Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса по сказке - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный урок разработан в соавторстве с учителем литературы Воротниковой О. Г. в рамках реализации авторской программы "Человек и природа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы и биологии в 6 классе | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока
Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе
«Формула жизни»
Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина
Анализ педагогической ситуации
Класс, в котором проводился данный урок, один из лучших среди 6 классов. В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на хорошо и отлично. Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.
Анализ темы
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.
Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.
Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В качестве системы обучения используются элементы технологии критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок в виде презентации. Каждый этап урок проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы, используемые учителем |
Вызов (5 минут) | 1-2 слайды Учитель называет тему урока «Формула жизни», зачитывает эпиграф. Актуализация знаний по содержанию повести М.Пришвина «Кладовая солнца» происходит в виде разгадывания кроссворда. 3 слайд 1в. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын? 2 в. Как звали отца детей? 3 г. Инструмент бондаря 3 в. Какой зверь «видит» Настю во время сбора ягод? 4 в. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес? 5 г. Отец Митраши считал, что он «в лесу добрее матери». О чем речь? 6 г. Как называется лес, в который отправляются дети? 7 в. За какими витаминами пошли дети? 8 г. «Лет двести тому назад… (с.45). С каким первым героем из мира природы мы встречаемся здесь? 9 г. С чего начинаются несчастья детей? 10 г. Как звали собаку Антипыча? 11 г. Куда попал Митрапша? 12 г. Как называется спасительная трава на болоте? 13 г. Травка и лисичка охотятся на зверя. Как называется преследование дичи? 14 г. Кто был объектом охоты? 15 г. Кто напомнил Насте о времени и о брате? 16 в. Жанр произведения? | Делают запись в тетрадь Ответ на вопросы кроссворда - бондарь - Павел - ладило - лось - загнетка - компас - бор - клюква - ветер - ссора - Затравка - елань - белоус - гон - русак - змея - сказка-быль | Диалог в виде вопросов и ответов |
Осмысление содержания | 4 слайд Учитель предлагает подобрать ассоциации к слову «Солнце» 5 слайд Ассоциации к слову «Кладовая» 6 слайд По ассоциациям необходимо определить значение словосочетания «Кладовая солнца» и найти основную мысль произведения 7 слайд Найти описание «Солнце над елями» 8 слайд Каково значение леса? Повадки животных? Найти в тексте эти описания. Зачем они даны? Закончить мысль: «Рассвет – это победа…» 9 слайд «Красная ягода». Зачитать описание в тексте 10 слайд «Сросшиеся деревья». Найти описание этих деревьев и определить роль этого описания 11 слайд «Трава белоус» найти описание и пояснить роль этой травы в повествовании 12 слайд Природа Мешает Равнодушна Помогает | Запись в тетрадях: тепло, свет, жизнь, любовь, лето, нежность, заря, природа, мама, пляж, веселье, время, вечность ... Ценность, золото, погреб, секрет, кормилица, хранилище, сундук, память, жизнь человека… Отрывок «Наследство человеку от солнца…» Отрывок на с.46 Отрывки с.45-46 Солнца Описание с. 58 Описание с. 45 Описание с.54 Учащиеся анализируют описания природы и делают выводы | Прием «ассоциации» Комментированное чтение Делают выводы |
Рефлексия | 13 слайд
Формула жизни Что необходимо Жизнь Без чего невозможно | Учащиеся предлагают каждый свою формулу жизни | Написание эссе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"
Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...
Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса "Путешествие в мир поэзии и природы"
Данный урок разработан в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"...
Интегрированный урок по литературе и биологии "Русские поэты о мире птиц" для 7 классов
Изображение птиц руссками поэтами...
Интегрированный урок по литературе и биологии в 9-11 классах «И готов я слушать до зари, как молятся о жизни воробьи… »
Расширение знаний о самой техногенной катастрофе 20 века-аварии на Чернобыльской АЭС в ракурсе экологии, биологии и литературы...
Интегрированный урок по литературе и биологии в 6 классе "Корень как литературнй образ и как важная часть растения в биологии"
Данные материалы, а именно: технологическая карта и раздаточные материалы - дадут представление о возможности проведения интегрированных уроков, в данном случае биологии и литературы. УМК: учебник по ...
Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
Открытый урок разработан по ФГОС...
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...