Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Мартынова Галина Александровна

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА

«РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА. ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ “ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА”»

УЧИТЕЛЬ: ОБЪЕДКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

г.ПОДОЛЬСК

2013г.


Мастер-класс: Рефлексия как метод технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Тема: Тема любви в лирике Сергея Есенина. Цикл стихотворений «Любовь хулигана».

Цели: 1. Познакомить с циклом стихотворений «Любовь хулигана».

2.Развивать критическое мышление.

Задачи: 1. Анализ стихотворений цикла «Любовь хулигана.

Ход урока

  1. (Слайд 1) Вступительное слово учителя
  • Уважаемые члены жюри! Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас на практике с одним из методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо – рефлексией (Слайд 2)
  • Эта технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как:
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, что является очень важным для любого СОВРЕМЕННОГО человека.
  •  Изречение великого педагога Яна Амоса Коменского является девизом в моей педагогической работе. «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Технология развития критического мышления способствует познанию нового, и педагог говорит о том, что плох тот день, когда ты не узнаешь ничего нового.

  • Я предлагаю участникам поработать в группах по 4 человека. Поэтому прошу Вас выбрать руководителя, который будет направлять работу всей группы.
  • Итак, начнем. Просмотрите видеоролик и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

(Слайд 3) Просмотр видеоролика «Сергей Есенин и Августа Миклашевская» из сериала «Есенин».

  1. Работа над темой и целями урока.

  1. Мотивация
  • Друзья, Вы, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок, и я прошу Вас назвать это ключевое слово.

(ответы учителей)

  • Да, сегодня мы будем говорить о любви в лирике Сергея Есенина. (Слайд 4).

О том, что называется любовью, всегда размышляли, спорили и никогда не находили точного ответа. Писатели и поэты посвящали теме любви не только строки, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-своему, разным наполняя её.

Мне бы хотелось обратить особое внимание на цикл стихотворений «Любовь хулигана», существенной особенностью которого является то, что он выстроен как роман о влюбленном герое, где рассказывается история любви, от зарождения чувства до его завершения, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»

  1. Работа с таблицей «знаний» (актуализация)
  • Мы определились с темой урока, теперь нам необходимо сформулировать цели. Для этого я предлагаю группам заполнить вторую и третью графы таблицы «знаний», которая находится перед вами. (Слайд 5) Вы можете сообщить, что вы знаете по теме урока вообще или опереться на вопросы первой графы.

Вопрос/Понятие

Знал

Хочу узнать

Узнал

Отношения Сергея Есенина и Августы Миклашевской

Цикл стихотворений «Любовь хулигана»

Образ женщины в поздней любовной лирике Сергея Есенина

Отношение Сергея Есенина к чувству любви

  • Эту работу вам необходимо выполнить в течение 4 минут. Выберите коллегу, которая будет представлять всю группу при ответе.
  • Пока группы будут работать, я предлагаю зрителям посмотреть литературный монтаж.
  • (Слайды 6-15)

  • Итак, уважаемые участники, я прошу ответить на мои вопросы.

  1. Что вам уже было известно по теме урока? Вопросы в таблице должны были вам помочь. Первая группа, зачитайте, пожалуйста, свой ответ (отвечает представитель группы)
  • А теперь послушаем вторую группу (ответ).

  1. Что вы хотели бы узнать по тем вопросам, которые обозначены в таблице? Первая группа, вам слово (ответы группы).

  • Я прошу представителя вашей группы подойти к доске и записать свои вопросы. Слово для ответа предоставим второй группе (пока первая группа записывает на доске вопросы, вторая отвечает).
  • Обращается ко второй группе: прошу представителя вашей группы подойти к доске и дополнить ответ 1 группы.

  • Мы определили круг интересующих нас вопросов, и я предлагаю сформулировать цель урока. У1, попытайтесь это сделать.

(Цель нашего урока – найти ответы на поставленные вопросы)

III. Слово учителя об истории любви Есенина и Миклашевской.

  • В августе ранней золотой осенью 1923 года, вернувшись из заграницы, Сергей Есенин встретил актрису Августу Миклашевскую. К этому времени его брак с известной танцовщицей Айседорой Дункан близился к распаду. В Москве он долгое время жил у Никритиных, там и познакомился с Миклашевской, которая часто бывала у этой семьи в гостях.
  • (Слайд 16) Буквально на следующий день поэт начал писать цикл стихотворений «Любовь хулигана». Семь лучших стихотворений цикла он посвятил именно Миклашевской. Это была последняя любовь в жизни поэта.

(Слайд 17) «Я с вами как гимназист, – тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался» – вспоминает актриса.

«Часто встречались в кафе поэтов на Тверской. Сидели вдвоем. Тихо разговаривали. Есенин трезвый был даже застенчив. Много говорили о его грубости с женщинами. Но я ни разу не почувствовала и намека на грубость. Он мог часами сидеть смирно возле меня. Комната моя была похожа на рощу из астр и хризантем, которые он постоянно приносил мне».

Миклашевская прожила долгую жизнь. Осенью 1976, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим, и с поэтом она даже не целовалась.

Об отношениях Сергея Есенина и Августы Миклашевской мы можем многое узнать из воспоминаний самой актрисы, но наша задача — понять, как относился поэт к этой женщине, определить, какие чувства она вызывала у него. Поэтому мы переходим к следующему этапу нашего урока – анализу стихотворения цикла «Любовь хулигана».

  1. Анализ стихотворений цикла «Любовь хулигана»
  1. Составление кластера
  • (Слайд 18) Каждая группа получила листок со стихотворением Сергея Есенина «Заметался пожар голубой…» Задача группы – составить кластер с ключевым понятием «образ женщины» (задание для первой группы) и «чувства лирического героя» (задание для второй группы).

Порядок действий:

(Слайд 19)

  •  посередине чистого листа напишите ключевое словосочетание («образ женщины» и «чувства лирического героя»);
  • вокруг выпишите из стихотворения слова или словосочетания, связанные с ключевым понятием;
  • потом запишите возникшие ассоциации и сделайте вывод, который и станет ответом на вопросы: Какой видит женщину поэт в стихотворении (вопрос для первой группы) и Какие чувства испытывает лирический герой в стихотворении (вопрос для второй группы).
  • Справиться с работой вам необходимо за 5 минут.

А зрителям я предлагаю в это время прослушать стихотворение, с которым будут работать группы, в исполнении Сергея Безрукова и романс на стихи Есенина «Мне больно на тебя смотреть…» в исполнении Игоря Карташева.

(Слайд 20, 21)

  1. Рефлексивная деятельность
  • Пора озвучить результаты вашей работы. Послушаем, что получилось у первой группы (ответ)
  • А теперь свой ответ зачитает вторая группа (ответ)
  1. Подведение итогов.
  1. Заполнение таблицы. Беседа по вопросам.
  • Подведем итоги. Вернемся к таблице «знаний». Вспомним вопросы, которые мы записали в начале урока. Заполните графу «Узнал». Время – 2 минуты.

(заполняются таблицы)

  • На какие вопросы вы нашли ответы на уроке? Первая группа – вам слово (отвечают) Вторую группу послушаем (отвечают)
  • На какие вопросы вы не нашли ответов? Слушаем первую группу (отвечают). Второй группе слово (отвечают).

  1. Задание на дом
  • Вашим домашним заданием будет проанализировать любое стихотворение из цикла «Любовь хулигана» и составить аналогичный кластер с ключевыми понятиями "образ женщины" или "чувства лирического героя».
  • (Слайд 22) Закончить урок я хотела бы словами известного поэта Серебряного века, друга С. Есенина,  Анатолия Мариенгофа: "Уметь любить — это редкое свойство. Особенно для мужчин. Я бы даже сказал — это талант. Прекрасный талант! Он делает людей счастливыми. Ту, которую любят. И того, который любит" Такой талант был и у Сергея Александровича. Он был счастлив, когда любил, и делал счастливыми женщин.

ПРИЛОЖЕНИЕ

****

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923


ПРИЛОЖЕНИЕ

***

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.

По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.

Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.

Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?

Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые...
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
1923


ПРИЛОЖЕНИЕ

* * *
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923

ПРИЛОЖЕНИЕ

* * *
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
1923


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....