Урок по творчеству М.Цветаевой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

"Стихи мои-дневник" М.Цветаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.tsvetaeva.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Особенности художественного мира.

Цель:

Обучающая:  познакомить с биографией Марины Цветаевой, заинтересовать поэтическим                        творчеством, познакомить с особенностями поэзии Марины Цветаевой.

Развивающая:  развивать устную речь учащихся,  навыки анализа лирического произведения.

Воспитательная:  через восприятие музыкальных произведений, поэзии привить чувство прекрасного.

Оборудование:  экран, мультимедийный  проектор (для мультимедийной презентации), музыка Рахманинова, Бетховена, сборники стихов.

                                                                                                                         Стихи мои - дневник.

                                                                                                                                         М.Цветаева

                                                                                               «Моим стихам … настанет свой черед»

                                                                                                                                          М.Цветаева

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят – Марина, и всё предельно ясно. Она сама любила всё предельное, всё запредельное. Её биография - ее стихи и проза, её письма и переводы, ее творчество. А значит, события, даты, имена, «версты, мили».

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с биографией М.Цветаевой, но и попытаемся выявить особенности её поэзии, образ лирического героя её стихов.

Итак, запишите тему сегодняшнего урока. Эпиграфом к уроку я взяла слова и строки из стихотворения, принадлежащие Марине Цветаевой. Почему именно эти, я думаю, вы поймёте в ходе урока.

Предоставим слово самой Марине Ивановне, кто же лучше неё расскажет о своей жизни?

***  Красною кистью

         Рябина зажглась.

         Падали листья

         Я родилась.

                    Спорили сотни

                   Колоколов,

                   День был субботний:

                   Иоанн Богослов.

                    Мне и доныне

                    Хочется грызть

                   Жаркой рябины

                   Горькую кисть.

Дома вы самостоятельно знакомились со стихами М.Цветаевой. Давайте проследим, как отражается биография поэтессы в её творчестве.

2.Сообщение 1-го учащегося.

Из автобиографии: «Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств, директор Румянцевского музея, основатель и собиратель первого в России Музея изящных искусств. Мама – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одарённая в музыке.

Из дневника Марии Александровны Мейн (матери М. Цветаевой) «четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть будет поэтом». Цветаева стихи пишет с шесть лет, причем по-русски, по-немецки, по-французски. Печатается с 16-ти. В 18 лет – первый сборник стихов «Вечерний альбом».

*** Стихотворение «Наши царства»    

Учитель:  - Что дорого героине в ее детских воспоминаниях?

                   - Кому посвящены основные мотивы ранней лирики М.Цветаевой?

Вывод (записать в тетрадь): Ранняя лирика М.Цветаевой посвящена близким, дорогим людям (матери, отцу, бабушке, сестре, приятелям и одноклассникам).Её отличает безмерная, безграничная любовь ко всему и ко всем, любовь к жизни.

3.Слово учителя.

Любовь, по мнению Цветаевой, - понятие бездонное.

Формула любви Марины: «Пол и возраст ни причём. Можно влюбиться в ребёнка, в старуху, в дерево. В дом, в собаку, в героя романа, в  собственную мечту – любовь тысячелика».

Поэзия Цветаевой невозможна без темы любви. Для неё любовь – синоним жизни.

Какая же была жизнь Марины Цветаевой?

Какая была любовь?

4.Сообщение 2-го учащегося.

Особую роль в формировании ранней лирики поэтессы сыграл образ Москвы. Обратимся к стихам о Москве.

*** «Из рук моих нерукотворный град…»

Учитель:  - Какие отношения между героями стихотворения?

                  - Что нравится лирической героине в их отношениях?

                 -  За что лирическая героиня благодарит своего друга?

                 -  Какое значение имела Москва для Цветаевой?

Вывод (записать в тетрадь):  Москва в восприятии Марины Цветаевой – малая Родина – воплощение гармонии, восхищение, нежность, святыня, праведность.

5.Сообщение 3-го учащегося.

1911 год. Коктебель. Счастливый год в жизни Цветаевой. Состоялось знакомство с Сергеем Эфроном.

Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – грустный, с кроткой красотой юноша…. с поразительными, огромными глазами.

                  Есть такие голоса,

                  Что смолкаешь, им не вторя,

                  Что предвидишь чудеса.

                   Есть огромные глаза

                    Цвета моря…

Заглянув в них и все  прочтя наперёд, Марина загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!» Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый, крупный камень, который она хранила всю жизнь…

*** Стихотворение «Ждут нас пыльные дороги…»

Учитель:  - Какова она, первая любовь Марины Цветаевой?

Вывод (записать в тетрадь):  Любовь Марины Цветаевой всепоглощающа, безмерна, юна.

6.Сообщение 4-го учащегося.

«Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между  встречей их и началом Первой Мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья».

1914 год - началась Первая Мировая война. Сергей Эфрон вместе с остатками Белой Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Цветаева одинока, ей очень трудно: две дочки на руках, бытовая неустроенность, голод, от которого младшую дочь Ирину спасти не удалось.

***Стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…»

Учитель:  -  Как воспринимает жизненные невзгоды лирическая героиня?

                   - С кем сравнивает себя?  

                  - Героиня жалуется на жизнь?

                  - Просит ли о помощи?

 Вывод (записать в тетрадь):     Любовь – разлука, разрыв, «поединок роковой»    

7.Сообщение 5-го учащегося.

Несколько лет разлуки , в безызвестности. Вокруг много людей: приятели, поэты, но никто не смог вытеснить любви к мужу.

              …Я не знаю, жив ли, нет ли

              Тот, кто мне дороже сердца…

В 1921 году Марина узнала, что муж жив и находится в Праге.

*** Стихотворение «С.Э» (Я с вызовом ношу его кольцо…»)

Учитель:      - Какой предстаёт перед нами любовь Цветаевой  в этом стихотворении?    

Вывод (записать в тетрадь):  Любовь взрослеет вместе с поэтессой. Она «вечная на земле», «как будто на века».

8. Сообщение 6-го учащегося.  

В 1922 год. С него начнутся долгих 17 лет эмиграции. Сначала Чехия, потом Франция. Были вечера с чтением стихов, редкие праздники, новые знакомства. Но никто не может помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и кошмарном, высасывающем все силы… «Я здесь никому не нужна. Всё меня   выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».      

*** Стихотворение «Родина!»      

Учитель:    - С какими словами обращается поэтесса к Родине?

                     - Что можно сказать о лирической героине Цветаевой?    

 Вывод (записать в тетрадь): В душе Цветаевой теплится любовь к мужу, к Родине, полная одиночества, тоски, неразрешенности. Теперь любовь – личная драма, приведшая её в тупик.        

9.Сообщение 7-го учащегося.  

В 1939 году Марина Цветаева возвращается в Россию. Сергей Эфрон уже там, арестован вместе с дочерью Ариадной. Из Парижа её никто не провожает. В Москве никто не встречает. Москва, Голицыно, Болшево – ничем не отличаются друг от друга. Марина Цветаева оказывается без семьи, без жилья, без друзей и  абсолютно без всяких надежд…                                                                                          

*** Стихотворение «О слёзы на глазах!»

Учитель:  - Что волнует лирическую героиню?

                   - Как вы понимаете выражение «чёрная гора»?

                   - Как она относится к происходящему?

                   - Чем полна любовь М.Цветаевой в этот период?

Вывод (записать в тетрадь): Любовь к народу, к жизни, гнев, обращенный против фашизма – лейтмотив поэзии Цветаевой после эмиграции.

10.Сообщение 8-го учащегося.

Ещё 2 года будет длиться Голгофа Марины, её расплата. За что? За непохожесть? За нетерпимость? За неумение  приспосабливаться к самой себе? Расплата за любовь, неуёмную, любовь земную и поэтическую?

Август 1941 года. Судьбе было угодно распорядиться так, что последние 2 недели земной жизни Марина Ивановна  Цветаева прожила в Елабуге. Здесь, в Елабуге, метущаяся душа поэта приобрела свой покой.

*** Стихотворение «Знаю, умру на заре!» Читает подготовленный ученик под музыку Л.Бетховена.

31 августа 1941 года Марина Цветаева ушла из жизни.

Минута молчания.

11.Слово учителя.

Марина в переводе с греческого языка означает «морская».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите «море»? (Запись на доске ассоциативного ряда)

- Какой же была Марина Цветаева? (Запись на доске основных моментов характера жизни поэтессы).

В основе цветаевской лирики, конечно, лежит любовь. Именно она вознесла на высокий гребень волну поэзии Марины Цветаевой. (Составление схемы «Особенности поэзии М.Цветаевой»)

-Что питало эту волну?

-Каковы особенности поэзии М.Цветаевой?

12.Итоги урока, выставление оценок.

Домашнее задание: Тема поэта и поэзии в творчестве М.Цветаевой.

Стихи: «Стол», «Поэты», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину» ( выучить наизусть по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Данный урок изучается в разделе «Серебряный век».          Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...

Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой

Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...

Презентация к уроку по творчеству М.Цветаевой

Презентация и план-конспект к уроку по творчеству М.Цветаевой...

урок по творчеству М. Цветаевой.

этот материал поможет в подготовке к уроку , где есть возможность познакомиться с творчеством поэта....

урок по творчеству М.Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"

Урок о Марине Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"...

Урок по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе "Имя твое - птица в руке".

Цель данного урока - познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой, привить интерес к личности поэтессы, исследовать любовную лирику для раскрытия внутренних переживаний поэта....