Интегрированный урок по литературе и биологии в 9-11 классах «И готов я слушать до зари, как молятся о жизни воробьи… »
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Расширение знаний о самой техногенной катастрофе 20 века-аварии на Чернобыльской АЭС в ракурсе экологии, биологии и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernobyl.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по литературе и биологии

в 9-11 классах

«И готов я слушать до зари, как молятся о жизни воробьи… »

(Эпиграф урока: «Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались»  (В.Тушнова)

Цели урока:

Воспитательная : Нравственно-экологическое  просвещение детей

 Развивающая :

Расширение знаний о самой техногенной катастрофе 20 века-аварии на Чернобыльской АЭС в ракурсе экологии, биологии и литературы.

Дидактическая (обучающая ):

Обеспечение условий для творческой активности учащихся, формирования умения вдумчивого чтения, комментированного анализа и интерпретирования публицистического текста с выходом на проблемы экологии, биологии и  медицины.

Задачи:

1.Воспитание эмоциональной отзывчивости у учащихся

2.Стимулирование детей к открытию собственных знаний

3.Формирование читательской культуры у учащихся

4.Развитие исторической памяти

Форма урока: интегрированный урок биологии и литературы

Продолжительность урока:80 мин

Оборудование урока:  мультимедийное оборудование для показа компьютерных  презентаций (сопровождающая и заключительная); текст документальной повести С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Цель использования: Развитие эмоциональной отзывчивости школьников, формирование навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, осознание собственной жизненной позиции.

(Заранее повесть «Чернобыльская молитва» читать детям не надо)

Ход урока:

Эмоциональное включение.

Учитель литературы:

«У нас в посёлке исчезли воробьи…Они валялись всюду: в садах, на асфальте. Их сгребали и вывозили в контейнерах с листьями. В тот год листья не разрешали жечь, они были (пропуск слова)…радиоактивные. Листья и воробьёв хоронили. Через два года воробьи появились. Мы радовались, кричали друг другу: «Я вчера видел воробья…Они вернулись»

Странное начало нашего урока, не правда ли, ребята? А как вы думаете, откуда эти строки? Сложно ответить?  А можно, судя по прочитанному отрывку, догадаться, о чём будем говорить?

(Ответы детей)

Слайд №1 Расскажите, птицы…

Учитель литературы:

Знаете, ребята, даже мы с Галиной  Саранговной (это учитель биологии)  затрудняемся точно сказать, о чём будет у нас разговор. Потому что о многом. Естественно, о воробьях, о майских жуках, о цветах, о жизни, о смерти, и, конечно, о любви. Вернее, об огромной силе любви…

Итак, начнём…Ребята,  то, что вы услышали о воробьях, это не строки  из сочинения-это вполне реальное произведение и вполне реальные факты. И вот о фактах мы поговорим.

Галина  Саранговна,  то, что случилось с воробьями - это природное явление или массовое истребление человеком воробьёв?

Учитель биологии: 

Я думаю, что ребята нам помогут ответить на этот вопрос.  Итак, как вы думаете, в чем же может быть причина гибели птиц и, в частности, воробьев?

(ответы: бескормица, много  хищников, ураганные ветры, очень низкие, а может и слишком уж высокие температуры)

Ребята, а может человек быть причиной их гибели?

Ответы детей.

Вывод учителя: Конечно, вы совершенно правильно указали: это и чрезмерное использование ядохимикатов ( я имею в виду инсектицидов для борьбы с насекомыми вредителями, а эти яды в итоге попадают в организм птиц, и могут быть причиной их гибели, это и непосредственное истребление птиц). Такой хочу привести исторический факт: конец 60-х годов 20 века. В  Китае национальными врагами объявлены воробьи. Очень много зерна поедается ими. Все жители ополчились против этих птиц. Шестами, просто тряпками, кастрюлями, ведрами жители издавали шум, воробьи не могли опуститься на землю и в массе погибали. Вспомните, как летает воробей … Он не может долго лететь, От силы 15 минут он может находиться в полете, а по истечении этого времени он просто задыхается и гибнет. Таким образом, было истреблено около 2 млрд.воробьев. А результат – отрицательный. Стали, наоборот,  меньше получать урожая, расплодились насекомые-вредители, в частности саранча, которая поедала побеги. В результате наступил голод, который унес жизни по разным подсчетам от 10 до 30 млн. человек и 18 марта 1960 года принимается другое решение: приостановить уничтожение воробьев. А чтобы восстановить численность воробьев, пришлось их завозить из соседних государств, в частности, из Советского Союза и даже из Канады. Началась массовая компания по защите воробья.  

Ну и, конечно, правильно подметили ребята, что воздействие оказывает и  радиация. Получается так, что человек создает  какую-то технологию и тут же может ее нарушить, что приводит к крайне негативным последствиям.

Уместно будет вспомнить историю Маленького принца и баобабов из знаменитой сказки А.Экзюпери «Маленький принц»

Сообщение ученика.

Учитель литературы:

Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. И нетрудно догадаться, что пропущенное слово рядом со словом «листья»-радиоактивные. Эти  воробьи, тоже радиоактивные, лежали повсюду; это радиоактивных воробьёв хоронили вместе с листьями, и даже те воробьи, которые вернулись в посёлок, тоже были радиоактивные, хоть и в небольшой степени, но радиоактивные … И долго ещё будут жить и петь радиоактивные воробьи в тех краях…

А тему мы назвали так:

Тема урока: «И готов я слушать до зари, как поют о жизни воробьи»

(слайд №2)

И нам всем стало ясно, что воробьи в данной строке не только фигура речи, не только символ жизни, но и вполне реальный  герой каких-то страшных событий, связанных с радиацией.

Учитель биологии:

Да, на самом деле, сегодня мы будем говорить и о воробьях,  о животных, а главное- о людях,  которые знали,  на что идут  и, несмотря ни на что, пронесли  через все испытания любовь.

Давайте вспомним одно событие того рокового дня.

      1986 год,  26 апреля, глубокая ночь.  Город Припять, город атомщиков Чернобыльской АЭС,  погружен в сон. Все тихо и спокойно. (слайд) Но в час  23 минуты сильный взрыв потрясает Чернобыльскую АЭС. Взрыв происходит на 4 энергоблоке. По поводу причин взрыва до сегодняшнего дня нет единого мнения. Высказывают разные версии, но скорее всего причина взрыва комбинированная – имели место и технические недочеты и человеческий фактор. Но что бы ни  говорили, взрыв, причем не один, а  2, следующих  друг за другом, имел место, последствия которого ощущаются и по сегодняшний день. Следствие взрыва – выброс огромного количества радиоактивного вещества. В некоторых местах уровень радиационного загрязнения в тысячи раз превысил стандартный фон радиации.   Воздействию радиации подверглись территории более 20 стран. О силе взрыва  говорит тот факт, что радиоактивная пыль достигла даже территории США и Японии. Чернобыльская катастрофа – самая крупная техногенная катастрофа 20 века. Вот некоторые крайне трагичные цифры: в годы ВОВ  погиб каждый 4-й  белорус, сейчас каждый 5-й живет на зараженной территории. Это 2 млн. 100 тыс. человек, из них 700 тыс. дети. Среди факторов демографического угасания радиация занимает 1-е место. Смертность в некоторых областях Белоруссии на 20% превышает рождаемость. После Чернобыля  Беларусь потеряла 485 деревень и поселков. 70 из них навечно захоронены в земле. Город Припять – это город-призрак. Здесь никто не живет. Он зарос травой, кустарником и деревьями. 26% лесов,  лугов относятся к зоне радиоактивного заражения. Людей эвакуировали. Многие даже не понимали, почему их вывозят. Куда, зачем, почему в халате и тапочках, а как же добро, нажитое за многие годы? Представьте, стоит пустой пятиэтажный дом, дом без жильцов, но с вещами, мебелью, одеждой. Я с болью вчитывалась в одну историю, описанную в повести Светланы Алексиевич,о которой подробней расскажет чуть позже Светлана Искаковна. Вот она: «Я все вещи не возьму, я возьму только одну вещь. Только одну! Я должен снять дверь с квартиры и увезти. Я дверь оставить не могу.  Наша дверь. Наш талисман. Семейная реликвия! На этой двери лежал мой отец. Не знаю, по какому обычаю, не везде так, но мама сказала, покойника надо положить на дверь от собственного дома.  Он лежал на этой двери. А на этой двери до самого верха зазубрины.  Как я рос. Отмечено: 1-й класс, 2-й класс. 7-й, перед  армией… а рядом как рос мой сын, а вот дочь…на этой двери вся наша жизнь записана.  Как я ее оставлю?  Попросил у соседа машину: «Помоги». Показал мне на голову – ты, мол, не того, не в себе… но я ее все равно вывез, на мотоцикле, вывез через 2 года, когда моя квартира уже была разграблена.  За мной гналась милиция, думали, что я мародер. Но я спас свою дверь, свою семейную реликвию».  

     Один корреспондент вспоминает: « Все вокруг смолкло, ни одной птицы. Я впервые увидела Землю без птиц, комаров… Ничего не летало…».   А вот другое воспоминание: «Голуби… Воробьи… Аисты… Аист бежит по полю, хочет взлететь, а взлететь не может. А воробей прыгает по земле, прыгает , но не поднимается». Стало понятно, что после взрыва будет другой мир – земля, где нельзя сеять, река, в которой нельзя купаться и ловить рыбу,  дома.. , в  которых нельзя жить.    

Слайды №3-№8 название «Здесь птицы не поют, деревья не растут»

Учитель биологии:

       Светлана Искаковна, а как официальная современная литература откликнулась на это трагическое событие –аварию на ЧАЭС?

Учитель литературы:

 Безусловно, отклик был. Вопрос вот в чём. Разрешалось ли так свободно говорить об этом? Ведь это было государственной тайной. Но прошло время запретов, и в 1997году вышла документальная повесть Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Слайд №9 портрет С.Алексиевич

Учитель литературы:

-Знаете, Светлана Алексиевич-писатель уникальный и смелый. Уникальный в том плане, что на основе тяжёлых событий создаёт свои книги. Это такие события, как Великая Отечественная война, Афганская война.  Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику "Голоса Утопии". Изданы пять книг, в которых "маленький человек" сам рассказывает о времени и о себе. Названия книг уже стали метафорами: «Последние свидетели», «Чудный олень вечной охоты», "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва"... По сути, она создала свой жанр - полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век.Одна из книг посвящена главной техногенной катастрофе XX века - двадцать лет. "Чернобыльская молитва" публикуется в новой авторской редакции, с добавлением нового текста, с восстановлением фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям. Она много писала по теме «Дети и война»; всю правду об афганской войне она изложила в повести тоже документальной «Цинковые мальчики» и вот ещё одна документальная повесть «Чернобыльская молитва», рассказывающая об этой страшной аварии. Главное отличие документальной повести от художественной, что в документальной нет вымысла.Только   правда.  Эту повесть мы и возьмём за основу. Правду о Чернобыле. В этой повести воспоминания родственников, детей,реже очевидцев, самих ликвидаторов.

Учитель биологии:

-Теперь попрошу выйти из каждого ряда по одному ученику.(Выходят).Ребята, нарисуйте, пожалуйста, радиацию. Образно или конкретно, как хотите, какой её видите.

Рисуют дети.

Рассматриваем нарисованное

Учитель биологии: Вы затрудняетесь, и это понятно, потому что это неведомо нам, радиацию не увидишь, не пощупаешь, она не воспринимается ни одним органом чувств. Эта тема далека от нас, мы это не пережили. Мы действительно не знаем, что это такое, а вот в припятьской  школе ребята без труда справились с этим заданием. После просьбы учительницы нарисовать радиацию, ребята нарисовали жёлтый дождь и красную реку, деревья вверх корнями, птичек без ножек. А что такое жёлтый дождь, об этом лучше скажу так:

Заря над Чернобылем загорелась рано,

Джинн радиации вылетел из своего гнезда.

Взрыв над Чернобылем произошёл внезапно

Заражённой стала радиацией земля!

Огненное облако рванулось стремительно ввысь,

Кипит атом, плавится бетон!

Человек в округе, от радиации берегись,

А в центре ЧАЭС рентген-миллион!

Плывёт радиационное облако в небе голубом,

Остывая,  выпадают в дожде радионуклиды и беры

Оседают на землю и в организме любом

Мирному атому нет больше веры

Учитель литературы:

-Естественно, что вся огромная природа пострадала.  А как пострадал человек с экологической, биологической, медицинской точки зрения?

Учитель биологии:

Безусловно, организм испытал страшнейшее воздействие радиации. Практически все органы отреагировали на это воздействие. Давайте остановимся подробнее.

     От внешней среды наши внутренние органы отделены кожей. Ребята, напомните, какие функции выполняет кожа в нашем организме (отвечают – защитная, терморегуляторная, выделительная, это орган чувств).

И именно она первая подставляет себя под удар радиации. Вот что вспоминает героиня повести Светланы Алексиевич:

«Он стал меняться.  Каждый день я уже встречала другого человека. Ожоги выходили наружу. Во рту, на щёках сначала появлялись маленькие язвочки, потом они разрастались. Пластами отходила слизистая. Цвет лица… цвет тела…  синий, красный, серо-бурый. Кожа начала трескаться на руках, ногах, все тело покрылось волдырями. Когда ворочал головой – на подушке оставались пучки волос. И, несмотря на тяжесть состояния,  шутил: хоть на расческе сэкономим».

Учитель литературы: Большая роль в работе кровеносной, пищеварительной систем принадлежит печени. А как же она реагирует на радиацию?

Учитель биологии.

Ребята, давайте вспомним, какие функции выполняет печень.  Тогда будет понятно, как отреагирует организм на ее изменения.

(ребята отвечают – учитель литературы  еще раз подчеркивает по таблице ее роль)  

А теперь посмотрите на этот слайд. Вот она здоровая, а вот и пораженная печень. Но, будучи в таком состоянии, сможет ли она выполнять свойственные ей функции?  Нет.

Не могу не привести воспоминание одного врача из повести: «Мне показали снимок легких человека, прожженных «горячими частицами». Легкие были похожи на звездное небо. «Горячие частицы» - это микроскопические частицы, которые получились, когда горячий реактор засыпали свинцом и песком. Атомы свинца и графита слеплялись и от ударов поднимались высоко в воздух, разлетаясь на большие расстояния. Через дыхательные пути они попадают в организм человека…Любой орган, в котором  осели  эти частицы, превращается в сито, в решето. Человек сгорает. Если человек смертен, то «горячие частицы» бессмертны. Человек умрет и за тысячу лет превратится в землю, в пыль, а «горячие частицы» будут жить. И эта пыль способна будет снова убивать».

Мне бы еще хотелось подчеркнуть, что мишенью воздействия радиации являются все клетки тела, они выходят из-под контроля организма и начинают в массе делиться, что приводит к появлению злокачественной опухоли. Меня поразил один случай, описанный в повести: отец возвращается домой после ликвидации последствий аварии.  Счастлив, что он жив и здоров. Рад сыну, который встречает его. Все свои вещи он, сняв, бросил в мусопровод, а вот   фуражку свою водружает на голову сына. Фуражка очень уж понравилась мальчику. Он ее носит какое-то время и печальный итог – у мальчика рак головного мозга. А вот воспоминание одной мамы: «Мой сын самый маленький в классе. Ему нельзя бегать, играть – если он упадет или его нечаянно ударят, то пойдет кровь, и ее невозможно будет остановить. На территориях, подверженных радиации, в 74 раза увеличилось число онкологических заболеваний. Вот такая печальная цифра.

Учитель литературы рассказывает стихотворение:

Пятипалые кони скачут,

Пятипалые кошки воют

Под Чернобылем чахнут дачи

Новых дач уже не построят.

Вот и рушится мирозданье

Разрастается лейкемия,

Видно,это заболеванье

Над страной кружит,как стихия.

Пятипалые скачут кони,

Пятипалые воют кошки,

Радиация в каждой кроне,

В каждой ягоде,хлебной крошке

Учитель биологии.  

Я вас поняла, С.И., вы хотите уточнить, какое воздействие оказывает радиация на нашу наследственность, на хромосомы, на гены. Конечно же, они подвергаются мутациям. Ребята, опять я обращаюсь к вам. Скажите, что такое мутации, и какие типы мутаций вам известны.  (Мутации – это наследственные изменения, затрагивающие  генотип.3 вида – генные, хромосомные, геномные. Мутации бывают полезными, правда, редко, безразличными,  вредными,  летальными..)  

Во время описанных событий одна из  героинь документальной повести  была беременна. Она родила девочку: на вид здоровый ребенок. Ручки, ножки… а у нее цирроз печени, а в печени 28 рентген, врожденный порок сердца и ряд генетических отклонений.

А вот другая мама плачет: «Моя девочка… она не такая, как все. Когда она родилась, это был не ребенок, а живой мешок, зашитый со всех сторон. Ни одной щелочки,  только глазки открыты. Ни мочевыделительного, ни анального отверстия. За 4 года – 4 операции. Но она живет. Пусть с отклонениями, но живет. Это же моя дочь! Врачи сказали – она не в оболочке, она в свинцовом панцире у вас родилась»

 

Учитель литературы: С.Алексиевич поместила вот такие воспоминания женщины, живущей далеко от Чернобыля и не имеющей никакого отношения к этому:

(Сообщение сопровождается слайдами о мутантах)

«Раньше я любила ходить на выставки... Смотреть картины...
В наш город привезли  выставку о Чернобыле... Бежит по лесу жеребенок, он из одних ног, их восемь-десять, теленок с тремя головами, сидят в клетке лысые кролики, ну как пластмассовые... Люди гуляют по лугу в скафандрах...
Деревья выше церквей, а цветы, как деревья... Я до конца не досмотрела.
Наткнулась на картину: мальчик тянет руки, может, к одуванчику, может, к солнцу, а у этого мальчика вместо носа... хобот. Захотелось плакать, кричать: "Не надо нам таких выставок! Не возите! И так вокруг все говорят о смерти, о мутантах. Не хочу!!"

Первый день на выставке были люди, пришли, а потом ни одного человека. В Москве, Петербурге, писали в газетах, на нее ходили толпами. А у нас — пустой зал. Я ездила в Австрию на лечение, там есть люди, которые могут повесить такую фотографию у себя дома. Мальчика с хоботом... Или вместо рук у него ласты... И каждый день на нее смотреть, чтобы не забывать о тех, кому плохо. Но когда живешь тут... То это не фантастика и не искусство, а жизнь. Моя жизнь... Если мне выбирать, то лучше повешу в своей комнате красивый пейзаж, чтобы все там было нормальное: и деревья, и птицы. Обыкновенное. Радостное...Хочу думать о красивом..."

     Ребята, вам,  наверное, будет очень интересно узнать, что происходило с такими, как вы, с вашими ровесниками…Знаете, в документальной повести проблеме детей уделено очень много места. Вот некоторые фрагменты

 

"Мама с папой поцеловались, и я родилась.
Раньше я думала, что никогда не умру. А теперь знаю, что умру. Мальчик лежал вместе со мной в больнице... Вадик Коринков... Птичек мне рисовал. Домики. Он умер. Умирать не страшно.. Будешь долго-долго спать, никогда не проснешься. Вадик мне говорил, что когда он умрет, будет долго жить в другом месте. Ему об этом сказал кто-то из старших мальчиков. Он не боялся. Мне снился сон, как я умерла. Я слышала во сне, как плакала моя мама. И проснулась..."


Продолжает учитель биологии:

.Когда-то я писал стихи... Я влюбился в девочку, в пятом классе... В седьмом открыл,  что есть смерть... Мой любимый поэт Гарсия Лорка. Вычитал у него: "темный корень крика". Ночью стихи звучат иначе.
По-другому... Я начал учиться летать... Мне не нравится эта игра, но что делать? Моего лучшего друга звали Андрей... Ему сделали две операции и отправили домой. Через полгода ждала третья операция... Он повесился на своем ремешке... В пустом классе, когда все сорвались на урок физкультуры. Врачи запретили ему бегать, прыгать, он считался лучшим футболистом в школе.

Учитель литературы:

У меня здесь было много друзей... Юля, Катя, Вадим, Оксана, Олег...
Теперь — Андрей... "Мы умрем, и станем наукой", — говорил Андрей. "Мы умрем, и нас забудут", — так думала Катя. "Когда я умру, не хороните меня на кладбище, я боюсь кладбища, там только мертвые и вороны. А похороните в поле..." — просила Оксана. "Мы умрем..." — плакала Юля.
Для меня теперь небо живое, когда я на него смотрю... Они там..."

Слайды  «Чёрная быль детства» (несколько фото о детях Чернобыля)

Учитель биологии:

Сколько страданий выпало на долю людей, сколько им пришлось испытать  и тем не менее люди жили, выживали, не теряли человеческое и ,конечно же, любили…Но эта любовь была сильной, раненой, мучительной, особенной.

Идет слайд 

Учитель литературы. читает о любви отрывок из повести из главы «Одинокий человеческий голос»

Заключение.

Учитель биологии:

 Вот говорят, что все в руках божьих, а я думаю, что все в руках человека. Ибо он создает прекрасные творения, но он и разрушает. На самом деле: как хрупок мир.

Вся хрупкость мира на губах. Его сломать - не стоит звука.
Вся наша жизнь в одних словах, в словах, печалях и разлуках.
Вся хрупкость жизни в пустоте.
 Ее сломать - не станет света,
Поблекнет солнце в темноте...И не пытайся... нет ответа...
Вся хрупкость мысли в голове, когда умрем, то все забудем,
Забудем о своей судьбе, себя в последний раз осудим...
В последний раз взгляну в глаза... В твои глаза - в них хрупкость света,
Сорвется с их ресниц слеза... И не пытайся... нет ответа

                                                     

Учитель литературы: 
"Такая черная туча... Такой ливень...
Лужи стали желтые... Зеленые... Как будто в них налили краски...
Говорили, что это пыльца от цветов... Мы не бегали по лужам, только смотрели на них. Бабушка закрывала нас в погребе.
А сама становилась на колени и молилась. И нас учила: "Молитесь!! Это — конец света. Наказание божье за наши грехи". Братику было восемь лет, а мне шесть. Мы стали вспоминать свои грехи: он разбил банку с малиновым вареньем... А я не призналась маме, что зацепилась за забор и порвала новое платье... Спрятала в шкафу...
Мама часто надевает черное. Черный платок. На нашей улице все время кого-то хоронят... Плачут. Услышу музыку — бегу домой и молюсь, читаю "Отче наш".
Молюсь за маму и папу..."

За что же молились чернобыльцы? За что нам надо молиться? теперь вы знаете, зачем хоронят  жуков, воробьёв и даже деревья.Мы, люди,и только мы в ответе за всё, что происходит с нами, рядом с нами, вокруг нас…Так будем же ответственны за всё,что происходит с нами, рядом с нами,вокруг нас..Теперь, понятно,почему так назван наш урок: воробьи молились о нас, взывали к нам,ребята, чтоб мы были аккуратны и осторожны в слове,жесте, поступке,ибо неосторожность, преступная халатность, именуемая пресловутым человеческим фактором, ведёт к страшным трагедиям, разрушенным судьбам, сломанным человеческим жизням..

Воробьи - безобидные  птахи-бедолаги… но в ракурсе  нашего урока-это символ жизни. Как права поговорка: лучше синица в руке ,чем журавль в небе,  а я бы добавила: и синица, и воробей, и журавль, и майский жук-это всё так прекрасно, это говорит о том, что жизнь продолжается…Как это важно,наслаждаться всем этим…

                          О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

                           А счастье всюду.Может быть,оно

                           Вот этот сад осенний за сараем

                           И чистый воздух,льющийся в окно…(И.Бунин)

Учитель биологии:

Вся хрупкость мира на губах. Его сломать - не стоит звука.
Вся наша жизнь в одних словах, в словах, печалях и разлуках.
Вся хрупкость жизни в пустоте.
 Ее сломать - не станет света,
Поблекнет солнце в темноте...И не пытайся... нет ответа...
Вся хрупкость мысли в голове, когда умрем, то все забудем,
Забудем о своей судьбе, себя в последний раз осудим...
В последний раз взгляну в глаза... В твои глаза - в них хрупкость света,
Сорвется с их ресниц слеза... И не пытайся... нет ответа

                                                     

Презентация №2 с использованием данных на местном материале

под музыку  

Идут слайды разные на чернобыльскую тему

№4 Текст:

В ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС принимало участие 1500 наших земляков из Калмыкии

№5-№6( фото ликвидаторов)

№7 Текст:

Из 1500 земляков  из Калмыкии-50 ликвидаторов из  Яшкульского  района

№8(опять фото ликвидаторов)

№9 из 50 ликвидаторов из Яшкульского района в живых осталось-25

№10 Орденом Мужества награждены 5 наших земляков

№11 Медалью «За спасение погибавших»-13 наших земляков

№13текст: В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие 3 наших земляка-уттинца

№14 Дадаев Магомед-Загир Имамурзаевич (умер в 2010 году).

Туекбасов Михаил Олжасович(умер в 1996…) фото

№16 Туекбасов Никита Олжасович фото

№17-20.

После просмотра презентации№2

Учитель литературы (изменённое стихотворение Л.Филатова)

. О, не лети так, жизнь!

Мне сорок с лишним лет

Позволь-ка мне узнать ещё

Об этом мире бренном.

Не мне, так хоть ему немного посочувствуй.

Никто не знает, есть ли мир другой.

Быть может, есть, а, может быть, и нет.

Учитель биологии 

О, не лети так, жизнь!   Мне важен и пустяк.

Вот город – он Чернобыль:  дай мне о нем узнать.

И пусть я никогда Чернобыль не увижу,

Зато я буду знать, что город был такой!

Учитель литературы

 О, не лети так, жизнь!

На миг, но задержись!

Уж лучше ты меня калечь, пытай и мучай.

Пусть будет все: болезнь, суета, несчастный случай.

Я все перенесу,

Но не лети так, жизнь!

МКОУ  «Уттинская СОШ имени В.А.Ширяева»

Интегрированный урок: литература + биология

в 9-11 кл

«И готов я слушать до зари, как молятся о жизни воробьи…»

Эпиграф урока: «Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались»

                   Учитель биологии Манджиева Д.С.

                  Учитель литературы Абильхаирова С.И.    

Пос. Утта. 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)

На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....

Проект интегрированного урока по математике и биологии в 5-6 классах по ФГОС

Предмет: математика и биологияУровень образования: Тема: Экологическое путешествие по Липецкой областиТип урока: закрепление знаний и способов деятельностиФорма проведения урока: урок путешествие.Врем...

Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса по сказке - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок разработан в соавторстве с учителем литературы Воротниковой О. Г. в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"....

Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса "Путешествие в мир поэзии и природы"

Данный урок разработан в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"...

Интегрированный урок по литературе и биологии в 6 классе "Корень как литературнй образ и как важная часть растения в биологии"

Данные материалы, а именно: технологическая карта и раздаточные материалы - дадут представление о возможности проведения интегрированных уроков, в данном случае биологии и литературы. УМК: учебник по ...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».

Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс...