Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 11 классе
Составила Суходольская Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Усинск Республика Коми
ТЕМА: Модернистские течения в поэзии конца 19 – начала 20 века
Задачи урока: 1.Дать общую характеристику периода.
2.Поставить перед учащимися проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? и привести их к ответам на них.
3.Познакомить обзорно с модернистскими течениями поэзии «серебряного века» и их представителями.
4.Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.
Цель урока: Подвести учащихся к учебному проекту по творчеству поэтов
Форма урока: лекция, работа в группах,
Технология обучения: ИКТ (http://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/200055) проблемное обучение.
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Повторение: общая характеристика периода.
4.Работа по осмыслению термина «серебряный век», ответа на поставленные вопросы.
5.Работа в группах.
6. Вывод, итоги урока.
1.Запись темы урока.
2.Вступительное слово учителя.
В наше время, когда активно идут процессы осмысления путей развития страны и стирания «белых пятен», мы ищем и находим то общее, что объединяет русскую культуру нашего века – искусство и философию. Они были разорваны судьбами истории и теперь нуждаются в воссоединении. Долгое время из историко-литературного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Сегодня «новым» становится хорошо забытое «старое».
Начало 20 века – «испепеляющие годы» - ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба.
Теперь становится все более очевидным: символизм, акмеизм, футуризм, утверждавшиеся в полемике с классикой 19 века, органически слились с ней.
Блок писал в предисловии к поэме «Возмездие» о «неразделенности неслиянности» искусства, жизни и политики.
Проблемный вопрос: в чем особенности творчества современников «серебряного века»? (Отметьте основные тенденции развития литературы на рубеже веков)
3. Имена каких писателей связаны с этим периодом?
Время активной литературной жизни, обилие талантов, огромный интерес к поэзии.
1902 год –К. Бальмонт, А. Блок поэма «Возмездие»
1903год – Ф. Сологуб,
1904 -1905 год – А.Белый, И. Анненский, В.Иванов, Чехов А.П. «Вишневый сад»
А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме»
1907 год - Горький А.М. роман «Мать»
1907-1908 год И.Северянин, Ф. Сологуб, А.Блок
1910 – 1912 год – Н.Гумилев, И.Бунин «Деревня», Ахматова А., И.Северянин
1912-1917 - И. Бунин «Суходол», Ахматова А, С. Есенин, В. Маяковский
У писателей «золотого века» главенствовали гражданские и гуманистические принципы; интерес был направлен к духовному облику каждого человека: Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Дама с собачкой», А.П.Чехов пьеса «Три сестры»
Представители «серебряного века» - писатели - видели в «разорении дворянских гнезд» гибель России (выходцы из дворянского сословия – Бунин И. «Деревня», «Суходол»).
Призыв «Пусть сильнее грянет буря» звучал из уст представителей низшего сословия – Горький А.М. «Песня о буревестнике»
4. Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.
Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ. На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.
Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.
Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»
Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.
В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»?
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.
2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н. Бердяев)
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Тургенева. Поэты серебряного века, наследуя традиции 19 века, вносили то новое, что диктовало время.
5. Работа в группах: каждой группе даны стихотворения представителей одного из модернистских течений, выдержки из статей. Задача группы: охарактеризовать
стиль поэтов данного направления, найти отличия от классической поэзии «золотого века», определить тематику стихотворений.
5.Итог урока: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям. Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
- Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
- Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
- Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.
6. Создание синквейна по ключевым понятиям урока.
7. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по культуре Серебряного века
Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...

Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии
Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии. ...

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)
Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"
данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...