урок по творчеству М.Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок о Марине Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_marine_tsvetaevoy_ryabina_sudbina_russkaya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по творчеству Марины Цветаевой 11 класс
Тема: «Рябина! Судьбина русская…»
Цель:
- Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.И.Цветаевой.
- Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.
- Развивать интерес к поэзии.
- Воспитывать любовь к Родине и гордость за своих соотечественников.
Оформление: копия портрета М.И. Цветаевой; ее фотографии разных лет;
Высказывания: «Марина Цветаева – наш общий грех, наша общая беда, наша вина. Мы все перед ней в неоплатном долгу» (Ирина Одинцова)
«Когда я была там, у меня хоть в мечтах была Родина. Когда я приехала сюда, у меня и мечту отняли» (М.Цветаева)
ТСО: грампластинка с романсом «Мне нравится…». Видеоролик «Я тебя отвоюю» (исп. И.Аллегрова)
Ход урока
- Оргмомент.
- Мотивация к деятельности.
Учитель:
- В газете «Последние новости» (1920) было напечатано, что из России «ушел весь цвет страны, все те, в руках которых было сосредоточено руководство ее жизни… Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России». Действительно, наша страна осталась без значительной части населения, которая была ее гордостью. (Звучит романс Ж.Бичевской «Поручик Голицын» - исп. учащиеся Сонам-Байыр Мерген, Федоров Вася)
И вот мы остались без Родины,
И вид наш и жалок, и пуст,
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст. ( И.Северянин)
Ученик:
- Наш сегодняшний урок посвящен поэту, чье имя для России всегда было интересным, но не всегда доступным.
( Далее выступали учащиеся, которые говорили о том, почему мы проводим такой урок – урок обобщения. Гвинджилия Марина: «…Мы гордимся, что Родина Марины Цветаевой – это наша Родина».
Кочнева Наташа: «Ее стихи затронули нашу душу… И нам хочется узнать о ней еще больше…»).
- Закрепление знаний.
Учитель:
-Давайте вспомним некоторые факты из жизни Марины Цветаевой. Ведь всю жизнь свою она отразила в поэзии.
-В какой религиозный праздник родилась М.Цветаева? Прочитайте стихотворение, в котором она рассказывает о своем рождении. (Звучит стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…») (Праздник Иоанн Богослов, 1892)
- М.Цветаева говорила, что ее неспокойный характер объясняется смешением в ней разных кровей. В каком стихотворении она говорит о своих польских предках? (Звучит стихотворение «Бабушке»)
-Назовите два первых сборника Цветаевой. («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь»)
- С какого стихотворения начинаются все ее сборники? (ученица читает «Моим стихам, написанным так рано…»)
- К какому литературному направлению эпохи «Серебряного века» принадлежала Цветаева? (ни к какому)
- Как это ее характеризует?
- В каком цикле стихов М.Цветаева прославляет армию за то, что в ее рядах был ее любимый? («Лебединый стан»)
- Какой смысл вкладывала Цветаева в название своей книги «Белый стан» (1923г), опубликованной только в 1957г. в Мюнхене? (Белый стан, погибающий стан: реквием по Белому движению, Добровольческому движению…)
- «Плачем гнева и любви» встретила Цветаева начало второй мировой войны. Она оплакала две страны: Одна из них – в слезах, другая – в крови. Что это за страны? (Читают стихотворение «О, слезы на глазах!...» (1939): Чехия – в слезах, Испания в крови.)
-С какой бытовой просьбой обратилась в совет Литфонда за 5 дней до своей гибели М.Цветаева? (Заявление: «Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Ее не приняли.)
- Какие факты из биографии Цветаевой вы еще знаете? ( Учащиеся представляют подготовленные дома сообщения по дополнительной литературе: о дочери, о муже и т.д)
- Эти и другие известные нам факты из Биографии М.И.Цветаевой говорят о великой значимости личности Поэта…
- Марина Цветаева в первый год войны покончила жизнь самоубийством. В свидетельстве о смерти в графе «род занятий» поставили «эвакуированная». Она даже не была членом Литфонда. Хотя просилась. Чтобы хоть сколько- нибудь облегчить жизнь свою и 15-летнего сына Мура (Георгия). А.Фадеев, главный тогда писатель страны, отказал - Цветаева была эмигрантка, муж и дочь арестованы, а Фадеев служил властям. Он попал в тиски. Позднее он также покончит с собой.
Волею судьбы М.Цветаева долго жила за границей. В одном из писем она написала: « Когда я была там, у меня в мечтах была Родина. Когда я приехала сюда, у меня и мечту отняли». …Наверное, это тоже одна из причин гибели Марины.
На протяжении многих лет до самоубийства Марина думала о смерти, говорила об этом в своих стихах; например, в стихотворении «Идешь, на меня похожий…» она говорила: «Я тоже была…, мой голос из-под земли…»
А в 1923 г С. Эфрон в своем письме к М.Волошину пишет: «Марина рвется к смерти. Земля давно ушла из-под ног»
В предсмертном письме сыну она пишет: «Прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик…»
Марина Ивановна погибла. Но ее стихам «настал черед». Ее стихи – «серебряные дребезги». Стихи обо всем. О любимом поэте Пушкине и о не любимой Мариной его жене Наталье Николаевне, о Блоке и Маяковском, о белой армии и Чехии, о дочери и о сыне, о Родине и о себе… И, конечно же, о любви. «Стихи растут, как звезды и как розы…»- писала она в 1918 году. Ее творчество очень характерно для «женской поэзии» - взволнованной, эмоциональной. Марина Цветаева знала все состояния души и глубоко постигла человеческую психику. Об этом - в ее стихах . (Учащиеся на выбор читают наизусть ее стихи, рассказывают о них: «Я тебя отвоюю…» (просмотр видеоролика, испл. И.Аллегрова); «Откуда такая нежность?»; «Если душа родилась крылатой…»
- Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи. К ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте песни, романсы… (Звучит романс «Мне нравится…» в исп. Г.Бесединой, С.Тараненко)
- Послушайте стихотворение «Писала я на аспидной доске…» Что рассказывает о характере и судьбе Цветаевой это стихотворение?
- Марина Цветаева всю жизнь несла в себе любовь - к мужу, к Родине. Она часто и надолго расставалась с ними. Именно вслед за мужем она вернулась в Россию, где в последний год не имела возможности творить. А ведь еще в 1925 году она писала, что ради возможности творчества она готова отказаться от рая.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно рябина…
- Многоточие в конце этого стихотворения значительно… На этой, родной ей земле, трагически оборвался жизненный путь Поэта. Но здесь, на нашей многострадальной, но все еще верящей в свою лучшую долю российской земле мощно звучит голос Марины Цветаевой. Громогласных звуков медных труб славы не услышала она при жизни ни разу. Это сегодня мы воздаем должное великой своей соотечественнице за чистое хрустальное слово, которое окрыляет, озаряет своим солнечным светом и вселяет надежду на перемены к лучшему.
Д/з: сочинение – эссе «Моё любимое стихотворение Марины Цветаевой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
Презентация к уроку о творчестве М.М. Пришвина "Известный русский писатель-путешественник, горячо любивший природу и Родину"
Данная презентация посвящена творчеству М.М. Пришвина. Она предназначена для использования на уроках литературы, когда изучается творчество М. Пришвина и сказка-быль "Кладовая солнца"....
Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе "Легко ли создавать юмористические рассказы?"
Интегрированный урок фантазии и творчествапо литературе и русскому языку в 6 классе" Легко ли создавать юмористические рассказы?"...
Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века.
Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века. Для обучающихся 6 класса...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по творчеству Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева. Сказка о великой любви и настоящей красоте». Учитель русского языка и литературы
Цели урока: познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; развивать у учащихся...