Презентация к уроку по творчеству М.Цветаевой
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Презентация и план-конспект к уроку по творчеству М.Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_marina_svetaeva.zip | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Биография Марины Цветаевой. |
Цель Тип урока Вид урока |
Урок формирования знаний Урок – беседа с применением компьютерной презентации |
Оборудование. | Компьютер. Презентация «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...» |
(Урок представляет собой комментарии учителя к слайдам презентации и подготовленное учениками чтение стихов.) |
- Организационный момент.
- Сообщение темы. Объяснение целей и задач урока.
- Воспроизведение
СЛАЙД 1
Из всех эпитетов, касающихся поэтов, Марина Цветаева предпочитала — применительно к себе — один: «высокий». К «великим» себя не причисляла. От слова «большой» отказывалась — не ее. Цветаева считала, что утверждение и требование высоты как первоосновы жизни — есть чисто русское лицо высоты. Высота — это совесть. Россия всегда к ее чести, — утверждала Цветаева, — ходила за правдой к писателям, как мужик к царю, — и хорошо, когда этим писателем оказывался Лев Толстой.
Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю и горю дотла,
И да будет вам ночь светла.
Ледяной костер, огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан —
Собеседницы и Наследницы!
Высота — это совесть, повторим это снова вслед за Цветаевой.
Она знала, что настоящий ее читатель придет через сто лет. «Тебе — через сто лет» - так названо одно из ее стихотворений. Знание, что через сто лет ее стихам «настанет свой черед», — твердо и непреклонно, она уверена, что через сто лет людям конца XX — начала XXI века понадобятся и душа ее, и лира.
- СЛАЙД 2
- 26 сентября 1882г.
- Семья Марины Цветаевой
- «Вечерний альбом»
- Марина и Сергей
- Марина и Аля
- Окружение Марины
- Марина в послевоенные годы
- Марина и Георгий
- Возвращение на Родину
- Елабуга. Последние годы жизни
СЛАЙД 3
26 сентября 1882 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
СЛАЙД 4 - 5
СЕМЬЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
- Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков- копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
СЛАЙД 6
- Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. Мать могла на рояле все. На клавиатуру она сходила, как лебедь на воду. Можно было только догадываться, какие бури подавила она в своем собственном существе, какие стихии в ней разыгрывались и сгорали. Когда-то в юности она не смогла соединить свою судьбу с возлюбленным из-за запрета родителей. Замуж за Ивана Владимировича Цветаева вышла не по любви, а из чувства долга. Иван Владимирович был вдовцом, пережил большое личное горе, потеряв жену Варвару Дмитриевну Иловайскую…
Мария Александровна сгорала не столько от музыки, сколько через музыку раскрывала свою тоску, свою лирику. Не случайно врач в санатории в Нерви, в Италии, услышав ее игру, предупредил пациентку, что если она будет продолжать так играть, то не только сама сгорит, но и сожжет весь Русский пансион…
—Гениально!.. Гениально! — потрясенно восклицал он, не в силах скрыть своего изумления…
Страсть сгорания, самосожжения себя в искусстве — вот что передала в генах мать своей дочери Марине… Она хотела передать дочерям страсть к музыке. Но обнаруживала ужасавшую и пугавшую ее чудовищную «немузыкальность» Марины.
«Мать залила нас музыкой. (Из этой музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплыли — на свет дня!) Мать затопила нас, как наводнение… Мать залила нас горечью своего несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни, музыкой залила нас, как кровью, кровью второго рождения… Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики, как и мы потом, беспощадно вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски… После такой матери мне оставалось одно — стать поэтом…»
Видела ли мать в дочери будущего поэта? Вряд ли, хотя пыталась угадать характер стихии, бушевавшей в Марине и нарушавшей все спокойное течение жизни в доме. «Немузыкальность» Марины была просто другой музыкой, лирикой, поэзией.
СЛАЙД 7
Марина с Асей
- «Марина Цветаева родилась в семье, - писала её дочь, - являвшей собой некий союз одиночеств». Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.
|
|
|
|
|
СЛАЙД 8 – 9
ДЕТСТВО МАРИНЫ
- Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен, она любила родной Трёхпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.
Мать жила музыкой, отец — музеем.
Музыка и Музей — два влияния сливались и сплетались в одном доме, накладывали неповторимый отпечаток на растущих сестер — Марину и Асю. Воздух дома был не буржуазный и даже не интеллигентский, а рыцарский — «жизнь на высокий лад». Отец и мать растили не барышень, не баловниц судьбы, растили юных спартанцев (без упования на женский пол!), в духе аскетизма и строгости быта.
Но слово «Трехпрудный» стало для Цветаевой паролем на всю жизнь, символом детства, розового, беспечного, играющего солнечными бликами мира. Дом в Трехпрудном навсегда остался в памяти — лик и облик счастья и полноты существования. Дом был небольшой, одноэтажный, деревянный, крашенный коричневой краской — Цветаева в «Верстах» назовет его «розовым»:
«Маленький розовый домик, чем он мешал и кому?»
Семь окон по фасаду. Над воротами нависал огромный серебристый тополь. Ворота с калиткой и кольцом. За воротами — поросший зеленой травой двор. Со двора дорожка (деревянные мостки) вела к парадному, над парадным виднелись «антресоли» — верх дома, где были расположены детские комнаты. Воду брали из колодца во дворе и позднее — из бочки водовоза.
Цветаевой было девять лет, когда перед Пасхой она неожиданно заболела воспалением легких. На вопрос матери, что принести ей в подарок с Вербы (с Вербного Воскресения), она неожиданно бросила: «Черта в бутылке!»
— Черта? — удивилась мать. — А не книжку?.. Ты подумай…
Можно было за десять копеек купить заманчиво-интересные книжки про Севастопольскую оборону или Петра Великого.
— Нет, все-таки черта!
«Бог был чужой. Черт — родной», — скажет Цветаева. И никто из них не был добр. Бога ей навязывали, как она считала, тасканиями в церковь, стояниями в церкви, против воли и желания, так что паникадило двоилось от сна в глазах…
Кумир детства и отрочества Марины Цветаевой — Наполеон. Марина так была очарована им, что вставила в божницу вместо иконы Богоматери портрет французского императора. Отец, столкнувшись с таким кощунством, был поражен и потребовал убрать Наполеона с иконы. Но Марина твердо стояла на своем, готовая дать отпор даже родному отцу. Позднее, когда она переехала в другой дом, отец сам пришел к ней, привез икону для того, чтобы благословить дочь. И снова — протест Марины: «Пожалуйста, не надо!»
—Делай как хочешь, — ответил Иван Владимирович. — Только помни, что те, кто ни во что не верит, в тяжелую минуту кончают самоубийством…
Эти слова отца оказались пророческими.
СЛАЙД 10
«ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ»
- Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, ты не скажешь строго: - «Терпи, ещё не кончен срок». Ты сам мне подал–слишком много! Я жажду сразу – всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звёздам в чёрной башне, Вести детей вперёд, сквозь тень. Чтоб был легендой - день вчерашний, Чтоб был безумьем – каждый день! Люблю и крест, и шёлк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть – в семнадцать лет! |
СЛАЙД 11
М.ВОЛОШИН
Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался, был М.Волошин. В этой книге он увидел почти всё. Он оценил в цветаевских стихах главное – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства.
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)
почему скрывает чепчик чёрный
Чистый лоб, а на глазах очки?
Я заметил только взгляд покорный
И младенческий овал щеки,
Детский рот и простоту движений,
Связанность спокойно-скромных поз…
В вашей книге столько достижений…
Кто же Вы? Простите мой вопрос.
Я лежу сегодня – невралгия,
Боль как тихая виолончель…
Ваших слов касания благие
И в стихах крылатый взмах качель
Убаюкивают боль….Скитальцы,
Мы живём для трепета тоски…
(Чьи прохладно-ласковые пальцы
В темноте мне трогают виски?)
Ваша книга странно взволновала –
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано
Помню всё: рассвет, сиявший строго,
Жажду сразу всех земных дорог,
Всех путей… И было всё… так много!
Как давно я перешёл порог!
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть «оттуда»,
Утренняя, благостная весть…
Я давно уж не приемлю чуда…
Но как сладко слышать: «Чудо есть»!
«Это очень юная и неопытная книга, - писал Волошин, - её нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор её владеет не только стихами, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдения. Невзрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. «Вечерний альбом» - это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием».
Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, «любимом и родном Максе», она нашла друга на всю жизнь.
СЛАЙД 12, 13, 14
МАРИНА И СЕРГЕЙ
Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина. Удивительное время, проведённое с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. Коктебель, 13 мая 1913 |
В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
В дневнике Марины есть запись: « Сережу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарен, умен, благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается температура, он весь – лихорадочно жажда всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и вовсе не изменилась. Мы никогда не расстаемся. Наша встреча – чудо…»
Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в вечности – жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно - великолепны брови В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно - бесполезны!- Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны. В его лице я рыцарству верна, -Всем вам, кто жил и умирал без страху !- Такие – в роковые времена - Слагаю стансы – и иду на плаху! |
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года В Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.
СЛАЙД 15
МАРИНА И АЛЯ
- А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. «Я назвала её Ариадной вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно… Назвала от романтизма и от высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
- Ариадна. – Ведь это ответственно!
- Именно поэтому…»
Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим сердцем, которому Марина посвятила много своих стихов.
С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.
Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной – и всем чужой. Пленительной амазонкой, Стремительной госпожой. И косы свои, пожалуй, Ты будешь носить, как шлем, Ты будешь царицей бала – И всех молодых поэм. И многих пронзит, царица, Насмешливый твой клинок, И всё, что мне – только снится, Ты будешь иметь у ног. Всё будет тебе покорно, И все при тебе – тихи. Ты будешь, как я – бесспорно – И лучше писать стихи… Но будешь ли ты – кто знает – Смертельно виски сжимать, Как их вот сейчас сжимает Твоя молодая мать. (5 июня 1914) |
СЛАЙД 16
А теперь поговорим об окружении Марины Цветаевой. О тех, под чьим влиянием формировался её талант.
СЛАЙД 17
А.БЛОК
Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока восприняла М. Как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не смела только коленопреклонялась». Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась. А вот одно из цветаевских стихотворений цикла «Стихи к Блоку».
Ты проходишь на запад солнца, Ты увидишь вечерний свет. Ты проходишь на запад солнца, И метель заметает след. Мимо окон моих — бесстрастный Ты пройдешь в снеговой тиши, божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души! Я на душу твою — не зарюсь! Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя. И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому, святому лику Только издали поклонюсь. И, под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святое Поцелую вечерний снег— Там, где поступью величавой Ты прошел в гробовой тиши, Свете тихий, святыя славы. Вседержитель моей души |
СЛАЙД 18
О.МАНДЕЛЬШТАМ
В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, — писала Марина, — то Мандельштам — его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым».
В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук.
Никто ничего не отнял — Мне сладостно, что мы врозь! Целую вас — через сотни Разъединяющих верст. Я знаю: наш дар — неравен. Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! На страшный полет крещу вас: — Лети, молодой орел! Ты солнце стерпел, не щурясь — Юный ли взгляд мой тяжел? Нежней и бесповоротной Никто не глядел вам вслед… Целую вас — через сотни Разъединяющих лет . |
СЛАЙД 19
А.АХМАТОВА
По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда А.Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой:
«разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна — Всея Руси искупительный глагол»:
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! —
Стотысячное — тебе присягает, — Анна
Ахматова) — Это имя — огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
— И я дарю тебе свой колокольный град
— Ахматова — и сердце свое в придачу!
СЛАЙД 20
ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ
Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы остальных людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Что писала Марина в эти годы длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом приобретенные картофелины? Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, — продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть,— сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день, ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало лишь одно — поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова.
В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки. Мигал огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных предчувствий. Но возникали стихи, помимо воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников.
В сокровищницу
Полуночных глубин
Недрогнувшую
Опускаю ладонь.
Меж водорослей —
Ни приметы его!
Сокровища нету
В морях — моего!
В заоблачную
Песнопенную высь —
Двумолнием
Осмелеваюсь — и вот
Мне жаворонок
Обронил с высоты —
Что за морем ты,
Не за облаком ты! (II, 44)
…Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая…» Марина записала в тетради: «С сегодняшнего дня жизнь. Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае — каменеют. Я верю в чудо, Сережа!».
Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 они наконец встретились.
СЛАЙД 21
МАРИНА И МУР
С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы «Переулочки», «Молодец», «Егорушка», циклы стихов «Психея», «Разлука», «Ремесло». Берлин, Прага, Париж— по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с необыкновенным человеком — Алей. Их отношения были настолько удивительны, что порой казалось, возраст их не разделяет. Цветаева посвятила дочери много замечательных стихотворений.
Когда-нибудь, прелестное созданье,
Я стану для тебя воспоминаньем.
Там, в памяти твоей голубоокой
Затерянным — так далеко-далёко.
1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур — так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», — писала Марина.
В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму «Крысолов», «Поэму Конца», «Поэму Горы», «Поэму Воздуха». Особое внимание ее занимает проза. Воспоминания о друзьях-современниках — одна из замечательных страниц цветаевского творчества. Среди них «Живое о живом» (о Максе Волошине), «Герой труда» (о В.Брюсове), «История одного посвящения» (об О.Мандельштаме), «Пленный дух» (об А.Белом) и т.д. В это время эмиграции особенно чувствовалась тяга Цветаевой к
истинно русскому. Именно тогда, в 30е годы, она обращается к пушкинской теме. Марина переводит на французский язык стихи Пушкина «Бесы», «К няне», «К морю». Песню Вальсингама из «Пира во время чумы» и другие. Она посвящает Пушкину целый цикл стихов, в которых высочайшим образом оценивает его талант, его необходимость новому поколению. Поистине необыкновенными стали и цветаевские очерки «Пушкин и Пугачев», «Мой Пушкин», где Марина с трепетом пишет о роли
великого поэта в своей жизни, начиная с детства, заканчивая годами разлуки с Россией.
СЛАЙД 22
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ
В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Эфрон. Летом 1939 года Марина вместе с сыном Георгием вернулись в Россию. Вскоре после её приезда Сергей Яковлевич и Ариадна были арестованы. Ариадна получила лагерный срок, а Эфрон был расстрелян, предположительно в августе 1941 года. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, большинство бывших друзей покинули её из боязни общения с эмигранткой, чьи родственники репрессированы.
Это пеплы сокровищ:
Утрат, обид.
Это пеплы, пред коими
В прах – гранит.
Голубь голый и светлый.
Не живущий четой.
Соломоновы пеплы
Над великой тщетой.
Беззакатного времени
Грозный мел.
Значит, бог в мои двери —
Раз дом сгорел)
Не удушенный в хламе,
Снам и дням господин,
Как отвесное пламя
Дух — из ранних седин!
И не вы меня предали,
Годы, в тыл!
Эта седость — победа
Бессмертных сил.
СЛАЙД 23
Елабуга. Заявление в Литфонд
Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Потерявшая близких, разлучённая с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, она, вынужденная хоть как-то зарабатывать себе на жизнь, пишет заявление в Литфонд.
В Совет Литфонда
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую
Литфонда. М.Цветаева. 26 августа 1941 года.
Работы в Елабуге она найти не могла. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей тогда не ответили. По свидетельству хозяев дома, где Цветаева остановилась с сыном, её подкармливала местная милиционерша, которой Цветаева помогала при постирушках.
Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. У Марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью.
Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…
И Марина Цветаева, находясь в глубокой депрессии, потеряв всякую надежду, на этот раз утратила силу сопротивления ударам судьбы. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.
..О черная гора, Затмившая весь свет! Пора — пора — пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь — жить. С волками площадей Отказываюсь — выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть — Вниз — по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один — отказ |
СЛАЙД 24 – 33
(После всего услышанного и прочувствованного те лица, которые прошли перед взорами учеников, стали ещё удивительней и привлекательней, с ними захотелось встретиться вновь. Целью обратного просмотра стало не только увидеть самые ранние портреты, но и воскресить в памяти всё то, что уже накоплено, вглядеться в глаза Марины, её детей, её друзей, её мужа, её мира. Такой показ сопровождается музыкой и чтением стихотворения «Идёшь, на меня похожий…»)
Идешь, на меня похожий,
Глаза, устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
«Я тоже БЫЛА, прохожий! Прохожий, остановись!..» Нам кажется, что эта строчка вмещает в себя именно тот смысл, который мы старались выразить в уроках. Ведь каждый из нас (и детей, и взрослых) для Цветаевой— прохожий. Но важно, чтобы, проходя мимо, мы не оставались равнодушны к этому человеку, к памяти о нем. Потому что это — великий поэт, прекрасная судьба. И просто потому, что она БЫЛА (в истории, в литературе, в философии, в жизни). Она БЫЛА и творила, и любила, и жила. Чтобы понять как, мы должны остановиться, выполнить ее просьбу (или гордое требование?), чтобы для многих на всю жизнь просто Цветаева превратилась в «мою Цветаеву»…
- Обобщение и подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Внимательно прочесть и разобрать стихотворение Цветаевой «Молодость»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Швейцер В. Быт и бытие М.Цветаевой. М.: СП Интерпринт, 1992.
- Цветаева А. Воспоминания. М.: Сов.писатель, 1983.
- Цветаева М. Живое о живом. Минск.: Народная Асвета, 1988.
- Саакянц А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества. М.: Советский писатель, 1986.
- Цветаева М. Стихотворения. М.: Детская литература, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Творческий практикум (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)»
Урок обобщения изученного материала....
Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
Данный урок изучается в разделе «Серебряный век». Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...
Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой
Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...
Урок по творчеству М.Цветаевой
"Стихи мои-дневник" М.Цветаева...
урок по творчеству М. Цветаевой.
этот материал поможет в подготовке к уроку , где есть возможность познакомиться с творчеством поэта....
урок по творчеству М.Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"
Урок о Марине Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"...
Урок по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе "Имя твое - птица в руке".
Цель данного урока - познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой, привить интерес к личности поэтессы, исследовать любовную лирику для раскрытия внутренних переживаний поэта....