1.Приветствие. 1 слайд - Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный весенний день! В знак моей признательности примите эти цветы. Вы вправе закрасить их в любой цвет по вашему настроению. Они выражают мои сегодняшние чувства. (гортензия – спасибо за понимание) 2.Диалог с учениками по предложенным высказываниям. - Давайте поразмышляем! - Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? (2-3 слайд) - Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей? (4 слайд) - Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей? (4 слайд) |
проанализировать предложенные высказывания, высказать свою точку зрения | Личностные: нравственно-этического оценивания; Самоопределение Познавательные: построение логической цепи рассуждений; высказывание мнений и их обоснование Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; понимание возможности различных позиций и точек зрения; умение аргументировать, убеждать и уступать; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учет разных мнений и умение обосновать собственное |
Сообщение темы урока. - Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их. А поможет нам в этом рассказ Е.И.Носова «Живое пламя» Откройте тетради, запишите число и тему урока. Тема памяти в рассказе Носова Е.И. "Живое пламя" (5 слайд) Давайте определим цели урока. (6 слайд) Цели: 1. Проанализировать произведение, выполнив задания по читательской грамотности. 2. Ответить на вопросы «Зачем Е.И. Носов написал данное произведение?Чему учит рассказ? Какую проблему поднимает писатель на страницах своего произведения? Что волнует его? Что хочет сказать нам Е. И. Носов? Почему так рассказ назван?
Раздать задания Ильсуру. |
записать тему урока в тетради;
определить задачи урока | Личностные: самоопределение Познавательные:формулирование познавательной цели Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | А Ильсур сегодня поработает редактором нашего журнала, посвященного рассказу Е.И.Носова «Живое пламя» Его задача – к концу урока выпустить журнал под названием «Память, опаленная войной».
|
1.Диалог с учениками о главных героях произведения Е.И.Носова "Живое пламя" - Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Выполним задание №3. Работаем с деформированным текстом. (индивидуальная работа), Виль найдет предложения, которые характерны для тети Оли.) Проверим по таблице (10 слайд); - Что нам известно о рассказчике?/ Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны. Много работает: тетя Оля опять застала его за бумагами. По ее словам, он озорник: «тайком сыпанул щепотку маков на самую середину клумбы». / - Расскажите об Ольге Петровне./ Тетя Оля одинока, ее сын погиб во время войны. Она не жалуется на свою судьбу, не плачет. Но часто его вспоминает, скорбь иногда выражается в ее словах, мимике, жестах, осанке. / -Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаенной печали, переполнявшей ее сердце./Она живет в тихом стареньком домике. Сочувственно глядит на квартиранта, наверное, вспоминает сына. Говоря о коротком цветении маков, вдруг как-то сгорбилась, это напомнило ей о короткой жизни ее Алексея. / -Что мы узнали о сыне тёти Оли?/Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…/ - Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Давайте подумаем. Какой человек способен на такой поступок? /На такой поступок способен человек смелый, решительный, любящий свою родину.
Вывод: Таким образом, мы раскрыли образы, созданные автором в рассказе «Живое пламя»
| определить главных героев рассказа Е.И.Носова "Живое пламя"; дать характеристику рассказчику и тёте Оле. | Личностные: нравственно-этического оценивания - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Познавательные: поиск и выделение информации;построение логической цепи рассуждений;установление причинно-следственных связей;овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; понимание возможности различных позиций и точек зрения; умение аргументировать, убеждать и уступать Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
|
1.Диалог с учениками. - А как вы считаете, почему тетя Оля занимается разведением цветов? (чтобы унять душевную боль). - Почему тетя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел) - Рассказчик «сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела». - Прочитайте выразительно описание клумбы. (стр.184) 11-12 слайды
2.Проверка домашнего задания. - Дома вы нарисовали клумбы с цветами. Покажите свои рисунки и расскажите о них. Релаксация Прослушивание песни Юрия Антонова «Красные маки» ((13 слайд)
3.Работа в парах. Заполнение таблицы. - Каким цветам автор уделяет особое внимание? / Макам / -Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Для этого вспомните определения изобразительно-выразительных средств языка. Выполните задание 4.1. В парах. Метафора - один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений, употребление слова в переносном значении. Сравнение - вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Эпитет - образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным. - Сравните свои таблицы с ответом. (14 слайд). Прочитайте. - Мы вспомнили изобразительно-выразительные средства. А теперь ответим на вопрос, какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Выполните задание 4.2. В парах.
СРАВНЕНИЯ: маки - зажженные факелы с живыми, весело пламенеющими языками пламени ЭПИТЕТЫ: полупрозрачные алые лепестки, трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью, буйно пламенели, весело пламенеющими МЕТАФОРЫ: языки пламени, наливались багрянцем, стоит прикоснуться – опалят, слепили яркостью, маки пламенели, маки погасли. ГИБЕРБОЛЫ: Пламенели, осыпались, погасли. (15 слайд). Прочитайте. Выводы: Маки прекрасны, но красота их недолгая. /Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. / (16 слайд); 4.Беседа с учащимися. - Когда тетя Оля вспоминает погибшего сына, она горбится, тяжесть утраты сына не дает ей покоя. Мы узнали о судьбе сына тети Оли из одного только предложения. (стр.185) (Виль читает) /Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…/(17 слайд) - И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1945гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики», посмотрите отрывок из него (видеофрагмент-гибель Сергея – 17 слайд) время: 1ч.19 мин.- 1ч.20 мин. - Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок? - Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали? - Каким же должен быть человек, способный на такой поступок? - Выразительно прочитайте конец рассказа. (18 слайд) - Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки? / Тетя Оля посадила маки в память о своем сыне. Они будут отцветать быстро, но расцветут другие, а потом еще и еще… И память о нем будет жить. / Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?/Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. /(19 слайд) Какова же главная мысль рассказа Носова?/Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. / (20 слайд) Почему рассказ так назван? / Память о войне, обо всех, кто погиб, защищая Родину, должна жить всегда. Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе. И память о подвиге нашего народа священна. /(21 слайд) Вывод: Таким образом, тема рассказа, тема войны актуальна в литературе, потому что люди должны помнить то страшное прошлое, чтобы вновь этого не повторять. | найти и выразительно прочитать описание клумбы,
Рассказывают о своих рисунках
работа в парах: вспомнить определения изобразительных средств языка и из прочитанного отрывка, выписать в таблицу примеры;
познакомиться с новым средством художественной выразительности - градацией, записать определение в словарик;
посмотреть отрывок из фильма Леонида Быкова "В бой идут одни старики",
ответить на вопросы, определить, чему учит рассказ, какова главная мысль, почему рассказ так назван | Познавательные: поиск и выделение информации; построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей; формулирование познавательной цели Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; согласование усилий по достижению общей цели; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учет разных мнений и умение обосновать собственное Регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий) |
|
Тест «Е.И.Носов «Живое пламя». Проверить работу Ильсура. Проверка по ключу: ((22 слайд)
1. – а 2. – а 3. – в 4. – б 5. – в 6. – в 7. – а
ОСМЫСЛЯТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ ТЕКСТА
Тест по литературе для 7 класса « Е.Н.Носов «Живое пламя» - В основе сюжета произведения
а) жизненная ситуация б) фантастика в) сочетание фантастики и реальности - По жанру «Живое пламя» - это
а) рассказ б) новелла в) повесть - Главная мысль рассказа
а) любовь к цветам б) взаимоотношения людей в) вечная память павшим в Великой Отечественной война - Маки на клумбе были похожи
а) на пламя костра б) на зажженые факелы в) на красные фонари - Сын тети Оли
а) жил на другом конце города б) жил в другом городе в) погиб на войне - Что имела в виду тетя Оля, когда говорила «Да, сгорел...Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»
а) красоту мака б) короткую жизнь цветка в) свадьбу сына - Как можно объяснить название рассказа?
а) в нем скрыта мысль о живом огне в честь тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны б) в нем идет речь о реальном пламени в) название связано с красотой цветения маков
|
Выполняют тест
определяют со всеми ли задачами урока справились | Личностные: нравственно-этического оценивания - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей; формулирование познавательной цели Коммуникативные: понимание возможности различных позиций и точек зрения; уважение к иной точке зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
|
Диалог с учениками. Давайте вернёмся к нашим утверждениям, о которых мы говорили в начале урока. - Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? (24 слайд) - Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей? (25 слайд) - Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей? (25 слайд) Убедились мы в правильности данных утверждений?
Предлагаю вам составить синквейн на тему память. Заполните, пожалуйста, эту карточку. (26 слайд) (27 слайд- образец) Кто? Что? | 1 существительное | Память | Какой? | 2 прилагательных | Священная Вечная | Что делает? | 3 глагола | Согревает, питает, возвышает | Что автор думает о теме? | Фраза из 4 слов | Дарует людям веру и силы | Кто? Что? Новое звучание темы | 1 существительное | Вечность |
Вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока. Решили мы их? (28 слайд) Заключительное слово: (29 слайд) - Урок окончен. Спасибо всем! | проанализировать свою работу на уроке
Составляют синквейн;
| Личностные: смыслообразования - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Познавательные:формулирование познавательной цели Коммуникативные: понимание относительности оценок Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
|