Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности (литература)
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Красильникова Оксана Вагифовна

Программа разработана для общеобразовательных школ в соответствии с ФГОС для внеурочной деятельности по литературе в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка.

Программа курса по внеурочной деятельности «Лексическое богатство русского языка» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).

3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов основного общего образования

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.

6. Т.Н.Трунцева. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5 – 6 классы.  

  Программа разработана  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

Цели программы:

 создание   деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению материала по литературе; формирование мотивации к исследовательской деятельности; формирование навыков   анализа   результатов   исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к литературе как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над произведением литературы;
  • развитие мотивации к изучению литературы;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

  Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «Литературная Гостиная»

   Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

 Курс  «Литературная гостиная» для учащихся 6 класса  направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Известно, что учащиеся 6-х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на таких занятиях  учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

        Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. Детям интересно узнавать что-то новое, используя свои способности. Их привлекает все современное. Литература в данном случае не является исключением. В нашем современном мире очень много разных писателей и поэтов, творчество которых будет интересно  подросткам. Именно поэтому необходимо изучать творчество популярных среди детей авторов различных произведений.

Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

  Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

 • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

 • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

 • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

 • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

 • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

 Задачи курса:

 • познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

 • учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

 • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

 • прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

 Предполагаемые результаты реализации программы.

Формы организации учебного процесса:

-Урок- беседа,
-урок - игра,
-урок- исследование,
-урок-практикум,
-создание проекта
 

Виды проектов: 

- Создание презентации,
- творческой папки,
-оформление справочника по творчеству писателя

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные и метапредметные результаты освоение программы «Литературная гостиная»

Личностными результатами являются следующие умения:

 • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

 Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

 • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 • проговаривать последовательность действий на уроке;

 • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

 • учиться работать по предложенному учителем плану

 Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

 Познавательные УУД:

 • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

 • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Коммуникативные УУД:

 • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 • слушать и понимать речь других;

 • выразительно читать и пересказывать текст;

 • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

 Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

 • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

 • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

 • подробно пересказывать текст;

 • составлять устный рассказ по картинке;

 • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 • анализировать художественное произведение;

 • сравнивать произведения разных жанров и авторов;

      • давать характеристику героев.

Формы и методы, приёмы, технологии обучения:     

Основными технологиями данного курса являются технология- применение ИКТ.  Используются и  уроки-открытия, уроки-исследования, при этом применяются проектный метод, исследовательский метод.

Данный курс рассчитан на 34 часа (1 занятие  в неделю).

4. Учебно-тематический план 5 класс (основное содержание)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

 

1.

Современные писатели детям

34

Итого:

34

Содержание программы «Литературная гостиная»

            РАЗДЕЛ «Современные писатели детям»

1.
Сказки Н.Абрамцевой
2. Александрова Т. И. «Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки»
, «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу»

3. Алексин А. Г. «Мой брат играет на кларнете», «В стране вечных каникул», «Юлька».

4. Успенский  Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки». 

5. Булычев Кир «Путешествие Алисы» , «Сто лет тому вперед», «День  рождения Алисы», «Миллион приключений» , «Заповедник сказок» , «Лиловый шар» (по выбору)
6. Владислав Крапивин.
 «Брат, которому семь», «Звезды под дождем»,  «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору)
7.
Ю. Я. Яковлев. «Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками» (по выбору)

8. В. К. Железников. «Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору).
9. А.А. Лиханов. «Последние холода»
10. Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). «Где-то в тылу».
11. Андрей Платонович Платонов.«Любовь к родине, или Путешествие воробья».
12. Василий Белов. «Рассказы о всякой живности».
13. Леонид Андреев.  «Ангелочек».
14. Г.Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо».
15. П.Краснов. «Шатохи».

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:

     безоценочная система.

     6. Перечень ресурсного обеспечения:

Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
  2. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
  5. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
  7. О.А.Андреев, Л.Н.Хромов «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение,1991.
  8. Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.:Педагогика, 1991.
  9. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

Интернет-ресурсы

  1. http://www.school-litra.ru/ 
  2. Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
  3. http://pushkin.niv.ru/ 
  4. http://www.hobbitaniya.ru/ 
  5. http://skazka.ucoz.ru/ 

 

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Тип урока

Знать

Уметь

Характеристика основных видов деятельности ученика (УУД)

Современные писатели детям

1.

Вводный урок.      Знакомство с содержанием факультативного курса. Искусство быть читателем. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения.

1

комбинированный

Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека

Уметь владеть навыками литературного чтения, использовать приобретённые знания для создания творческих работ

Различать особенности художественной и учебной книги.

Понимать роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

2-3

Абрамцева  Наталья Корнельевна. Оформление творческой папки по жизни и творчеству. Сказки Н.Абрамцевой

2

комбинированный

Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки

Уметь отличать виды сказок,  строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Различать особенности жанра сказки; виды сказок.

Понимать  значение сказок в жизни народа.

 Выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам

4-5

Александрова Татьяна Ивановна. Оформление справочника.

«Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу»

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание повести.

Уметь   строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Понимать нравственную проблематику произведения.

Выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании

5-6

Алексин Анатолий Георгиевич. Создание презентации.

«Мой брат играет на кларнете»,), «В стране вечных каникул», «Юлька».
 Воспитание чувства ответственности по отношению к окружающим, содействие утверждению общечеловеческих ценностей

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ детства, фантастический мир детской души.

7-8

Успенский  Эдуард Николаевич. Работа с оформлением справочника.

«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки».Викторина.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание повести.

уметь работать в группе; аналитически читать и отвечать на поставленные вопросы.

Понимать нравственную проблематику произведения.

Выразительно пересказывать фрагменты ; соотносить реальное и фантастическое в повествовании

9-10

Булычев Кир. Знакомство с писателем. Оформление презентации по творчеству.

«Путешествие Алисы» , «Сто лет тому вперед», «День  рождения Алисы», «Миллион приключений» , «Заповедник сказок» , «Лиловый шар»

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание повести.

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов

Понимать роль автора-рассказчика в повести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

11-12

Владислав Крапивин. Знакомство с писателем.

 «Брат, которому семь», «Звезды под дождем»,  «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору). Дружба сверстников.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя


понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ детства, фантастический мир детской души.

13-14

Ю. Я. Яковлев. Создание творческой папки.

Слово о писателе.  

«Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками» Взаимоотношения подростков. Нравственный выбор героя. Богатая душа  подростка.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ детства, фантастический мир детской души..

15-16

В. К. Железников. Создание презентации.

Слово о писателе.  

«Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору). Мир детства, сложные взаимоотношения подростков.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание повести.

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, определять особенности композиции произведения

Понимать роль автора-рассказчика в повести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

17-18

А.А. Лиханов. Слово о писателе.  

«Последние холода» Судьба детей военных лет. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказе.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание повести.

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, определять особенности композиции произведения

Понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.

Характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов

19-20

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Оформление справочника по творчеству писателя. «Где-то в тылу».  Способность понимать себя и окружающий мир, любить жизнь.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов

Понимать роль фантастики и юмора  повести. Пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки

21-23

Андрей Платонович Платонов Климентов».  Создание презентации.

«Любовь к родине, или Путешествие воробья». Воспитание чувства патриотизма, уважения к старости.

3

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

Уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений

Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям.

24-25

Василий Белов. Работа с оформлением справочника.

«Рассказы о всякой живности». Доброе и внимательное отношение к природе, животному миру.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы

Понимать роль природы в жизни человека.

Выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

26-27

Леонид Андреев.  Создание презентации по жизни и творчеству писателя. «Ангелочек». Душевные переживания героя.

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе

понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ мальчика, фантастический мир детской души.

28-29

Г.Троепольский. Создание презентации

«Белый Бим Чёрное ухо».Воспитание любви к природе, к «братьям нашим меньшим»

2

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между людьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, определять особенности композиции произведения

Понимать роль автора-рассказчика в повести.

Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

30-32

П.Краснов. Жизнь писателя. Знакомство с творчеством.

«Шатохи». Духовное начало повседневного человеческого начала.

Оформление фотовыставки «Мой верный друг»

3

комбинированный

Знать сюжет и содержание рассказа.

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, определять особенности композиции произведения

Понимать роль природы в жизни человека.

Выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

33-34

Защита творческих проектов.

Юрий Петрович Казаков.

Феликс Давыдович Кривин.

Мошковская Эмма.

Драгунский  Виктор Юзефович.

Радий  Погодин.

2

комбинированный

Знать тему своего проекта

Уметь делать аналитический пересказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме проекта; уметь аргументированно защитить свой проект.

Понимать позицию автора и его отношение к героям, нравственную проблематику произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный Английский"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательный Английский"...

Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности ДПИ "Фантазия"

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения.     (1 час в неделю)№                Тема заня...

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности "Английский - первоклашкам"

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности "Английский - первоклашкам"...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....

Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс.

Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс....

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

календарно тематический план курса по внеурочной деятельности

Распределение основных тем (КТП), внеурочной деятельности которые следует изучить,   чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по математике...