Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина.
Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе;
1) В этом году третьего октября русскому поэту С. Есенину исполнилось бы 116 лет.
Две даты: 3 октября 1895 г. И 28 декабря 1925 г.
Первая- дата рождения.
Вторая- дата смерти поэта.
Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили:
30 лет человек должен учиться,
30 лет- путешествовать,
30- писать, рассказывая людям всё, что он видел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в 3 раза меньше, его судьба- подтверждение другого старого изречения:
«Жизнь ценится не за длину»
« Ведь я мог дать не то, что дал, »- признавался поэт незадолго до гибели.
Но и то, что он дал, -это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги.
Ведь так рассказать в поэзии о человеке, его земных радостях и тревогах, так глубоко чувствовать трагедию в мире мог только человек сам столь же открытый, честный, мужественный, если надо беспощадный к себе и своим ошибкам,- человек, который по праву олицетворяет в себе лучшее, прекрасное в народе.
Именно таким сегодня « на расстоянии» видится нам великий русский поэт С. Есенин.
« Я обманывать себя не стану..»
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. С двух лет он был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах» - вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве. Не случайно его заметка «О себе» заканчивается словами : « Что касается остальных биографических сведений, они в моих стихах:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой
(« Всё живое особой метой..» 1922г.)
После четверостишия : «худощавый и низкорослый».
«Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам», - писал поэт в автобиографии.
«Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, что их не печатают, и поехал в Петербург.
Так меня приняли весьма радушно.
Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий.
Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».
Блок явно заинтересовался молодым талантливым стихотворцем.
В дневнике он записал: «9-ое марта 1915 года.
Днём у меня был рязанский парень со стихами.
Стихи свежие, чистые, голосистые…»
« Запели тесаные дроги..»
2) Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Удивительно, что природа наделила его поэтической внешностью: голубыми глазами, кудрявой головой цвета спелой ржи и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной самому любимому его слову – Россия, Русь! Её имя он произносил с восхищением: «Россия!... Какое хорошее слово…её «роса», её «сила», её «весна « и «осень», и синее что-то.» те её звуки её в его имени – Сергей Есенин. Это им сказано: «Нет поэта без родины» для неё берег он самые заветные эпитеты.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай,
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Есенин – поэт, патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве.»
Звучит стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая..,»
Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её.
Песня «Отговорила роща золотая..»
По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням.
Они напевны, мелодичны.
И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта.
Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен ощущением нерасторжимой связи с природой, с жизненным укладом деревни, который нашёл отражение в произведениях русского фольклора.
Песня «Клён ты мой опавший..»
3) Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью. «Я, наверно, навеки имею нежность грустную русской души»- сказал он однажды.
«Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.»
(«Снежная замять дробится и колется..»)
Стихи, обращённые к матери!
Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах чувства сына к матери.
О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта.. Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал..»
А какой притягательной силой обладают у Есенина стихотворения о любви!
В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.
В 1924-25 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».
Послушайте одно из самых замечательных стихотворений этого цикла «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», посвящённое Шаганэ Нерсесовне Тальян, в те годы преподавательнице литературы.
Есенин познакомился с ней во время своего пребывания в Батуми зимой 1924-25г.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
Но иногда жизнь наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно даже такому человеку, каким был Есенин.
И тогда, ненавидя себя за слабость, презирая окружающую его нечисть , поэт погружался в страшнейшую депрессию, заливая свою боль вином, а когда становилось ещё больнее, разделял эту боль с бумагой.
В таком состоянии был создан в 1924 году один из самых страшных и жестоких по отношению к себе циклов – цикл «Москва Кабацкая».
Грубые и жестокие слова, кабацкий жаргон срифмовал Есенин и показал себя и своё окружение.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит … чёрт знает как!
Я иду головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак .
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь..
Песня Новикова «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»
Но в «Москве Кабацкой» важно не столько нравственное «падение» лирического героя, сколько его духовное возрождение, пробуждение и утверждение в его душе и сердце вновь светлого чувства любви и надежды.
Так появляется вторая, центральная часть книги «Москва Кабацкая» - цикл стихов «Любовь хулигана», посвящённый актрисе Камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин встретился после возвращения из-за границы.
Открывает этот цикл стихотворение «Заметался пожар голубой».
4) Ребята, Есенин отдавал себя чувствам всего без остатка. Он мог целовать нелюбимых, мог быть вместе с нежеланными, но отдавал душу и посвящал стихи лишь тем, которых любил. И, конечно же, в сердце поэта осталось место и для любви к самым беззащитным и милым существам на планете, любимым всеми нами животным. С животными поэта роднило ему свойственное простодушие и незащищённость. Есть у Есенина замечательное стихотворение «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом.
Представьте себе: Василий Иванович Качалов, отыграв спектакль, приходит домой, поднимается по лестнице и слышит радостный лай Джима (тогда Джиму было всего 4 месяца). Качалов входит и видит Есенина и Джима – они сидят на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнимает Джима за шею, а в другой держат его лапу и хриплым баском приговаривает: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивает, стремительно высовывается из подмышки Есенина и лижет его лицо.
Через несколько дней Есенин опять пришёл в дом к Качалову и вручил стихи, посвящённые Джиму.
Ученик читает стихотворение «Собаке Качалова».
Завершающее место в лирике Есенина занял цикл, написанный в декабре 1925г., который называется «Зимним».
Главное здесь- воспоминание поэта о своей жизни. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.
Синий туман. Снеговое раздолье.
Тонкий туманный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
« Зимний» цикл прозвучал в самый канун рокового упадка сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.
Песня А. Малинина «Мне осталась одна забава…»
На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Ослабленный болезнью, издёрганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушёл из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство- нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
31 декабря 1925г. В Москве состоялись похороны С. Есенина. По Никитинскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкина. Со дня похорон Некрасова Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом.
Песня «Над окошком месяц…»
Чтение под песню строчек из рассказа Астафьева «Есенина поют…»
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого всё его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне, называю его братом, младшим братом, и всё утешаю, утешаю его … А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной.
Лишь душа его светлая встаёт над Россией и тревожит нас вечной грустью…
… на траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор.
И лежит без конца и без края, в лесах озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись, выперечивый оратор! Не кривляйтесь, Новомодные ревуны!
Шапки долой, Россия! Есенина поют!
Песня «Белая береза»
Домашнее задание: знать биографию С. Есенина, выучить стихотворение о природе, о Родине (на выбор учащихся), проанализировать его. Выделить основные приемы, используемые Есениным в стихотворениях, записать в тетрадь и ответить на вопрос «В чем индивидуальность Есенина как поэта? »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Сергея Есенина
Презентация к урокам по изучению творчества С. Есенина....
Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.
Урок – концерт«Золотая флейта России»по творчеству Сергея Есенина....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"
В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....
Внеклассное мероприятие по литературе "По страницам жизни и творчества Сергея Есенина"
Мероприятие может быть проведено в форме литературной гостиной....
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...