Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса "Путешествие в мир поэзии и природы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный урок разработан в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka_puteshestvie_v_mir_prirody_i_v_mir_poezii.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока
Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе
«Путешествие в мир природы и мир поэзии»
Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина
Анализ педагогической ситуации
Класс, в котором проводился данный урок, один из лучших среди 6 классов. В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на хорошо и отлично. Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.
Анализ темы
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. Мы объединили изучение русской поэзии XIX века и изучение сезонных явлений в жизни растений. Для анализа были выбраны следующие поэтические произведения: Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», А.Н. Майков «Пейзаж», Ф.И. Тютчев «Листья», И.С. Никитин «Встреча зимы». Такое сочетание позволяет познакомить учащихся с изображением природы в русской поэзии, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, наполняет уроки, посвященные изучению сезонных изменений в жизни растений, новым содержанием.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.
Обучающие цели: научить анализировать стихотворное произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.
Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В качестве системы обучения используются элементы технологии развивающего обучения. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы. Ребята получают опережающие домашние задания по анализу стихов, как по литературе, так и по биологии, предлагается изучение стихов наизусть и их выразительное прочтение. Индивидуальная работа и работа в группах предоставляет возможность всем без исключения учащимся раскрыть себя, свободно творчески развиваться.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы, используемые учителем |
Вызов (5-10 мин) | На доске несколько высказываний. «Причина нашей любви к природе – в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди». Японский писатель Акутагава Рюноке «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы,- это воспоминание о том времени, когда мы были животными, растениями, землей. Точнее: это сознание единства со всем сущим, скрываемое от нас временем». Из дневниковых записей Л.Н. Толстого «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» Ф.М. Достоевский «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло! Пустыня – осталась» Фредерико Гарсия Лорка «Счастье – это быть с природой, видеть ее говорить с ней» Л.Н. Толстой «Мне в несчастье мерещится книга о земле и ее красоте» Б. Пастернак Вступительное слово учителя биологии, в котором определяется цель урока – изучение сезонных явлений в жизни растений. Вступительное слово учителя литературы о влиянии природы на различные виды искусства (живопись, музыка, литература). | Внимательно прочитывают высказывания, написанные на доске | |
Осмысление содержания | Ребята заранее разделены на 4 группы. В каждой группе выбран капитан, распределяющий задания и, в конце урока, выставляющий оценку за работу каждому из членов группы. Первая группа. А.Н. Майков «Пейзаж» Задания:
Вторая группа. Ф.И. Тютчев «Листья» Задания:
Третья группа. И.С. Никитин «Встреча зимы» Вопросы:
Четвертая группа Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» Вопросы:
| Каждый ученик заранее получил задание Чтение наизусть Ребята отвечают на поставленные вопросы, обязательно используют при этом строчки из стихотворения. | Опережающее задание Анализируют стихотворение, делают выводы, доказывают свою точку зрения. Проводится работа с текстами стихотворений, с произведениями живописи. Ребята из других групп задают уточняющие вопросы, исправляют ошибки, вносят дополнения |
Рефлексия | Учитель биологии подводит итоги, говоря о том, что природу можно изучать и по стихам талантливых поэтов. Учитель литературы возвращает ребят к высказываниям выдающихся людей о природе и предлагает каждой группе выбрать наиболее подходящий, на их взгляд, эпиграф к уроку и объяснить свой выбор. | С учетом проделанной работы на стадии осмысления, ребята выбирают эпиграф к уроку. | В качестве подведения итога ребята дома находят стихи поэтов XIX века, где описано определенное время года, и анализируют его по предложенному плану |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Интегрированный урок по литературе-МХК "Черты импрессионизма в поэзии А.Фета", 11 класс
В рамках осмысления темы "Импрессионизм в искусстве" после тем "Импрессионизм в живописи" и "Импресионизм в музыке" целесообразно провести урок по теме "Импрессионизм в литературе"....
Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса по сказке - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Данный урок разработан в соавторстве с учителем литературы Воротниковой О. Г. в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"....
Интегрированный урок по литературе и биологии "Русские поэты о мире птиц" для 7 классов
Изображение птиц руссками поэтами...
Интегрированный урок по литературе и биологии в 9-11 классах «И готов я слушать до зари, как молятся о жизни воробьи… »
Расширение знаний о самой техногенной катастрофе 20 века-аварии на Чернобыльской АЭС в ракурсе экологии, биологии и литературы...
Интегрированный урок по литературе и биологии в 6 классе "Корень как литературнй образ и как важная часть растения в биологии"
Данные материалы, а именно: технологическая карта и раздаточные материалы - дадут представление о возможности проведения интегрированных уроков, в данном случае биологии и литературы. УМК: учебник по ...
Урок литературы в 6 классе "А. А. Блок. Поэзия родной природы"
На уроке дети познакомятся с творчеством А. А. Блока, повторят средства художественной выразительности, будут читать стихотворения....