Я утром в Нерчинск прискакала,

Не верю глазам, - Трубецкая идёт!

«Догнала тебя я, догнала!»

- Они в Благодатске! - Я бросилась к ней,

Счастливые слёзы роняя...

В двенадцати только верстах мой Сергей,

И Катя со мной Трубецкая!

    Душевная щедрость, стойкость  и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство  долга и верность естественно сближают в нравственном  плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в  единое понятие «русские женщины».

     Многие лирические произведения Некрасова посвящены матери. Елена Андреевна Некрасова, человеколюбивая и культурная женщина, сыграла большую роль в воспитании будущего поэта.   Мать делала все возможное, чтобы вдохнуть в своих детей живую душу. Она внушала  детям светлые, благородные чувства: любовь к людям, к труду, стремление к правде, к добру и справедливости. Поэт навсегда сохранил о матери благодарную память.

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты – грудью своей
Защищая любимых детей…

    Образ матери стал для него воплощением и примером прекрасного и благородного. Незадолго до своей смерти Некрасов в поэме “Мать” писал:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты – 
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

    Некрасов утверждал, что страдания его матери пробудили в нем протест против угнетения женщин. Задумываясь о ее судьбе, он еще в молодые годы научился сочувствовать бесправным женщинам.


   
Таким образом, мы видим, что муза поэта предстает перед нами не в образе прекрасной богини, а в образе простой крестьянки.  В этом он не походит на остальных русских писателей. Не пишет он о женщинах-красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. 
Героини его вышли из самой жизни. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но не теряющая веру, измученная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего.  Не так просто сломить русскую женщину. Есть в ней врожденная гордость. И тут не играет роли, крестьянка она или княгиня. Не хочет она показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбления. Нельзя так просто покорить русскую женщину. Может она претерпеть и потерю родителей, и мужа, и сына. Она будет сопротивляться невзгодам.

 А вы посмотрите на русскую крестьянку, когда она радуется или работает.  Не любит она бездельничать, всегда у нее есть работа. На нее спокойно можно положиться, дом у нее всегда в достатке, в семье она главная.   

Звучит песня «Ой, полна, полна коробушка!»

   Так почему же всегда столько горя  падает на долю русской женщины? Почему за минуты счастья она должна расплачиваться годами страдания? Найдутся ли когда-нибудь «ключи от счастья женского»? Но даже если ей будет невыносимо тяжело, она, русская женщина, вынесет все. Такова уж ее судьба. 

      Русская женщина показана  в произведениях Некрасова во всем разнообразии своих судеб. Некрасов все время стремится расширить значение образов своих героинь, он все время думает о русской женской доле: труженицы, матери, солдатки, вдовы. Недаром на похоронах поэта две женщины несли венок «От русских женщин».


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Цель урока:1.     Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

Литературно-музыкальная композиция-спектакль, посвященная 70-летию Великой Победы русского народа над фашистской Германией

Меропиятие проходит в форме вечера памяти. Включает инсценированные стихотворения и песни о Великой Отечественной войне.Цель мероприятия: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну; вспом...

« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/

Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...