Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Е.И. Носова «Тридцать зерен».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_5_klass.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по ФГОС по рассказу Е.И. Носова "Тридцать зерен"

 учителя МБОУ "Калининской школы Первомайского района Республики Крым"  

Гайдаржи Татьяны Федоровны

 

Общая часть

Предмет

Литература

5  класс

Тема «Е.И.Носов «Тридцать зерен». Роль книги в жизни человека»

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные (УУД)        Личностные

Умение анализировать прозаический текст, выявлять тему, идею произведения.

Умение понимать авторскую позицию в рассказе; умение давать характеристику героям, оценку их поступкам.  

Регулятивные: умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания и использованных языковых средств; говорение:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Познавательные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

    Восхищение гражданской позицией Е.И.Носова,  понимание важности книг в жизни человека. Расширение читательского кругозора обучающихся.

      Воспитание любви к природе на примере произведения Е.И.Носова «Тридцать зерен».

Решаемые учебные задачи

1. Развить умение анализировать художественный текст; развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему.

2. Обогащать словарный запас учащихся; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие коммуникативных УУД.

3. Воспитание интереса и уважения к родной литературе; воспитание ценностного отношения к слову, художественному тексту.

4. Развитие умения групповой и парной работы; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Вид используемых  на уроке средств наглядности и ИКТ

компьютер, проектор, текст рассказа, иллюстрации к произведению .

Методическое назначение  средств наглядности и ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

Презентация «Е.Носов. Жизнь и творчество»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Актуализация, мотивация, формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1. — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? Сформулируйте тему нашего урока

2. -   Какие основные задачи урока стоят перед нами?

3.Предлагаются две цитаты, позволяющие определить основную проблему урока.

Ч.Айтматов писал: «Я всегда с трепетом брал в руки книгу как нечто действительно святое. Увы, позднее пришлось узнать, что могут быть и плохие книги, равнодушные, написанные без искорки святости… Я и по сей день мечтаю, чтобы не было плохих книг».
К. Ушинский утверждал: «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать – вот в чем главное дело».

Проблема урока:

- Какие книги нужно читать,  о чем должны быть  эти книги?
-  В чем ценность рассказа Е.И.Носова «Тридцать зерен»?

 4.— Какие чувства у вас вызвал рассказ?

— Случалось ли вам  выставить на подоконник своего окна корм для птиц зимой?

 5.—   Кто главные герои рассказа?   Каким вы  представляете писателя?

Методы обучения

Кейс- метод

Форма организации деятельности учащихся.

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, написание творческих работ

Основные виды деятельности учителя Роль учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

1.Составление презентации, знакомство с личностью Е.И.Носова

  - Почему именно такой памятник поставили Е.Носову с призывом «Покормите птиц»?

2. Эмоциональное погружение в художественный мир произведения.  Художественное чтение учителем начала рассказа

3. Монолог от лица синички. Художественное чтение своего сочинения, выступление ученицы ( опережающее задание)

 2. Аналитическая беседа

- А каким вы представляете человека, рассказчика этого произведения? Расскажите о нем.

-  Как вы думаете, сразу ли возникло доверие синички к человеку? Докажите текстом (зачитываются соответствующие слова)  

 - Выскажите свои предположения: с кем ведет диалог писатель, ведь синичка не разговаривает? Дети излагают свои предположения; в ходе дискуссии выдвигаются версии: писатель ведет диалог со своей совестью, со своей душой.  

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата

 1.Знакомство с личностью писателя.

2.Монолог от лица синички

2.Аналитическая работа с текстом.

Методы обучения

Кейс-метод, индивидуальная , фронтальная работа, аналитическая беседа, выступление перед аудиторией

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск необходимой информации. Составление текста сочинения-монолога.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Подготовка презентации с цитатным и иллюстративным материалом. Форма оценивания сочинения и его художественного чтения – аплодисменты класса.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

  Задание 1-ой группе.
-  Как писатель объясняет синичке, что такое книга (зачитать цитату). Сделать вывод о роли и значении книги в жизни человека.
Задание 2-ой группе.
Выразительно прочитать фрагмент рассказа, прокомментировать его. Ответить на вопросы:     -  Почему слово «Человек» у Е.И. Носова с большой буквы?

 - В чем автор видит свой долг писателя?
Задание 3-ой группе.
      - Почему рассказ называется «Тринадцать зерен»?

Тринадцать зерен для синички – это … (продолжите );
Тринадцать зерен для человека - это ... (продолжите ).
Прочитайте последний абзац рассказа.
- О чем будет следующая его книга писателя?

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Составление  группой рассуждения на заданную тему, представление результатов работы в группе.

2. Дополнения ответов спикеров

Методы обучения

Кейс- метод, выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

1.Работа в группах.

2.Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов. Творческая работа. Проба пера. Стихи по  теме урока.

Длительность этапа

7 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

1.Выступления учащихся, чтение собственных стихотворений по заданной теме.

2. Работа в парах. Из слов в конверте составить выражение, соответствующее теме урока.

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам.

Способ контроля

Сбор работ учащихся в конце урока.

Способ коррекции

Коррекция творческих работ до их прочтения перед выступлением в классе.  

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение творческих работ обучающихся.

Роль учителя

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к работам обучающихся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Домашнее задание

Задание на выбор:

1. Прочитать один из предложенных рассказов Е.И.Носова.

 2. Составить сенкан  или приготовить рисунок к прочитанному рассказу.

Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока, используя сигнальные карточки    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Белый гусь"

Данная презентация содержит материал доя проведения урока внеклассного чтения по рассказу Е.Носова "Белый гусь"...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...