Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме
Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. В связи с этим особенно актуальным становится такая постановка вопроса: именно в школе важно организовать процесс становления качеств творческой личности, именно на это ориентированы ФГОСТ второго поколения. Развитию творческого потенциала способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_starsheklassnikov.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Э.К.Сундукова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Исенбаевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан, село Исенбаево Агрызского района РТ
Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. В связи с этим особенно актуальным становится такая постановка вопроса: именно в школе важно организовать процесс становления качеств творческой личности, именно на это ориентированы ФГОСТ второго поколения. Развитию творческого потенциала способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.
Преподавать такие гуманитарные предметы, как русский язык и литература, в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Школьники очень мало читают, предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени на чтение. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как развить творческие способности ученика посредством повышения интерес к предмету. Многие учителя отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Это решение, мысль должны быть глубоко индивидуальны, тогда они будут иметь значение для подростка.
Хорошо известно, что развитие творческих способностей идет в процессе творческой деятельности. Сам процесс обучения способствует развитию творческих способностей, если в него включаются элементы творческой деятельности. Какую позицию занимает учитель? Главный путь подготовки учителя к творческой деятельности и развитию в ней творческих способностей учащихся – формирование у него самого творческих способностей и овладение им самим опытом творческой деятельности. Учитель выбирает методы, которые могут организовать процесс развития личности ученика. Наиболее эффективными технологиями, ориентированными на развитие творческих способностей, я считаю метод проблемного обучения, метод проектов и современные информационные технологии.
Проблемное обучение направлено на развитие самостоятельности ученика и способствует развитию творческих способностей. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.
Этот метод позволяет мне организовать творческое, интеллектуально-познавательное усвоение предметного материала.
На уроке важен диалог, который возникает на уровне поставленной проблемы, дискуссия, через которую формируется умение прослеживать причинно-следственные связи.
Проблемная ситуация на уроках русского языка может быть обозначена так:
-Зачем нужны знания по морфологии при решении орфографических задач?
-Почему этимология может объяснить толкование слова?
Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной деятельности, то есть приоритетным в этой технологии является приобретение знаний, умений и навыков. Вторичным являются коммуникативная, практическая, творческая деятельность учащихся. Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Как ИКТ помогают развитию творческого начала школьников?
Презентация на уроке стала уже привычным для школьников и преподавателей приемом, она используется с разными целями. Ученик находится во власти мощного потока иллюстрированной современными цифровыми технологиями информации. Психологически это выдержать непросто. Что происходит на обзорных или заключительных уроках? Я считаю, что недостаточно того, чтобы на уроке в течение 2-3 минут (в лучшем случае) ученик обратил внимание на слайд: результативность использования презентации в таком случае очень невысока.
Как работают ученики на уроке с презентацией? Я пришла к выводу, что очень часто презентация на уроке воспринимается учениками как иллюстративный материал. Если она используется для сопровождения лекционного материала, то школьники выступают в роли пассивных слушателей. Поэтому в такие уроки необходимо внести элементы самостоятельности и творчества. Как это сделать? Для вводных или заключительных занятий по литературе обзорный или итоговый материал я отдаю на самостоятельное осмысление: вопросы и презентации для изучения вывешиваются заранее. На уроке идет обсуждение самых важных моментов, а также ответы на вопросы, которые были заданы для самостоятельной работы.
В сравнении с презентациями ЭОР нового поколения имеют не только новые образовательные возможности, они более эффективно влияют на развитие творческих способностей старшеклассников. Происходит не просто процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков.
Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос:
- С каким материалом интереснее работать – с презентацией или заданиями ОЭР? (Почти все выбрали ЭОР нового поколения)
-Почему? (Можно самим выбирать задания, работать с ними самостоятельно.).
Каково значение использование ЭОР на уроках литературы? Значительно расширяются возможности в разных направлениях деятельности учителя и ученика. Построение занятий в проблемном ключе на уроках литературы в силу специфики предмета – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения учащихся, ибо формируются черты критического, творческого и диалектического мышления.
При изучении литературы повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций, т.д. И здесь существенно расширяются возможности учащихся при подготовке докладов, рефератов и в работе над творческими и исследовательскими проектами за счет использования ЭОР.
Дидактические возможности ЭОР и творческий подход учителя обеспечивают расширение возможностей при организации учебной деятельности обучаемых: учитель может быстро и эффективно может чередовать на уроке различные стадии учебного процесса – изложение материала, практику, закрепление пройденного, проведение текущего контроля, обобщение материала.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Однако отсутствие читательского интереса, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа литературного произведения и умений обобщения очень мешают учителю проводить интересные уроки. Я считаю, что эти проблемы можно значительно уменьшить с помощью проектных методик.
Самые интересные – это творческие и исследовательские проекты.
Таким образом, работа по развитию творческих способностей учащихся дает свои результаты, которые выражаются в том, что учащиеся становятся самостоятельными, творческими личностями, стремящимися к дальнейшему самосовершенствованию и развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности
В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...
Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...