Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30._lyubovnaya_lirika_lermontova.odt28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №30.

Тема: Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1 час

Цели:

  • О: Расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомить с ее адресатами.
  • Отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
  • В: Воспитание эстетических чувств учащихся на основе стихотворений Лермонтова.
  • Р: развивать навыки выразительного чтения.
  • Развивать речь учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  1. Сообщение и запись темы урока. Постановка целей урока.
  2. Вступительное слово учителя.

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, -

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)

Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов

Три раза я любил
Любил три раза безнадежно…

  1. Работа с эпиграфом. Особенности любовной лирики Лермонтова.

«Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему «Я». В.С.Соловьев

  • Как вы понимаете эти слова?

Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание ей в любви. В стихах о любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом, и мы видим только игру воспоминания и воображения.

  1. Адресаты любовной лирики Лермонтова.
  1. Екатерина Сушкова.

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г., проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры – заметная веха в становлении его художественной индивидуальности. 

Разница в возрасте составляла два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте". Лермонтов для Сушковой – маленький "кузен" Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: “Как Лермонтов влюблен в тебя!”. 

Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение «Черноокой», содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства. Сила любви героя передана через противопоставление «рай – ад». Все стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи-ночи».

Много звезд у летней ночи; 
Отчего же только две у вас, 
Очи юга! черны очи! 
Нашей встречи был недобрый час. 
Кто ни спросит, звезды ночи 
Лишь о райском счастье говорят; 
В ваших звездах, черны очи, 
Я нашел для сердца рай и ад. 
Очи юга, черны очи, 
В вас любви прочел я приговор, 
Звезды дня и звезды ночи 
Для меня вы стали с этих пор!

      Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться («Благодарю!...Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла...»). Слово «Благодарю» повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: «надеждам и мечтам», которые еще живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды. 

Следующие стихи («Зови надежду сновиденьем») содержали уже прямое признание, как известно не встретившее ответа. Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив этого стихотворения – неразделенная любовь: «Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!».

Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом. 
     Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в романе «Княгиня Лиговская», - в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В «Княгине Лиговской» светские успехи Сушковой-Негуровой охарактеризованы довольно зло. В повесть «Княгиня Лиговская» войдут не только биографические и конкретные бытовые детали, но также и наблюдения художника над созданной им самим ситуацией и над психологией действующих лиц.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Нищий».
  • Насколько уместным вам кажется название, выбранное автором для этого стихотворения?
  • Из скольких частей состоит это стихотворение?
  • Почему автор использует древнерусское старославянское слово врата, а не двери или ворота? Почему он использует «обитель святая» вместо того, чтобы написать просто и понятно – церковь? Какую интонацию создают использованные автором слова?(Торжественную).
  • Прочитайте второй стих. какое слово привлекает ваше внимание? Почему автор использует причастие «просящий», а не, например, слово нищий? (Чтобы вызвать сочувствие). Где стоит просящий? (святое место).  Почему он стоит именно на этом месте? (Около Божьего храма человек молит о помощи, кощунственно ему не помочь, насмеяться над ним).
  • Какие слова помогают нарисовать образ бедняка? (Эпитет иссохший бедняк, человек испытывает голод, жажду, страдание).
  • Как вы думаете, что для автора в данном случае важнее – назвать конкретные жизненные обстоятельства, жертвой которых стал бедняк, или изобразить с наибольшей выразительностью обобщенный образ страдальца?
  • Вы обратили внимание на одинаковое начало строк? какое средство выразительности использует автор?(Анафору) Какой по смыслу союз там должен был бы стоять? Он просил хлеба, и взор являл муку, и кто-то положил камень. В чем драматизм такого порядка событий? (В протянутую руку как будто положили подаяние).
  • Кто обманул нищего? Какой смысл имеет использование неопределенного местоимения? (Автору, возможно, неинтересен такой человек, недостоин названия.)
  • Почему автор дважды использует наречие так? К кому он обращается? (Сравнивает с отношением к нему Сушковой.)
  • Можно ли в стихотворении о любви опустить первые строфы и оставить только строки, которые являются обращением лирического героя к обманувшей его женщине? (Лирическому герою так же тяжело, как и несчастному нищему. Тот и другой обмануты. Одно чувство усиливает другое. В этом органическая внутренняя связь строф стихотворения, его оригинальность.)

  1. В. Лопухина.

Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой. 
     Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной — молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка. 
     Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице. В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой.       «Будучи студентом, - пишет А.П. Шан-Гирей,- Лермонтов был страстно влюблён ... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.... Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»

С тех пор, как мне явилась ты, 
Моя любовь – мне оборона 
От гордых дум и суеты…

      Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к М.А. Лопухиной, сестре Вареньки: «Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь – хорошо, а нет – значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить…» На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: «Поверьте, я не утратила способности вас понимать… Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой…» 
     Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. По-видимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о романе Лермонтова с Сушковой; с другой стороны, и жестокая развязка этого романа (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л. 
     Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе. 

С именем Лопухиной связано стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841), адресованное, вероятно, Е.Г.Быховец. В этом стихотворении воспоминания о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего, власть прежнего чувства реальнее «блистанья» новой «красы». Но первая фраза сразу создает впечатление давно идущего диалога между лирическим героем и присутствующей в данный момент собеседницей. Она, несмотря на то что отвергается героем, втянута в круг его переживаний, доля «пылкости» чувства передается и ей. 

  1. Итоги урока.
  2. ДЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...