Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Коровиной)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Коровиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_lit_korovina.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ______ /________________/ «___» сентября 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2015г. « » сентября 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «литература»
для учащихся 8 «Г» класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Стрижко Вера Петровна,
учитель русского языка
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 8 «Г» класса на 2015-2016 учебный год создана на основе Программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной-М.,Просвещение,2008) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа предназначена для учащихся 8 «Г» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района
На обучение литературе в 8 «Г» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
Знать:
- содержание изученных в 8 классе художественных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
- выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении;
- пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарем литературоведческих терминов.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных, культурологических, познавательных, информационных).
Учебно-тематический план
по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)
УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение | 1 ч |
2. | Устное народное творчество | 2 ч |
3. | Древнерусская литература | 2 ч |
4. | Русская литература 18 века | 3 ч |
5. | Русская литература 19 века | 32 ч |
6. | Русская литература 20 века | 22 ч |
7. | Зарубежная литература | 8 ч |
Всего: | 70 ч | |
Практическая часть | ||
Развитие речи | 7 | |
Внеклассное чтение | 7 | |
Классные сочинения | 2 | |
Домашние сочинения | 3 | |
Контрольные тесты | 2 | |
Контрольный срез по тории литературы | 1 | |
Наизусть | 13 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 2 | |
Количество социальных/учебных проб | 1 |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных проб учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных проб | Сроки реализации |
Информационно-исследовательский проект «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа) | ||
Информационно-исследовательский проект «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала»» по теме «Творчество Л.Н.Толстого» (2 группа) | ||
Исследовательская работа «Как проявляется в произведениях раннего Горького («Макар Чудра», «Песня о Соколе») их стилевое единство?» по теме «Творчество М.Горького» (1 группа) | ||
Исследовательская работа «Адресаты лирики А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (2 группа) | ||
Социальная/учебная проба «Заочная литературно-краеведческая экскурсия «От Нижнего Новгорода – по Руси» |
Календарно-тематический план
по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)
УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр | |||
Введение. Русская литература и история. | |||
Устное народное творчество | |||
Хороводные и лирические песни. Выражение в них «горя и радости сердца».Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки. | |||
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | |||
Из древнерусской литературы | |||
«Повесть о житии… Александра Невского». Художественные особенности произведения. | |||
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | |||
Из русской литературы 18 века. | |||
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. Основной конфликт пьесы. Черты классицизма в пьесе. | |||
Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Социальные вопросы в комедии, позиция писателя | |||
Развитие речи. Творческая работа. Устная характеристика персонажей (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль») | |||
Из русской литературы 19 века. | |||
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Наизусть | |||
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | |||
А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Наизусть 2 стихотворения | |||
Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». История создания произведения. Отрывок наизусть | |||
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | |||
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. | |||
Тема «русского бунта» и образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
Судьба человеческая и судьба народная в романе. Точность и лаконизм пушкинской прозы. | |||
Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
Развитие речи. Написание классного сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
Внеклассное чтение. Повесть «Пиковая Дама» как вершина пушкинской прозы. | |||
Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина | |||
Анализ работ. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Отрывок наизусть | |||
Судьба свободолюбивой личности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Основные мотивы поэмы. | |||
Роль описаний природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | |||
2 триместр | |||
Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Тема, идея, главные герои произведения. | |||
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Особенности композиции. Отрывок наизусть | |||
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | |||
Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление. | |||
Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии. | |||
Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» | |||
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Гуманистический смысл повести. | |||
Контрольный тест по творчеству Н.В.Гоголя | |||
Анализ работ. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок). Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. | |||
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | |||
Л.Н.Толстой «После бала». Социально-нравственные проблемы произведения. Отрывок наизусть | |||
Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции. Автор и рассказчик. Психологизм рассказа. | |||
Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Отрочество». Нравственные проблемы повести. | |||
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Наизусть | |||
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | |||
Из литературы 20 века | |||
И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»: проблема счастья | |||
А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. | |||
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Что значит быть счастливым?» (По произведениям Толстого, Чехова, Бунина, Куприна) | |||
Внеклассное чтение. Певец света – М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш» | |||
А.А.Блок « Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в творчестве поэта. Наизусть | |||
С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | |||
И.С.Шмелев «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | |||
3 триместр | |||
М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | |||
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. | |||
Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи и М.Зощенко. | |||
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Отрывок наизусть | |||
Развитие речи. Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В.Теркина. Обучение устному рассказу. | |||
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Авторские отступления. | |||
Внеклассное чтение. А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | |||
Повторение. Стихотворные размеры. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина, А.Фатьянова. Наизусть | |||
Повторение. Сюжет. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. | |||
Повторение. Композиция В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | |||
Внеклассное чтение. Б.Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе. | |||
Развитие речи. Классное сочинение-отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне. | |||
Повторение. Поэтический синтаксис. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. Наизусть | |||
Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи. «Мне трудно без России». Поэты русского зарубежья о Родине. Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин | |||
Контрольный срез по теории литературы | |||
Из зарубежной литературы | |||
Повторение. Роды и жанры литературы. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. | |||
Повторение. Особенности строфики поэтического текста. Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Наизусть | |||
Повторение. Сатирические приемы в художественном произведении. Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство | |||
Повторение. Сатира и юмор. Дж.Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | |||
Повторение. Средства создания литературного героя. В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман | |||
Итоговая конференция «В мире литературы» с рекомендацией книг для летнего чтения. | |||
Защита проектов. «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» (1 группа) | |||
Защита проектов. «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала» (2 группа) |
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
- Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: «Просвещение», 2009
Литература для учителя
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. М.: Просвещение 2007
2. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009
3. Демиденко Е.А. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа 2007
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен 2003
5. Золотарева И.В.,.Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО 2006
6. Кутейникова Н.В. Уроки литературы в 8 классе. М.: Просвещение 2008
7. Макарова Б.А. Литература. Тесты. 5-11 классы. М.: НЦ ЭНАС 2005
8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. М.: Просвещение 2008
9. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с
Литература для учащихся
1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение 1999
2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год
3. Мещерякова А.А. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение. 2000
4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов.
5. Тумина Л.Е. Творческие задания для учащихся 5-8 классов. М.: Дрофа 2005
6. Читательский дневник. Иду в 8 класс. Саратов. Лицей 2008
Адреса электронных ресурсов.
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 8 кл
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе. 9 класс. Учебник Коровиной.
Только пояснительная записка....
рабочая программа по литературе 7 класс учебник Коровиной
Программа содержит пояснительную записку ( цель и задачи изучения предмета, общая характеристика предмета, место предмета и проч.), учебно-тематический план, содержание, календарно-тематическое планир...
рабочая программа по литературе, 6 класс ,УМК Коровина
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО приказ от 17.12.10 № 1897 и об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( зарегист...
Рабочая программа по литературе 6 класс по Коровиной 2 ч
Рабочая программа по литературе 6 класс по Коровиной 2 ч...
Рабочая программа по литературе 8 класс по Коровиной 2 ч
Рабочая программа по литературе 8 класс по Коровиной 2 ч...
Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина...