Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Коровиной)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 8 класса (УМК Коровиной) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8_lit_korovina.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

         /_____________/

Протокол  № 1    

от   «___» ___________   2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______    /________________/

«___»  сентября    2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

___________  /С.Ф. Родионова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2015г.

«        »  сентября    2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

          

по учебному предмету «литература»

для учащихся 8 «Г» класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Стрижко Вера Петровна,

учитель русского языка

     

           

Пояснительная записка

 Рабочая  программа по учебному предмету «литература» для 8 «Г»  класса на 2015-2016 учебный год создана на основе  Программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной-М.,Просвещение,2008) в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и обязательного минимума содержания учебных программ.

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа предназначена для учащихся 8 «Г» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района

            На обучение литературе в 8 «Г» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится        70 часов (2 часа в неделю).

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ;           метод проектов; исследовательские работы обучающихся.

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.

       Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

       Знать:

        -  содержание изученных в 8 классе художественных произведений;

        - основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

        - изученные  теоретико-литературные понятия.

      Уметь:

        - воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;

        - выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

         - выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;

         - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

          - владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

          - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;  

           - писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении;

           - пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарем литературоведческих терминов.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных,  культурологических, познавательных,  информационных).


Учебно-тематический план

по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)

УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Введение

1 ч

2.

Устное народное творчество

2 ч

3.

Древнерусская литература

2 ч

4.

Русская литература 18 века

3 ч

5.

Русская литература 19 века

32 ч

6.

Русская литература 20 века

22 ч

7.

Зарубежная литература

8 ч

Всего:

70 ч

Практическая часть

Развитие речи

7

Внеклассное чтение

7

Классные сочинения

2

Домашние сочинения

3

Контрольные тесты

2

Контрольный срез по тории литературы

1

Наизусть

13

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

2

Количество социальных/учебных проб

1

   

Темы проектов,  исследовательских работ,

социальных/учебных проб учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных проб

Сроки реализации

Информационно-исследовательский проект «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» по  теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа)

Информационно-исследовательский проект «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала»» по  теме «Творчество Л.Н.Толстого» (2 группа)

Исследовательская работа «Как проявляется в произведениях раннего Горького («Макар Чудра», «Песня о Соколе») их стилевое единство?» по теме «Творчество М.Горького» (1 группа)

Исследовательская работа  «Адресаты лирики А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина»  (2 группа)

Социальная/учебная проба «Заочная литературно-краеведческая экскурсия «От Нижнего Новгорода – по Руси»


 Календарно-тематический план

по учебному предмету «литература» (2 ч. в неделю, всего 70)

УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина

урока

Наименование тем  уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр

Введение. Русская литература и история.

Устное народное творчество

 Хороводные и лирические песни. Выражение в них «горя и радости сердца».Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Из древнерусской литературы

«Повесть о житии… Александра Невского». Художественные особенности произведения.

 «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Из русской литературы 18 века.

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. Основной конфликт пьесы. Черты классицизма в пьесе.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Социальные вопросы в комедии, позиция писателя

Развитие речи. Творческая работа. Устная характеристика персонажей (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Из русской литературы 19 века.

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Наизусть

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Наизусть 2 стихотворения

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». История создания произведения. Отрывок наизусть

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина.

Тема «русского бунта» и образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Судьба человеческая и судьба народная в романе. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Развитие речи. Написание  классного сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Внеклассное чтение. Повесть «Пиковая Дама» как вершина пушкинской прозы.

Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина

Анализ работ. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Отрывок наизусть

Судьба свободолюбивой личности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Основные мотивы поэмы.

Роль описаний природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

2 триместр

Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов «Маскарад». Тема, идея, главные герои произведения.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.   Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Особенности композиции. Отрывок наизусть

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление.

Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии.

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Гуманистический смысл повести.

Контрольный тест по творчеству Н.В.Гоголя

Анализ работ. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок). Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Л.Н.Толстой «После бала». Социально-нравственные проблемы произведения. Отрывок наизусть

Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции. Автор и рассказчик. Психологизм рассказа.

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Отрочество». Нравственные проблемы повести.

 Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Наизусть

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Из литературы 20 века

И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»: проблема счастья

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Что значит быть счастливым?» (По произведениям Толстого, Чехова, Бунина, Куприна)

Внеклассное чтение. Певец света – М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш»

А.А.Блок « Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в творчестве поэта. Наизусть

С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

И.С.Шмелев «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

3 триместр

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи и М.Зощенко.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Отрывок наизусть

Развитие речи. Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В.Теркина. Обучение устному рассказу.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Авторские отступления.

Внеклассное чтение. А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Повторение. Стихотворные размеры. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина, А.Фатьянова. Наизусть

Повторение. Сюжет. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе.

Повторение. Композиция В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Внеклассное чтение. Б.Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе.

Развитие речи. Классное сочинение-отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне.

Повторение. Поэтический синтаксис. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. Наизусть

Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи. «Мне трудно без России». Поэты русского зарубежья о Родине. Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин

Контрольный срез по теории литературы

Из зарубежной литературы

Повторение. Роды и жанры литературы. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Повторение. Особенности строфики поэтического текста. Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Наизусть

Повторение. Сатирические приемы в художественном произведении. Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство

Повторение. Сатира и юмор. Дж.Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Повторение. Средства создания литературного героя. В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман

 Итоговая конференция «В мире литературы» с     рекомендацией книг для летнего чтения.

Защита проектов. «История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел» (1 группа)

Защита проектов. «Очерк Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала» (2 группа)

Информационно-методическое обеспечение.

                                           Учебно-методический комплект (УМК)

  1. Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: «Просвещение», 2009

Литература для учителя

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. М.: Просвещение 2007

2. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009

3. Демиденко Е.А. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа 2007

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен 2003

5. Золотарева И.В.,.Крысова Т.А.  Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО 2006

6. Кутейникова Н.В. Уроки литературы в 8 классе. М.: Просвещение 2008

7. Макарова Б.А. Литература. Тесты. 5-11 классы. М.: НЦ ЭНАС 2005

8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. М.: Просвещение 2008

9. Программа  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с

Литература для учащихся

      1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение 1999

      2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год

      3. Мещерякова А.А. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение. 2000

      4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов.

      5. Тумина Л.Е. Творческие задания для учащихся 5-8 классов. М.: Дрофа 2005

      6. Читательский дневник. Иду в 8 класс. Саратов. Лицей 2008

Адреса электронных ресурсов.

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 8 кл

3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru

5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru

         6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

рабочая программа по литературе 7 класс учебник Коровиной

Программа содержит пояснительную записку ( цель и задачи изучения предмета, общая характеристика предмета, место предмета и проч.), учебно-тематический план, содержание, календарно-тематическое планир...

рабочая программа по литературе, 6 класс ,УМК Коровина

 Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО приказ от 17.12.10 № 1897 и об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( зарегист...

Рабочая программа по литературе 6 класс по Коровиной 2 ч

Рабочая программа по литературе 6 класс по Коровиной 2 ч...

Рабочая программа по литературе 8 класс по Коровиной 2 ч

Рабочая программа по литературе 8 класс по Коровиной 2 ч...

Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина

Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина...