8 класс. Конспект урока: "Былины и их герой в поэзии XX века"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Шарова (Рыжкова) Ксения Андреевна

Конспект урока: "Былины и их герои в поэзии XX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рыжкова К.А. мл-11

Конспект урока по литературе

«Былины и их герои в поэзии XX века»

Цель урока: Познакомить учащихся 8 класса с произведениями XX века, в основе которых лежат произведения фольклора

Задачи:

  1. Обучающие. Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина. Сформировать устойчивые знания о литературном произведении.
  2. Развивающие. Организовать работу учащихся при анализе текста. Развивать мышление, навыки устной и письменной речи, умение выражать свое мнение и его аргументировать.
  3. Воспитательные. Воспитывать ответственность перед своим выбором, уважение к истории своей страны и народа.

Ход урока

1.  Организационный момент

2.  Подготовительная работа

 На проекторе фотография (рисунок 1).  

- Ребята, перед вами фотография. Напишите в тетрадях три, четыре ассоциации, которые вам приходят в голову, когда вы на нее смотрите. Ассоциациями могут быть слова любой части речи.

Учащимся дается 1 минута на работу с ассоциациями.

-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Зачитаем наши ассоциации.

3. Этап социализации. Учащиеся зачитывают ассоциации. Учитель записывает их на доску.

-Каких ассоциаций у нас получилось больше всего? Как вы думаете, с чем это связано?

- Главное слово, которое объединяет все ассоциации это выбор. Мы с вами каждый день сталкиваемся с этим понятием, это может быть маленький и незначительный выбор, либо выбор более важный, например, жизненного пути. Давайте вспомним, какие герои фольклора или русской литературы сталкивались с понятием выбора?

4.  Работа с текстом

 - Один из героев фольклора, который стоит перед важным выбором – Илья Муромец. С этим героем мы знакомились в фольклорных былинах, в былинах, которые написаны были в 18 веке, а теперь мы знакомимся с этим героем в стихотворение, которое написано в 20 веке.

- Давайте посмотрим на известную картину Васнецова «Витязь на распутье» (рисунок 2)  и напишем 2-3 ассоциации, которые у нас вызывает данная картина.

-Сейчас прочитаем текст стихотворения И.А.Бунина.

Чтение стихотворение «На распутье»

- Совпали ли наше ощущение от картины со стихотворением И.А.Бунина?

Анализ текста

- Какими особенностями обладает былина?

Особая композиция (зачин, основная часть, заключение). Исполнялась с музыкальным сопровождением. Напевность интонации. Главный герой – русский богатырь. Средства выразительности: повторяющиеся эпитеты, гипербола, синонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Каким мы видели Илью Муромца в фольклорных былинах?

В былине А.К.Толстого «Илья Муромец»?

В стихотворение И.А. Бунина?

- Как вы думаете, почему писатели, поэты, художники 18-19 века обращаются к образам фольклора, к образам далеко прошлого?

- Какие приемы использует автор для передачи образа богатыря? Для описания природы? Какие чувства вызывает у нас степь, поросшая бурьяном? ( Эпитеты: диком древнем поле, чёрный ворон, вечным сном, роковая надпись, край глухой.

Метафоры: вдали стоят могилы, тлеют кости.

Олицетворения: былое дремлет вечным сном, дремлет полдень, жизнь зовёт, смерть в глаза глядит)

-Каким размером написано стихотворное произведение? (Дактиль)

-Издавна говорилось в сказках и былинах, что у человека есть всего три пути, из которых он должен выбрать свой. И человек снова и снова продолжал раздумывать над тем, по какой дороге ему пойти. Стихотворение называется «На распутье», и мы видим, перед каким выбором стоит главный герой. И. А. Бунин меняет надпись на камне. На какие размышления это наводит? (У человека нет выбора у него один путь, но он все равно должен идти вперед)

- Как меняется описание во второй части стихотворения? Как это связано с авторской задумкой? (Появляются желтеющие равнины, откуда-то зовет голос человеческий. Герой в поле один, но автор утверждает торжество жизни).

-Какой путь выбрали бы вы?

- В этом стихотворении Бунин рассматривает человека как частицу Вселенной, он пытается проникнуть в тайны жизни, смерти, осмыслить загадки окружающего мира. В стихотворении звучит желание понять жизнь и радость бытия. Человек всегда на распутье, всегда его окружает опасность, но нужно идти вперёд, к неизвестному, ведь впереди жизнь счастье, радость бытия.

Чтение стихотворение «Святогор»

-О чем повествуется в стихотворении «Святогор»?

-Какие два ключевых образа можно выделить в стихотворение? (Образ коня. Он показывает неукротимость человеческого духа,  верность хозяину. Образ камня Алатыря. Камень символизирует спор добра и зла, распутье)

-Где находится Алатырь-камень и почему Святогор принимает около него смерть?

- Какие приемы использует автор?

-Какая рифма в произведение?

-Какова роль пейзажа в стихотворение?

-Какие мысли и чувства навевает это стихотворение?

5. Подведение итогов.

-И.А. Бунин, как и многие другие поэты, писатели, художники воссоздает в своих произведениях фольклорные образы. Авторы все чаще в своих произведениях ищут ответы на вопросы сегодняшнего дня, обращаясь к сюжетам и образам давно минувшего. Они, создавая свои произведения, приближают читателя, к памяти и истории своей страны и народа. Давайте в конце нашего урока напишем в 2-3 предложениях небольшое высказывание на тему: «Богатыри сегодня».

Домашнее задание:

Чтение стихотворения «Святогор и Илья».  Письменный ответ на вопрос: «Что объединяет все три стихотворения И.А. Бунина?»

Рисунок 1.

Рисунок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока :Былина « Освобождение Чернигова». 5 класс

Развитие правильного, осознанного чтения, речи, работать с текстом. Расширение кругозора. Формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения ...

Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...