Урок по творчеству М.Цветаевой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Особенности художественного мира.
Цель:
Обучающая: познакомить с биографией Марины Цветаевой, заинтересовать поэтическим творчеством, познакомить с особенностями поэзии Марины Цветаевой.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, навыки анализа лирического произведения.
Воспитательная: через восприятие музыкальных произведений, поэзии привить чувство прекрасного.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор (для мультимедийной презентации), музыка Рахманинова, Бетховена, сборники стихов.
Стихи мои - дневник.
М.Цветаева
«Моим стихам … настанет свой черед»
М.Цветаева
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят – Марина, и всё предельно ясно. Она сама любила всё предельное, всё запредельное. Её биография - ее стихи и проза, её письма и переводы, ее творчество. А значит, события, даты, имена, «версты, мили».
Сегодня на уроке мы не только познакомимся с биографией М.Цветаевой, но и попытаемся выявить особенности её поэзии, образ лирического героя её стихов.
Итак, запишите тему сегодняшнего урока. Эпиграфом к уроку я взяла слова и строки из стихотворения, принадлежащие Марине Цветаевой. Почему именно эти, я думаю, вы поймёте в ходе урока.
Предоставим слово самой Марине Ивановне, кто же лучше неё расскажет о своей жизни?
*** Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Дома вы самостоятельно знакомились со стихами М.Цветаевой. Давайте проследим, как отражается биография поэтессы в её творчестве.
2.Сообщение 1-го учащегося.
Из автобиографии: «Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств, директор Румянцевского музея, основатель и собиратель первого в России Музея изящных искусств. Мама – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одарённая в музыке.
Из дневника Марии Александровны Мейн (матери М. Цветаевой) «четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть будет поэтом». Цветаева стихи пишет с шесть лет, причем по-русски, по-немецки, по-французски. Печатается с 16-ти. В 18 лет – первый сборник стихов «Вечерний альбом».
*** Стихотворение «Наши царства»
Учитель: - Что дорого героине в ее детских воспоминаниях?
- Кому посвящены основные мотивы ранней лирики М.Цветаевой?
Вывод (записать в тетрадь): Ранняя лирика М.Цветаевой посвящена близким, дорогим людям (матери, отцу, бабушке, сестре, приятелям и одноклассникам).Её отличает безмерная, безграничная любовь ко всему и ко всем, любовь к жизни.
3.Слово учителя.
Любовь, по мнению Цветаевой, - понятие бездонное.
Формула любви Марины: «Пол и возраст ни причём. Можно влюбиться в ребёнка, в старуху, в дерево. В дом, в собаку, в героя романа, в собственную мечту – любовь тысячелика».
Поэзия Цветаевой невозможна без темы любви. Для неё любовь – синоним жизни.
Какая же была жизнь Марины Цветаевой?
Какая была любовь?
4.Сообщение 2-го учащегося.
Особую роль в формировании ранней лирики поэтессы сыграл образ Москвы. Обратимся к стихам о Москве.
*** «Из рук моих нерукотворный град…»
Учитель: - Какие отношения между героями стихотворения?
- Что нравится лирической героине в их отношениях?
- За что лирическая героиня благодарит своего друга?
- Какое значение имела Москва для Цветаевой?
Вывод (записать в тетрадь): Москва в восприятии Марины Цветаевой – малая Родина – воплощение гармонии, восхищение, нежность, святыня, праведность.
5.Сообщение 3-го учащегося.
1911 год. Коктебель. Счастливый год в жизни Цветаевой. Состоялось знакомство с Сергеем Эфроном.
Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – грустный, с кроткой красотой юноша…. с поразительными, огромными глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря…
Заглянув в них и все прочтя наперёд, Марина загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!» Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый, крупный камень, который она хранила всю жизнь…
*** Стихотворение «Ждут нас пыльные дороги…»
Учитель: - Какова она, первая любовь Марины Цветаевой?
Вывод (записать в тетрадь): Любовь Марины Цветаевой всепоглощающа, безмерна, юна.
6.Сообщение 4-го учащегося.
«Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом Первой Мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья».
1914 год - началась Первая Мировая война. Сергей Эфрон вместе с остатками Белой Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Цветаева одинока, ей очень трудно: две дочки на руках, бытовая неустроенность, голод, от которого младшую дочь Ирину спасти не удалось.
***Стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…»
Учитель: - Как воспринимает жизненные невзгоды лирическая героиня?
- С кем сравнивает себя?
- Героиня жалуется на жизнь?
- Просит ли о помощи?
Вывод (записать в тетрадь): Любовь – разлука, разрыв, «поединок роковой»
7.Сообщение 5-го учащегося.
Несколько лет разлуки , в безызвестности. Вокруг много людей: приятели, поэты, но никто не смог вытеснить любви к мужу.
…Я не знаю, жив ли, нет ли
Тот, кто мне дороже сердца…
В 1921 году Марина узнала, что муж жив и находится в Праге.
*** Стихотворение «С.Э» (Я с вызовом ношу его кольцо…»)
Учитель: - Какой предстаёт перед нами любовь Цветаевой в этом стихотворении?
Вывод (записать в тетрадь): Любовь взрослеет вместе с поэтессой. Она «вечная на земле», «как будто на века».
8. Сообщение 6-го учащегося.
В 1922 год. С него начнутся долгих 17 лет эмиграции. Сначала Чехия, потом Франция. Были вечера с чтением стихов, редкие праздники, новые знакомства. Но никто не может помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и кошмарном, высасывающем все силы… «Я здесь никому не нужна. Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
*** Стихотворение «Родина!»
Учитель: - С какими словами обращается поэтесса к Родине?
- Что можно сказать о лирической героине Цветаевой?
Вывод (записать в тетрадь): В душе Цветаевой теплится любовь к мужу, к Родине, полная одиночества, тоски, неразрешенности. Теперь любовь – личная драма, приведшая её в тупик.
9.Сообщение 7-го учащегося.
В 1939 году Марина Цветаева возвращается в Россию. Сергей Эфрон уже там, арестован вместе с дочерью Ариадной. Из Парижа её никто не провожает. В Москве никто не встречает. Москва, Голицыно, Болшево – ничем не отличаются друг от друга. Марина Цветаева оказывается без семьи, без жилья, без друзей и абсолютно без всяких надежд…
*** Стихотворение «О слёзы на глазах!»
Учитель: - Что волнует лирическую героиню?
- Как вы понимаете выражение «чёрная гора»?
- Как она относится к происходящему?
- Чем полна любовь М.Цветаевой в этот период?
Вывод (записать в тетрадь): Любовь к народу, к жизни, гнев, обращенный против фашизма – лейтмотив поэзии Цветаевой после эмиграции.
10.Сообщение 8-го учащегося.
Ещё 2 года будет длиться Голгофа Марины, её расплата. За что? За непохожесть? За нетерпимость? За неумение приспосабливаться к самой себе? Расплата за любовь, неуёмную, любовь земную и поэтическую?
Август 1941 года. Судьбе было угодно распорядиться так, что последние 2 недели земной жизни Марина Ивановна Цветаева прожила в Елабуге. Здесь, в Елабуге, метущаяся душа поэта приобрела свой покой.
*** Стихотворение «Знаю, умру на заре!» Читает подготовленный ученик под музыку Л.Бетховена.
31 августа 1941 года Марина Цветаева ушла из жизни.
Минута молчания.
11.Слово учителя.
Марина в переводе с греческого языка означает «морская».
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите «море»? (Запись на доске ассоциативного ряда)
- Какой же была Марина Цветаева? (Запись на доске основных моментов характера жизни поэтессы).
В основе цветаевской лирики, конечно, лежит любовь. Именно она вознесла на высокий гребень волну поэзии Марины Цветаевой. (Составление схемы «Особенности поэзии М.Цветаевой»)
-Что питало эту волну?
-Каковы особенности поэзии М.Цветаевой?
12.Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание: Тема поэта и поэзии в творчестве М.Цветаевой.
Стихи: «Стол», «Поэты», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину» ( выучить наизусть по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Творческий практикум (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)»
Урок обобщения изученного материала....
Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
Данный урок изучается в разделе «Серебряный век». Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...
Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой
Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...
Презентация к уроку по творчеству М.Цветаевой
Презентация и план-конспект к уроку по творчеству М.Цветаевой...
урок по творчеству М. Цветаевой.
этот материал поможет в подготовке к уроку , где есть возможность познакомиться с творчеством поэта....
урок по творчеству М.Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"
Урок о Марине Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"...
Урок по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе "Имя твое - птица в руке".
Цель данного урока - познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой, привить интерес к личности поэтессы, исследовать любовную лирику для раскрытия внутренних переживаний поэта....