рабочая программа по литературе 7 класс учебник Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку ( цель и задачи изучения предмета, общая характеристика предмета, место предмета и проч.), учебно-тематический план, содержание, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа литература 7 класс учебник Коровиной | 79.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением
немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ№72
Протокол _____ от ____________ _______________________
И.В.Стрешинская
«____»____________2014г.
Образовательная программа
основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
(базовый уровень)
для 7 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Перепелкина Галина Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №72
Калининского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
3. Законом Российской Федерации «Об образовании»
4. Учебным планом ГБОУ СОШ № 72 с углублённым изучением немецкого языка калининского района города Санкт-Петербурга
5. «Программа по литературе .5-11 классы .( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина
Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Оба предмета способствуют и формированию личности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что он представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
При работе с учащимися 7 класса, в достаточной мере владеющими техникой чтения, следует больше внимания уделять анализу произведений, не забывая тем не менее работать над разными видами чтения. Особое внимание следует уделить смысловому чтению.
Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного -тематического принципов.
В 7 классе ведущей проблемой является проблема особенности труда писателя, его позиции, изображение человека как важнейшая задача литературы.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т. д. )
Материалы по истории и теории литературы представлены в каждом разделе.
Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения требований стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
Место предмета литература в учебном плане ГБОУ СОШ 72.Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе.
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 70 классе отведено 68 часов. В рабочей программе – 70 часов.
В целом рабочая программа придерживается рекомендаций составителей. Программа под редакцией В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту. Внесены изменения в программу, предложенную В.Я.Коровиной: предусмотрено 2 резервных часа.
Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:
Коровина В.Я. Литература. 7 кл. Учебник в 2 ч.- М.: Просвещение, 2010
Коровина В.Я.Читаем, думаем. Спорим…: Дидактические материалы: 7 класс.-М.: Просвещение, 2010
Фонохрестоматия к учеб. «Литература.7 кл.» (формат МР3).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010
Коровина В.Я. Литература: 7класс: Методические советы.- М.: Просвещение, 2003
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 2010
Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)
• Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)
• Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);
• Исследовательский
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Предусмотрено проведение уроков с элементами театрализации, игры.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, творческой интерпретации произведений, предусмотрено использование ИКТ-технологии. Стратегия смыслового чтения – одна из ведущих на уроках литературы. Не менее важным является и использование словарей и справочной литературы во время уроков и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.
Формы контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение- рассуждение, ответ на поставленный вопрос.
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Периодичность и сроки проведения аттестации предусмотрены локальным актом ГБОУ СОШ № 72.
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 7 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, предания, пословицы, поговорки как жанры УНТ, древнерусская литература, летопись, ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры (в том числе трехсложные и тонические), аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, баллада (развитие представлений), ода, поэма, повесть, стихотворение в прозе, портрет, пейзаж, литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, композиция литературного произведения, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, роды литературы, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, мемуары как жанр публицистики, песня как синтетический жанр, рождественский рассказ.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь частично анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению;
пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | |||
Устное народное творчество | 4 | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 3 | 1 | ||
Из русской литературы 18 века | 2 | |||
Из русской литературы 19 века | 23 | 2 | 2 | |
Из русской литературы 20 века | 28 | 1 | 1 | 5 |
Из литературы народов России | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 6 | 1 | 1 | |
Резервные | 2 | |||
ИТОГО | 70 | 3 | 5 | 7 |
Содержание тем учебного курса
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая биография народа. Устный рассказ об исторических событиях. « Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств ( трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта. Щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского цикла былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
«Калевала»- карело-финский эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников .Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Предание( развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему(эпитеты, метафоры, сравнения).
Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки (развитие представлений)
Из древнерусской литературы
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Поучение.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Летопись.
Из русской литературы 18 века
М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Ода.
Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века.
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев Петра и Карла. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Баллада.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре».) Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» , его положения в обществе. Побуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Повесть (развитие понятия)
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива..», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках, оставшихся в памяти души, переживании блаженства, полноты жизненных впечатлений, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» - готовность ринуться навстречу гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Фольклоризм поэмы.
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический смысл повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправными, обездоленным . Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворение в прозе «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнец», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Стихотворения в прозе.
Н.А. Некрасов .Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.
Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха.
А.К. Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема «древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести..»
Гротеск.
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя. Беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянства.
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова.
Сатира и юмор как формы комического.
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
В.А. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и нравов. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» ( «Легенда о Данко).Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта. Сострадание лирического героя стихотворения.
Лирический герой .Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.
Л.Н. Андреев.
Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость, ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Б. Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны.
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм. Патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях К. Симонова, А. Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Публицистика.
Ф.А. Абрамов.
Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Литературные традиции.
Е.И.Носов.
Краткий рассказ о писателе.
«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе .Взаимосвязь природы и человека.
Ю.Казаков. Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственно доброго поступка.
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий., Н. Рубцов) Человек и природа . Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
А. Твардовский. Краткое слово о поэте.
«Снега потемнеют синие..», «Июль-макушка лета..», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Лирический герой.
Д.С.Лихачёв. «Земля родная».Духовное напутствие молодёжи. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр.
М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова поэтов 20 века.
А.Вертинский, «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге..». Лирические размышления о жизни, о быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля..», « Я вновь. Пришёл сюда и сам не верю..», «О моей Родине»
Возвращение к истокам жизни, к её основам. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «»Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку.
О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рэй Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рэя Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010 г.
2.Коровина В.Я.Читаем, думаем. Спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. -М.: Просвещение, 2010
3.Фонохрестоматия к учеб. «Литература.7 кл.» (формат МР3).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010
4.Коровина В.Я. Литература: 7класс: Методические советы.- М.: Просвещение, 2003
5.Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 2010
6. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
7. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
8. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 197
9.Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2010.
2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010г.
3. Фонохрестоматия к учеб. «Литература.7 кл.» (формат МР3).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010
4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.
5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.
6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2011
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Содержание материала | Виды деятельности учащихся и учителя | Планируемые результаты | Виды контроля |
1. | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | выр. чтение, уст. и письм. ответ на вопрос, тест | Знать: предмет изображения в лит. произв.. уметь выражать свое мнение о прочитанном | Ответ на вопрос | |
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | выр. чтение, устный ответ на вопрос, выявление особенностей сюжета, работа со словарем | Знать: специфика происхождения, бытования фольклора, особенности жанра преданий, уметь анализировать предания | Ответ на вопрос | |
3. | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. | Уст. рассказ о собирателях былин на основе сам. поиска, выр. чтение, беседа, работа со словарем | Знать: особенности жанра былин, собирателей былин, понимать нравственный идеал народа, представленный в былине, уметь выр. читать, составлять словарь, уметь анализировать предания | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, ответ на вопрос, словарь | |
4. | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник. Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | Выр. чтение, пересказ, устные ответы, коллективный диалог, устная характеристика героев | Знать: особенности жанра былин, особенности гер. эпоса, понимать нравственные идеалы народа, отразившиеся в былине, уметь давать характеристику героям, пересказывать | Пересказ, устный ответ-характеристика | |
5. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. | Устный рассказ о собирателях пословиц, беседа, устный и письменный ответ на вопрос, составление сборника пословиц (проект) | Знать: жанровые особенности пословиц и поговорок, понимать метафоричность пословиц, уметь понимать их дидактический смысл пословиц, определять их темы, самостоятельно подбирать пословицы на тему | Сборник пословиц, устный ответ на вопрос | |
6. | Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | Комм. чтение, формулирование вопросов к прочитанному, письменный ответ на вопрос | Знать: представление о древнерусской литературе, её особенностях, жанрах, о летописании, понимать нравственные идеалы Древней Руси, определять идею произведения, высказывать свое отношение к прочитанному | письм. ответ на вопрос, творческая работа | |
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. Образ гл. героини. | Комментиров. чтение, пересказ, характеристика героев, коллективный диалог | Знать : особенности жанра повести, понимать нравственные идеалы Древней Руси, уметь характеризовать героев произведения, определять основную мысль произведения, высказывать свое отношение к прочитанному | Пересказ, характеристика | |
8. | Подготовка к письм. работе «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества и древнерусской литературы | Коллективный диалог, устные и письм. ответы или проект | Уметь создавать сочинение –рассуждение | Сочинение или проект | |
9. | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. « К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия…». Мысли автора о Родине, о русской науке и её творцах. Понятие о жанре оды. | Выр. чтение, составление словаря, беседа, рецензирование чтения, устный рассказ о поэте на основе самостоятельно найденных материалов | Знать: представление о литературе XVIII века, жанровых особенностях оды, особенностях литературы в данный период, идея, высказанная Ломоносовым в оде, уметь составлять рассказ о поэте, определять авторскую позицию | Устный ответ на вопрос, выр. чтение, рецензирование чтения, устный рассказ о поэте | |
10. | Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Философские размышления поэта о смысле жизни о свободе творчества. | Рассказ о поэте на основе самостоятельно найденных материалов, словарная работа, беседа, коммент. чтение | Знать: философские размышления поэта в стихотв., уметь определять идею произведения, составлять рассказ, устный ответ на вопрос | Устный ответ на вопрос, рассказ о поэте, словарная работа | |
11. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. Отрывок из поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, словарная работа, коллективный диалог, составление плана | Знать: авторская позиция в произведении, средства выразительности, использованные в произведении, особенности композиции, уметь выр. читать текст, определять способы выражения авторской позиции, уметь анализировать текст ст. отрывка, составлять план | План, устный ответ на вопрос, выр. чтение. чтение наизусть | |
12. | А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра. | Выр. чтение отрывка, словарная работа, коллективный диалог, устный ответ | Знать: авторская позиция и средства её выражения, уметь выр. читать текст, определять авторскую позицию, уметь находить средства выразительности | Выр. чтение, устный ответ, словарик | |
13. | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции. | Коммент. чтение, составление цит. плана, характеристика героев, словарная работа, устный ответ на вопрос | Знать: смысл сопоставления Олега и волхва, жанровые особенности произведения и композиционные особенности, уметь наблюдать элементы композиции произведения, авторскую позицию, характеризовать героев, сопоставлять их, уметь наблюдать над средствами выразительности, Уметь сопоставлять образы поэтические и образы книжной графики | Цит. план, характеристика героев, словарик, выр. чтение | |
14. | А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена «В Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина» | Коммент. чтение, коллективный диалог, характеристика героя | Знать : авторская позиция в произведении, образ летописца Пимена, уметь, характеризовать героя | Характеристика героя | |
15. | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение маленького человека, его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | Составление плана, коллективный диалог, формулирование вопросов к произведению, выр. чтение, словарная работа | Знать: представление о маленьком человеке, отношение автора к герою, средства выражения отношения, уметь характеризовать главного героя произведения, определять особенности композиции произведения, роль композиции, Понимать авторскую позицию | Вопросы к произведению | |
16. | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | Составление плана рассказа о герое, устный ответ на вопрос | Знать : авторская позицию в произведении, особенности композиции произведения, уметь характеризовать героев произведения, уметь наблюдать над композицией произведения, | План характеристики героя, устный ответ на вопрос | |
17. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «песня про царя Ивана Васильевича….». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Выр. чтение, рассказ о поэте, коллективный диалог, составление словарика | Знать: жанровые особенности произведения, образы героев произведения, авторскую позицию, уметь составлять рассказ о поэте на основе самостоятельно найденных материалов, выраз. читать, составлять словарик | Рассказ о поэте, словарик | |
18. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклоризм поэмы. | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, письм. ответ на вопрос, коллективный диалог, составление плана характеристики героя | Знать: нравственные идеалы, представленные в произведении, образы героев, фольклоризм, особенности композиции поэмы, уметь наблюдать особенности композиции произведения, уметь характеризовать героев, наблюдать над средствами выразительности | Письм. ответ на вопрос, выр. чтение, характеристика героя | |
19. | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива..». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворного произведения. («Молитва», «Ангел»). Мастерство поэта в создании художественных образов. | Выр. чтение стихотворений, творческая работа (сочинение-миниатюра), коллективный диалог | Знать: авторская позиция в произведении, уметь анализировать произведение, создавать монологическое высказывание | Сочинение-миниатюра, устный ответ | |
20. | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Сочинение/ | Контроль знаний по теме | Сочинение/ тест | |
21. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе.«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей казаков: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | Пересказ, коллективный диалог, коммент. чтение, комментарий, работа в группах | Знать: историческая основа повести, авторская позиция, нравственные идеалы, представленные в повести, Уметь анализировать эпизод, высказывать свое отношение к героям | Пересказ, устный ответ, комментарий, | |
22. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести. | Коллективный диалог, устная характеристика, рецензирование ответов- характеристик, сопоставление иллюстраций к произведению. | Знать: авторское отношение к героям Остапу и Андрию, особенности пейзажа и портрета в произведении, уметь характеризовать героев | Устный ответ на вопрос, рецензия, характеристика героя | |
23. | Патриотический пафос повести. Тарас Бульба и его служение Отчизне. Образ Родины. | Выр. чтение, анализ эпизода, работа в группах, пересказ | Знать: образ Тараса Бульбы, авторское отношение к герою, образ Родины, уметь анализировать эпизод | Пересказ, письм. ответ на вопрос | |
24. | Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Коллективный диалог, письменный ответ на вопрос | Знать: авторская позиция в произведении Уметь создавать монологическое высказывание | Сочинение, презентация | |
25. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бирюк». Отношение рассказчика к главному герою. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | Устный рассказ о писателе, пересказ, анализ эпизода (беседа), коммент. чтение, характеристика героя | Знать : авторская позиция в произведении, способы проявления авторской позиции (портрет, пейзаж, диалог и др.), уметь наблюдать над композицией произведения, авторской позицией в произведении | Пересказ, выр. чтение, устный ответ на вопрос | |
26. | И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра. Авторские критерии нравственности. | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, чтение наизусть, коллективный диалог | Знать: авторская позиция в произведении, особенности жанра произведений, авторские критерии нравственности, уметь определять авторскую позицию, наблюдать над особенностями жанра произведения, выражать свое мнение, отношение к прочитанному | Выр. чтение, рецензия на выр. чтение, устный ответ | |
27. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | презентация, выр. чтение, коллективный диалог, письм. ответ на вопрос | Знать: особенности жанра произведении, авторскую позицию в произведении, историческую основу произведения, уметь выр. читать, анализировать эпизод, наблюдать над композицией произведения | презентация, устный ответ на вопрос, письм. ответ на вопрос | |
28. | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. | Выр. чтение, составление плана, коллективный диалог | Знать: особенности композиции произведения, авторскую позицию, уметь определять авторскую позицию и средства её проявления | Устный ответ на вопрос, выр. чтение | |
29. | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | Устный рассказ о поэте, выр. чтение, письм. ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения, письм. ответ на вопрос | Знать: жанровые особенности произведений, вымысел в произведении, конфликт «рыцарства» и самовластья, уметь выр. читать, высказывать свое отношение к прочитанному | Устный рассказ, выр. чтение, устный ответ на вопрос, письм. ответ на вопрос | |
30. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа и осуждение автором его покорности. | Устный рассказ о писателе, коммент. чтение, пересказ, устный ответ на вопрос, работа в группах | Знать: сатирическое произведение, жанровые особенности произведения, средства создания комического, авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию в произведении, определять авторское отношение и средства его выражения | Устный ответ на вопрос, устный рассказ, | |
31. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению. | Пересказ, письм. ответ на вопрос, коллективный диалог, работа в группах | Знать: сатирическое произведение, гротеск, уметь определять отношение автора к изображаемому, высказывать свое отношение | Письм. ответ на вопрос, пересказ | |
32. | Проверочная работа по теме: «Проблемы и герои произведений Гоголя, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина» | Письм. ответ на вопрос/тест | Контроль знаний по теме | Письм. ответ на вопрос/тест | |
33. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». Главы. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельно найденных материалов, устный ответ, пересказ | Знать: автобиографич. характер произведения, образ главного героя, уметь характеризовать героя | Устный рассказ о писателе, устный ответ, пересказ | |
34. | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство».Его чувства, поступки и духовный мир. | Пересказ, коллективный диалог, устный ответ на вопрос | Знать: главный герой произведения, Уметь наблюдать внутренний мир главного героя, характеризовать главного героя | Пересказ, устный ответ на вопрос | |
35. | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | Устный рассказ о писателе, коммент. чтение, устный ответ на вопрос, коллективный диалог | Знать: авторское отношение к героям рассказа, жанровые особенности произведения, уметь определять авторское отношение к героям | Устный рассказ о писателе, устный ответ на вопрос | |
36. | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство писателя. | Выр. чтение, пересказ, коллективный диалог, письменный ответ на вопрос | Знать: сюжет произведения, нравственный смысл произведения, уметь пересказывать, определять авторское отношение в рассказе, высказывать свое мнение | Пересказ, письм. ответ на вопрос | |
37. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказ Чехова. Развитие понятия о юморе и сатире. | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, коллективный диалог, устный ответ на вопрос, работа в группах | Знать: юмор и сатира, смысл названия рассказа, авторская позиция в произведении, средства её проявления, уметь выр. читать, определять авторскую позицию в произведении | Выр. чтение рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос | |
38. | Два лица России в рассказе «Злоумышленник» | Выр. чтение, работа в группах, устный ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения, составление словаря | Знать: авторская позиция в произведении, уметь определять авторское отношение к изображаемому, характеризовать героя | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос, словарик | |
39. | Смех и слезы в рассказах Чехова «Размазня», «Тоска» | Выр. чтение, работа в группах, устный ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения | Знать: авторская позиция в произведении, уметь определять авторское отношение к изображаемому, характеризовать героя | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос | |
40. | Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе | Сочинение-миниатюра, выр. чтение, рецензирование выр. чтения, работа в группах | Знать: авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию, выр. читать | Сочинение-миниатюра, выр. чтение, рецензирование выр. чтения, чтение наизусть | |
41. | М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Устный рассказ о писателе, пересказ, рецензирование пересказа, устный ответ на вопрос | Знать: автобиографизм, жанровые особенности произведения, образ деда Каширина, уметь характеризовать героя | Устный рассказ о писателе, пересказ, рецензирование пересказа, устный ответ на вопрос | |
42. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | Сост. таблицы, пересказ, устный ответ на вопрос, выр. чтение, работа в группах | Знать: образы бабушки, Алеши Пешкова, Цыганка, Хорошего дела, нравственные идеалы автора, тема и идея произведения, уметь характеризовать героя | Таблица, пересказ, устный ответ на вопрос, выр. чтение | |
43. | Обучение анализу эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | Коллективный диалог, устный и письм. ответ на вопрос | Знать: портрет как средство характеристики героя, анализ эпизода, уметь анализировать эпизод | Устный и письменный ответ на вопрос, сочинение | |
44. | М. Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды. | Выр. чтение, пересказ, коллективный диалог | Знать: романтич. характер произведения, легенда, образ Данко, уметь характеризовать героя, определять авторское отношение | пересказ | |
45. | В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие худ. формы стихотворения. | Устный рассказ о поэте, коллективный диалог, коммент. чтение, работа в группах, составление схемы | Знать: авторская позиция в произведении (роль поэзии в жизни человека и общества), юмор в произв., фантастика, своеобразие худ. формы произв., уметь наблюдать авт. позицию, средства её выражения | Устный рассказ о поэте, схема, чтение наизусть | |
46. | В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, его гуманизм и сочувствие ко всему живому | Выр. чтение, работа в группах, устный ответ | Знать: понятие о лирическом герое, авторская позиция в стихотворении, средства её проявления (элементы анализа), уметь высказывать свое отношение к прочитанному, определять авторское отношение к изображаемому | Выр. чтение, устный ответ | |
47. | Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | Презентация, пересказ, работа в группах, письм. ответ на вопрос, схема | Знать: авторская позиция в произведении, уметь характеризовать героя, определять авторское отношение к герою, высказывать свое мнение о прочитанном | Презентация, пересказ, письм. ответ на вопрос, схема | |
48. | А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | Устный рассказ о писателе, письм. ответ на вопрос, рецензирование ответов на вопрос, работа в группах, коммент. чтение | Знать: авторское отношение к Юшке, образ Юшки, уметь характеризовать героя, анализировать эпизод | Устный рассказ о писателе, письм. ответ на вопрос | |
49. | А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. | Пересказ, устный ответ на вопрос | Знать: нравственные ценности в рассказе, уметь характеризовать героя, определять авторское отношение, высказывать свое мнение | Пересказ, устный ответ на вопрос | |
50. | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Коллективный диалог, работа в группах, устный ответ на вопрос, рецензирование ответов | Уметь: составлять монологическое высказывание-рассуждение | сочинение | |
52. | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | Выр. чтение, устный рассказ о писателе, работа в группах, сочинение-миниатюра | Знать: авторская позиция, особенности поэтического языка Пастернака, особенности создания образов, уметь наблюдать над особенность поэтического языка поэта | Выр. чтение, сочинение-миниатюра. | |
52. | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | сочинение | Сочинение – анализ эпизода или стихотворения | ||
53. | Час Мужества. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. На дорогах войны (стихотворения о войне Ахматовой, Симонова и др.) | Выр. чтение, проект, рецензирование, смысловое чтение, составление сборника стихотворений о войне | Знать: интервью как жанр публицистики, авторская позицию в предложенных стихотворениях о войне, средства выразительности, используемые поэтом | Выр. чтение, сборник стих. о войне | |
54. | Ф. Абрамов. «О чем плачут лошади?» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | пересказ, коллективный диалог, групповая работа, письм. ответ на вопрос | Знать: эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа, уметь высказывать свое мнение о прочитанном | Письм. ответ на вопрос | |
55. | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». «Живое пламя» Нравственные проблемы рассказов. | Пересказ, групповая работа, устный ответ на вопрос | Знать: нравственные проблемы рассказов, уметь высказывать свое мнение о прочитанном | Устный ответ на вопрос | |
56. | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | Пересказ, групповая работа, устный ответ на вопрос | Знать: нравственные проблемы рассказа, уметь характеризовать героев, высказывать свое отношение к прочитанному | Устный ответ на вопрос | |
57. | Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. | Выр. чтение, рецензирование чтение, работа в группах, письм. ответ на вопрос | Знать: особенности видения родной природы русских поэтов ХХ века, воззрения на человека и природу, уметь определять авторское отношение в стихотворении | Письм. и устный ответ на вопрос | |
58. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета..», «на дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое. | Выр. чтение, устный рассказ о поэте, письменный ответ на вопрос | Знать: лирический герой, философские проблемы в лирике, уметь прослеживать развитие авторской мысли, определять настроение и мысли лирического героя, высказывать свое отношение к прочитанному | Устный рассказ о поэте, письм. ответ на вопрос | |
59. | Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» ( главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика. Мемуары как жанр литературы. | Смысловое чтение, сочинение-минитюра | Знать: публицистика, мемуары как жанр литературы, авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию, находить аргументы | Сочинение-миниатюра | |
60. | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. | Выр. чтение, устный ответ на вопрос | Знать: авторская позиция в произведении, юмор, уметь находить средства создания комического | Выр. чтение, устный ответ на вопрос | |
61. | Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени, вечности. | проект | Знать: песня, авторская позиция в изучаемых произведениях, уметь: определять авторскую позицию в произведении, высказывать свое отношение | проект | |
62. | Р. Гамзатов. «Опять за спиной родная земля..»… Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос | Знать: авторская позиция в произведении, образность в стихотворении | Выр. чтение, рецензирование чтения, устный ответ на вопрос | |
63. | Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Выр. чтение. письм. ответ на вопрос, коллективный диалог | Знать: авторская позиции в произв., уметь формулировать авторскую позицию, высказывать свое отношение к прочитанному | Выр. чтение, письм. ответ на вопрос | |
64. | Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой..» как прославление подвига во имя свободы Родины. | Выр. чтение, коллективный диалог, устный ответ на вопрос | Знать: авторская позиция в произведении, Уметь определять авторскую позицию | Выр. чтение, коллективный диалог, устный ответ на вопрос | |
65. | Японские хокку(хайку). Особенности жанра. | Смысловое чтение, сочинение- миниатюра, коллективный диалог | Знать: жанр хокку, авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию | Сочинение-миниатюра | |
66. | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Пересказ, устный ответ на вопрос | Знать: нравственные проблемы рассказа, жанр произведения, уметь характеризовать героев | Пересказ, устный ответ на вопрос | |
67. | Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о чудесной победе добра. | Устный рассказ о писателе, выр. чтение. пересказ, коллективный диалог | Знать: авторская позиция в рассказе, фантастика, уметь определять авторскую позицию в произведении | Устный рассказ о писателе, выр. чтение. пересказ, коллективный диалог | |
68. | Итоговый урок | Беседа, тест, устные ответы учащихся | Тест, устные ответы учащихся | ||
69. | Резерв | ||||
70. | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 7 класс учебник А.В.Перышкин
Рабочая программа составлена на основе стандарта РФ основного общего образования по примерной программе по физике на основе авторской программы...
рабочая программа 9 класс Учебник Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
Рабочая программа по УМК В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин для 9 класса....
Рабочая программа,10 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
Составлена в соответствие с Примерной программой основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программой: Домогацких Е. М. Программа п...
Рабочая программа,11 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
Рабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по ге...
Рабочая программа 11 класс учебник Богдановой
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 11 класса...
Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)
Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...
Рабочая программа "Литература" к учебнику Коровиной В.Я. на 102ч. ФГОС.
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Ли...
Комментарии
Спасибо, программа
Спасибо, программа понравилась!
Спасибо, программа
Спасибо, программа понравилась!