Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная образовательная программа имеет большую значимость в деле личностного развития гражданина России, готового принять традиции, ценности, особенности культурно-исторической и духовной жизни его родного города, района, области. Духовно-нравственная направленность программы, ее научно-познавательный характер во многом обеспечивают решение воспитательных задач в современной школе. Актуальность программы объясняется тем, что изучение истории своего родного края позволяет прежде всего решать задачи формирования личности подростка и направлено на воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своего и других народов, формирование у них понимания необходимости исторической преемственности поколений, сохранения исторической памяти. Во время изучения истории края учащиеся приобщаются к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_programma_5-9_kl._kuts_l.v.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №18
Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению.
(5-9 классы)
Составила: Людмила Васильевна Куц
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Приказом от «__»______20___г. Директор МАОУ лицея №18 _____________И.А.Теличко |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа имеет большую значимость в деле личностного развития гражданина России, готового принять традиции, ценности, особенности культурно-исторической и духовной жизни его родного города, района, области. Духовно-нравственная направленность программы, ее научно-познавательный характер во многом обеспечивают решение воспитательных задач в современной школе. Актуальность программы объясняется тем, что изучение истории своего родного края позволяет прежде всего решать задачи формирования личности подростка и направлено на воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своего и других народов, формирование у них понимания необходимости исторической преемственности поколений, сохранения исторической памяти. Во время изучения истории края учащиеся приобщаются к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона.
В последние годы значительно вырос интерес к культуре, истории, традициям родного края и поэтому краеведению отводится огромная роль в деле воспитания, обучения и социализации учащихся. В реализации этих задач педагогу во многом может помочь школьный музей.
Музей в школе – это центр музейно-педагогической и краеведческой работы, средство творческой самореализации школьников. Музей инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, посильно участвуя в формировании музейного фонда страны.
Программа не ставит своей целью дублировать содержание курса «История западной России. Калининградская область», главное – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности современного школьного образования.
Главная цель программы - дать учащимся расширенные знания об истории края и поддерживать интерес к изучению у школьников такого предмета как история, способствовать формированию социальной активности учащихся, их интеллектуальному развитию путем вовлечения в поисково-исследовательскую, проектную и краеведческую деятельность.
Задачи программы:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и традициям своей малой родины;
- Изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- Овладение умениями работать с разными источниками информации;
- Применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- Повышение интереса к изучению истории родного края, своей школы и своей семьи;
- Знакомство учащихся с историей музеев;
- Создание условий для самореализации учащихся;
- Участие школьников в краеведческих конкурсах, смотрах, проектах.
В настоящее время растёт количество и доступность краеведческой литературы, научной и популярной; имеются возможности для посещения экспозиций музеев Калининграда и области, работы с историческими источниками; много интересной информации есть на электронных носителях. Поэтому реализация программ предполагает организацию посещений музеев, библиотек, виртуальных экскурсий, выходов для изучения важных исторических и природных объектов.
Большое значение в успешной реализации программы имеет использование различных методов создания положительной мотивации обучаемых, учета их возрастных особенностей. Программа рассчитана на учащихся 5- 9 классов.
Сроки реализации программы: пять лет.
Формы и режим занятий: лекции, экскурсии, практикумы, подготовка исследовательских работ.
Программа рассчитана на 34 часа в год. Практические занятия составляют большую часть учебного времени. Режим работы группы – один час в неделю.
К ожидаемым результатам освоения дополнительной образовательной программы следует отнести следующее:
учащийся научится:
- использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий истории нашего края;
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.
- рассказывать о природе и основных событиях истории края;
- объяснять, в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям в истории края;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия прошлого;
- объяснять назначение музеев как хранителей исторической памяти;
- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края;
- совершенствовать навыки исследовательской и проектной деятельности.
Итогом работы группы станет подготовка и участие учащихся в городском конкурсе знатоков родного края, а также разработка и защита проектов на лицейской проектной конференции.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения. 5 класс.
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение 2 часа | |||
1 | Вводное занятие: «Что такое краеведение?» | 1 ч. | |
2 | Экскурсия в школьный музей | 1 ч. | |
II. Объекты краеведения 9 часов | |||
1 | Природа как объект краеведческой деятельности | 1 ч. | Экскурсия в парк Центральный – 1 ч. |
2 | Население и хозяйство края как объекты краеведческой деятельности | 1 ч. | Работа с документами и картой области- 1ч. |
3 | История края как объект краеведческой деятельности | 1 ч. | |
4 | Культурное наследие края как объект краеведческой деятельности | 1 ч. | Виртуальная экскурсия «Архитектура Кенигсберга» 1 ч. |
5 | История Янтарной комнаты | 1 ч. |
|
6 | Проведение настольной игры «Янтарный край» - 1 ч. | ||
III. Источники краеведения- 16 часов | |||
1 | Что мы понимаем под источниками краеведения | 1 ч. | |
2 | Краеведческая библиография | 1 ч. | Практикум. Работа с библиотечкой краеведческой литературы -1 ч. |
3 | Археологические раскопки на территории области | 1 ч. | |
4 | Топонимика в краеведении | 1 ч. | Работа с топонимами города и края – 1 ч. |
5 | Архивные источники | 1 ч. | Работа с архивными источниками школьного музея – 1 ч. |
6 | Картографические источники | 1 ч. | Конкурс « У карты области» - 1 ч. |
7 | Устные источники. Знакомство с легендами Пруссии. Легенды о янтаре. | 1 ч. | Чтение и обсуждение легенд – 1ч. |
8 | Памятники истории культуры как источник краеведения | 1 ч. | |
9 | Кафедральный собор как главный памятник архитектуры прошлого | 1 ч. | Экскурсия на о. И. Канта – 2 ч. |
IV. Музеи как хранители памяти. Школьный музей боевой славы – 5 часов | |||
1 | Как появился музей. Из истории музеев мира | 1 ч. | Путешествие по музеям мира. -2 ч. ( презентации, подготовленные учащимися) |
2 | Из истории музеев России. Кунсткамера. Эрмитаж. | 1 ч. | |
3 | Школьные музеи. История нашего музея | 1 ч. | |
V. Экскурсионная работа, организация походов, участие в краеведческих конкурсах , конференциях, смотрах школьных музеев 3 часа | |||
1 | Участие в проектах | ||
2 | Участие в областной Неделе смотра школьных музеев | ||
3 | Участие в городском конкурсе знатоков родного края | ||
4 | Участие в конкурсах по краеведению | ||
Второй год обучения. 6 класс. 34 часа. | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение 3 часа | |||
1 | Вводное занятие. Задачи курса. | 1ч. | |
2 | История края и ее периодизация | 1ч. | Работа с «линией времени» -1ч. |
II. Как начиналась история нашего края - 12 часов | |||
1 | Древнейшая история края | 1 ч. | |
2 | Первые письменные сведения о нашем крае | 1ч. | Работа с историческими источниками-1ч. |
3 | Переселение народов на территории Прибалтики | 1 ч. | |
4 | Общественное устройство прусского общества | 1 ч. | |
5 | Религия древних пруссов | 1 ч. | Чтение легенд о богах пруссов-1 ч. |
6 | Ведение хозяйства пруссов. Торговые отношения с соседними государствами и народами | 1 ч. | |
8 | Жилище древних пруссов. Быт и нравы пруссов | 1ч. | |
9 | Границы Пруссии в XIII в. и ее соседи | 1ч. | Работа с картой по истории средних веков- 1ч. |
Тема III. Завоевание Пруссии Тевтонским орденом - 7 часов | |||
1 | Начало христианизации | 1ч. | |
2 | Путь Тевтонского ордена в Пруссию | 1ч. | Подготовка презентаций и их представление-1ч. |
3 | Начало завоевания Пруссии | 1ч. | |
4 | Основание Кёнигсберга | 1ч. | Экскурсия «Историческое сердце города» - 1 ч. |
5 | Восстание 1260-1283 г.г. Поражение пруссов | 1ч. | |
IV. Тевтонский орден в Пруссии – 12 часов | |||
1 | Орденское государство | 1ч. | |
2 | Торговля в орденском государстве | 1ч. | Викторина «Орден и Ганза» -1ч. |
3 | Соседи орденского государства | 1ч. | |
4 | Великая война 1409-1411 г.г. Грюнвальдское сражение | 1ч. | Просмотр видеофрагмента и его обсуждение -1ч. |
5 | Кризис Орденского государства | 1ч. | |
6 | Тринадцатилетняя война 1454-1466 г.г. | 1ч. | |
7 | Тевтонский орден и Московская Русь | 1ч. | Работа с письменными источниками-1ч. |
8 | Последние годы Тевтонского ордена | 1ч. | |
9 | Итоговое занятие | 1ч. | |
Третий год обучения. 7 класс. 34 часа | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение-1ч. | |||
1 | Вводное занятие. Новая история края | 1ч. | |
Тема II. Герцогство Пруссия - 9 часов | |||
1 | Кризис Орденского государства | 1ч. | |
2 | Образование герцогства в Пруссии | 1ч. | |
3 | Рыцари, крестьяне, горожане | 1ч. | |
4 | Лютеранская церковь в Пруссии | 1ч. | |
5 | Деятельность герцога Альбрехта | 1ч. | Работа с источниками – 1 ч. |
6 | Открытие Альбертины | 1ч. | Подготовка презентаций и их просмотр -1ч. |
7 | Герцогство после смерти Альбрехта. Объединение Бранденбурга и Пруссии | 1ч. | |
Тема III. Превращение Пруссии в провинцию - 24 часа | |||
1 | Пруссия при курфюрсте Георге Фридрихе | 1ч. | |
2 | Развитие Пруссии при Фридрихе Вильгельме. Внешняя политика. | 1ч. | |
3 | Переселение и отношения с соседями | 1ч. | |
4 | Великое Московское посольство 1697 г. | 1ч. | |
5 | Петр I в Кенигсберге и Пиллау. | 2 ч. | Игра «Прусские маршруты Петра I» - 1 ч. |
6 | Создание королевства Пруссия | 1ч. | |
7 | Борьба королевства за укрепление своих позиций в Юго-Восточной Прибалтике | 1ч. | |
8 | Ликвидация последствий чумы 1709-1710 г.г. | 1ч. | |
9 | Северная война 1700-1721 г.г. Визиты Петра I в Кенигсберг. | 1ч. | Экскурсия на о. Канта -2ч. |
10 | Из истории Янтарной комнаты | 1ч. | |
11 | Русские студенты в Кенигсберге | 1ч. | |
12 | Кенигсбергские ученые в Российской академии наук | 1ч. | |
13 | Семилетняя война 1756-1763 г.г. Россия и Пруссия в войне. | 1ч. | |
14 | Пруссия – провинция России. Российские губернаторы. | 1ч. | |
15 | Петр III и выход России из войны | 1ч. | |
16 | Разделы Польши и образование провинции Восточная Пруссия | 1ч. | |
17 | Просвещение в Пруссии. Просветители и Альбертина | 1ч. | |
18 | Знаменитые русские люди в Кенигсберге | 2ч. | Мини - конференция |
19 | Итоговое занятие | 1ч. | |
Четвертый год обучения. 8 класс. 34 часа. | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение-1час | |||
1 | Вводное занятие. Восточная Пруссия от Наполеона до Первой мировой войны | 1ч. | |
Тема II. Восточная Пруссия в начале XIX в. - 12 часов | |||
1 | Восточная Пруссия и наполеоновские войны | 1ч. | |
2 | Русские войска в Восточной Пруссии в войне 1806 -1807 г.г. | 1ч. | Мини-конференция «Победы русского оружия» -1ч. |
3 | Оборона Кенигсберга русскими войсками | 1ч. | |
4 | Имя королевы Луизы на карте города и области | 1ч. | Просмотр и обсуждение презентации-1ч. |
5 | Тильзитский мир | 1ч. | Работа с источниками-1ч. |
6 | Восточная Пруссия в 1807-1812 г.г. | 1ч. | |
7 | Прусские военные реформы | 1ч. | |
8 | Участие Пруссии в наполеоновском походе против России в 1812 г. | 1ч. | |
9 | Поход русской армии в Пруссию в 1812-13 г.г. | 1ч. | |
Тема III. Восточная Пруссия в середине века - 13 часов | |||
1 | Административное деление Восточной Пруссии. Образование единой провинции | 1ч. | |
2 | Развитие экономики. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспорт. | 1ч. | Работа с картой -1 ч. |
3 | Торговые отношения с Россией | 1ч. | |
4 | Общественные отношения в Пруссии | 1ч. | |
5 | Наука и образование | 1ч. | |
6 | Вклад ученых Альбертины в развитие науки | 1ч. | Мини-конференция -2ч. |
7 | Российские астрономы в Кенигсберге | 1ч. | |
8 | Российские литераторы и Кенигсберг | 1ч. | Работа с источниками-1ч. |
9 | Региональная культура. К. Донелайтис. Э.Т.А. Гофман | 1ч. | |
IV. Восточная Пруссия - форпост королевства на границе с Россией - 8 часов | |||
1 | Строительство оборонительных сооружений в Кенигсберге | 1ч. | |
2 | Место Пруссии в подготовке Германии к войне | 1ч. | |
3 | Начало Первой мировой войны. Восточно-Прусская операция 1914 г. | 1ч. | |
4 | Гумбинненское сражение | 1ч. | Практикум «Памятники Первой мировой войны в нашей области» -1ч. |
5 | Последствия войны для Пруссии | 1ч. | |
6 | Влияние революционных событий на жизнь в провинции | 1ч. | |
7 | Версальский мир 1918 г. Итоги революции. | 1ч. | |
Пятый год обучения. 9 класс. 34 часа. | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение-1час | |||
1 | Вводное занятие. Новейшая история края | 1ч. | |
Тема II. Восточная Пруссия между двумя мировыми войнами – 4 часа | |||
1 | Восточная Пруссия в период Веймарской республики | 1ч. | |
2 | Экономический спад в Восточной Пруссии | 1ч. | |
3 | Приход к власти нацистов | 1ч. | |
4 | Подготовка и начало Второй мировой войны | 1ч. | |
Тема III. Создание и развитие Калининградской области – 29 часов | |||
1 | Восточно-Прусская операция Красной армии | 1ч. | |
2 | Штурм Кенигсберга | 1ч. | Тематическая экскурсия в школьном музее -1ч. |
3 | 1ч. | «Вечная слава героям» - мини-конференция | |
4 | Международно-правовые основы создания Калининградской области | 1ч. | |
5 | Первые шаги советских военных властей | 1ч. | |
6 | Экономическое состояние области. Судьба немецкого населения | 1ч. | Работа с документами -1ч. |
7 | Образование области | 1ч. | |
8 | Планы экономического возрождения области | 1ч. | |
9 | Политика переселения | 1ч. | Работа с документами-1ч. |
10 | Экономическое развитие региона в50-е-середине 60-х годов | 1ч. | |
11 | Развитие рыбной отрасли | 1ч. | |
12 | Развитие транспорта и связи | 1ч. | |
13 | Состояние сельского хозяйства | 1ч. | |
14 | Социально-культурное развитие области. Образование, культура, искусство | 1ч. |
III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Понятие краеведения. Объекты краеведения. Природа как объект краеведческой деятельности. Изучение климатических условий, растительного, животного мира. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности. Экономическое краеведение, его значение и сущность. История как объект краеведческой деятельности. Историческое краеведение, его значение и сущность. Памятники истории и культуры как объект краеведческой деятельности. Искусство края как объект краеведческой деятельности. Искусствоведческое краеведение, его значение и сущность. Археологические раскопки на территории области.
Подготовка к конкурсам по краеведению (занятия-лекции, выполнение тестовых и проблемных заданий).
Источники краеведения (краеведческая библиография, печатные источники, статистические источники, картографические источники, архивные источники, устные источники, памятники истории и культуры как источника краеведения). «Сам себе архивариус»: изучение принципов создания домашнего архива, домашнего музея; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности.
Понятие «Музей». Социокультурная функция музеев. Основная музейная терминология. История музеев, типы и виды современных музеев. Музей как научно-исследовательское учреждение. Направление и тематика научно-исследовательской работы музеев. Экспозиции и выставки как итог музейной работы. Понятие фондов музея.. Экскурсовод и его деятельность. Подготовка и проведение экскурсий в школьном Музее боевой славы для учащихся лицея. Подготовка выставок, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Экскурсионная работа. Экскурсии в историко - художественный музей, музей янтаря, музей Мирового океана, музей И. Канта, музей «Фридландские ворота», музей «Королевские ворота», музей-блиндаж О. Ляша, Художественную галерею.
Участие в конкурсах, смотрах и других мероприятиях краеведческой направленности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность.
История края и ее периодизация. Появление человека на территории края. Появление индоевропейцев. Деление на славян и балтов. Эстии. Историки античности о древних жителях края. Местное население и Великое переселение народов. Происхождение пруссов. Расселение прусских племен. Занятия, быт, нравы, верования. Управление. Отношения с соседями. Первые попытки христианизации пруссов. Путь Тевтонского ордена в Пруссию. Война Тевтонского ордена и пруссов. Крестовый поход 1255 г. Основание Кенигсберга. Прусское восстание. Вожди пруссов. Причины поражения пруссов. Создание государства Тевтонского ордена. Территория, административное деление, управление. Орден и местное население. Привилегии городов. Экономическое развитие государства. Орден и Ганза. Торговые связи с Россией. Прусская культура. Внешняя политика ордена. Войны Ордена с Польшей и Литвой. «Великая война» 1409-141г.г. Сражения у Грюнвальда. Тринадцатилетняя война 1454-1466 г.г. Поиски союзников. Первые контакты с Московской Русью. Посольство Д. Шонберга в Москву. Договор 1517 г. Кризис орденского государства в начале XVI в. Конфликт сословий. Распространение лютеранства. Конец Тевтонского ордена. Отношения с Польшей. Краковский мир 1525 г. Образование герцогства Пруссия. Отношения сословий. Лютеранство в Пруссии. Правление герцога Альбрехта. Управление, политика, экономика. Развитие образования. Открытие Альбертины. Государство после смерти Альбрехта. Регентство. Объединение Бранденбурга и Пруссии. Пруссия при первых курфюрстах. Внешняя политика Бранденбургско - Прусского государства. Поиск союзников. Отношения с Московским государством. Пруссия в конце XVII в. Переселение в провинцию. Отношения с соседями. Великое Московское посольство 1697 г. Петр I в Кенигсберге и Пиллау. Договор с Россией 1699 г. Коронация Фридриха I в Кенигсберге в 1701 г. Северная война 1700-1721 г.г. и Пруссия. Визиты Петра I в Кенигсберг. Выход Пруссии из Северного союза. Внутриполитическое развитие Пруссии. Чума 1709-1710 г.г. Политика переселения и возрождение провинции. Русские в Восточной Пруссии. Российские студенты в Альбертине. Кенигсбергские ученые в Российской академии наук. Пруссия и Россия в Семилетней войне 1756-1763 г.г. Походы русской армии в Пруссию. Восточная Пруссия под российской короной. Российские губернаторы. Петр III и выход России из войны. Пруссия и разделы Польши. Образование провинции Восточная Пруссия. Развитие экономики. Развитие культуры и науки в Восточной Пруссии. Распространение идей Просвещения. И. Кант, И. Гердер, И. Гаман. Знаменитые русские люди в Кенигсберге. Пруссия и антинаполеоновские коалиции. Участие Пруссии в войнах против наполеоновской Франции.Русские войска в Восточной Пруссии в войне 1806-1807 г.г.Сражение при Прейсиш-Эйлау. Сражение у Фридланда. Оборона Кенигсберга. Александр I, Фридрих Вильгельм III, королева Луиза. Тильзитский мир. Восточная Пруссия в 1807-1812 г.г. Прусские военные реформы. Участие Пруссии в военном походе против России. Вступление русских войск в Пруссию. Тауроггенская конвенция 30 декабря 1812 г. Калишский договор 26 февраля 1813 г. Кенигсберг-тыловая база русской армии. Административное деление Восточной Пруссии. Образование единой провинции. Развитие экономики. Сельское хозяйство-ведущая отрасль хозяйства. Промышленность. Транспорт. Развитие морской торговли. Торговые отношения с Россией. Общественное движение в Восточной Пруссии. Либералы и социал-демократы. Наука и образование. Кенигсбергский университет. Ф. Бессель, Г. Гельмгольц. Российские астрономы в Кенигсберге. К. Бэр. Российские литераторы и Кенигсберг. Региональная культура. Превращение Восточной Пруссии в форпост прусского королевства на границе с Россией. Строительство оборонительных сооружений в Кенигсберге. Восточная Пруссия в составе Германской империи. Подготовка к войне. Начало Первой мировой войны. Восточно-Прусская операция 1914г. Гумбинненское сражение. Разгром русских войск. Новое наступление русской армии в конце 1914 г. Последствия войны для Пруссии. Начало революции. Выступления в провинции. Итоги революции. |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ядром программы являются четыре основные темы: краеведение, объекты краеведения, источники краеведения, музей. Программа направлена как на развитие общеинтеллектуальных умений школьников, так и на развитие специальных навыков исследовательской и проектной деятельности при проведении занятий - практикумов, выполнении творческих заданий и подготовки проектов. При изучении курса важно использовать современные информационные ресурсы, материалы сети Интернет. С учетом возрастных особенностей учащихся упор будет делаться на игровые формы познавательной деятельности, развитие самостоятельности и ответственности (мини - конференции, презентации, проекты, организация ролевой игры). Большая часть учебного времени отводится на проведение практических занятий, экскурсий и походов, что позволит учащимся более детально ознакомиться с памятниками истории и культуры нашего края. В обеспечении программы важно место занимает использование следующего оборудования:
- Обучающая настольная игра «Мой янтарный край». Серия краеведческих и тематических игр «Я живу в России», 2004.
- Калининградская область: географический атлас /гл. ред. В. Орленок. – Калининград: Мастерская «Коллекция», 2011.
- Учебные настенные карты Калининграда и области.
- http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ваулина В.Д. Наш край.- Калининград,2008.
2.Гальцов В.И. Кенигсбергский Нестор.- Калининград,2002.
3.География Янтарного края России.- Калининград,2008.
4.Губин А., Строкин В. Крепости и замки Восточной Пруссии.- Калининград,2008.
5.Калининград: фотоальбом.- Калиниград.2006.
6.Колобовский Е.Ю.Изучаем природу в городе.- Ярославль, 2006.
7.Кретинин Г.В. Прусские маршруты Петра I.- Калининград,1996
8.Лавринович К. Альбертина. - Калининград,1995.
9.Миловский В.А. 60 краеведческих маршрутов по Калининградской области. - Калининград, 2010.
10.Овсянов А. Янтарная комната.- Калининград,2004.
11.Очерки истории Восточной Пруссии.- Калининград,2006.
12.Строкин В.Н. Памятники ратного прошлого.- Калининград,1995.
13. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область?- Калининград, 2009.
14.Храппа В. Сказки и саги Витланда.- Калининград,1996.
15.Хрусталёв И. Увековечены на нашей земле. - М.,1999.
16.Штурм Кенигсберга.- Калининград,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Историческому краеведению
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...
Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"
Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...
Система исторического краеведения в современной школе
Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе с использованием местного материала...
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...
Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования
Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...
Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"
Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной к...