Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности
Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.
Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_2_uroka_literatury_v_5_klasse_po_skazke_k.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №2
Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности
Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.
Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.
Ход урока.
1) Оргмомент.
2) Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?
- Кто приютил и вылечил коня ?
- Что это был за человек? Опишите его. Зачитайте описание автора.
- Зачем Панкрат разрешал коню ходить по деревне побираться?
-Почему Фильке дали такое странное прозвище «Ну тебя»?
- Какое время года было на дворе тогда, когда конь постучался в калитку к Филькиной бабушке?
- Что делал Филька в это время?
- Как Филька встретил раненого коня?
-Что произошло после того, как Филька закинул хлеб в снег? (Выразительное чтение)
- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?
- Как бабка объяснила причину такой природной катастрофы? Что произошло сто лет назад?
- Как вы думаете, понял ли Филька свою вину перед конём и перед всей деревней по окончании бабкиного рассказа?
- Сколько времени Панкрат дал Фильке на придумывание способа спасения деревни от мороза?
- Что делала тем временем сорока?
- Опишите её путешествие . (Ученик читает со слов «Потом она боком, озираясь, поскакала..» до «…куда ж это в такую страшную ночь подалась сорокая?»).
- Что придумал Филька для спасения деревни?
- Как «отреагировала» погода на дружную работу мальчишек и стариков, скалывающих лёд? Понаблюдайте, как создается впечатление тепла в эпизоде спасения мельницы.
Здесь часто повторяется определение "теплый" и его синонимы: "теплый ветер", "становилось все теплее", "горячая мука", "жаркий печной огонь", "теплый хлеб".
- Сравните, какие определения преобладали в эпизоде "Жестокий поступок Фильки"?
"Пронзительный ветер", "мерзлая солома", "снежная пыль", "колючий, лютый мороз" - определения, передающие холод, наступивший в деревне.
Как видим, тепло является в сказке синонимом добра, а мороз, стужа - синонимом зла. -Сделайте вывод, что помогло людям преодолеть лютый холод, спастись от неминуемой смерти?
Совместный труд, взаимопомощь, тепло, доброта человеческих сердец помогли преодолеть беду, победить мороз.
- Как произошло примирение Фильки с конём? Опишите эту сцену (ученик зачитывает со слов « Панкрат отворил ворота сарая…» до «… и закрыл глаза от сытости и удовольствия»).
- Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Тёплом хлебе»? ( Говорящая сорока, некоторые описания природы – возникновения метели).
- Какие герои реалистичны? (Филька, его бабка и т.д.).
- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале?
- Как вы понимаете название сказки «Тёплый хлеб?» Здесь «тёплый» значит не только «нехолодный» («Тёплый»- значит данный доброй рукой, от души).
- Что общего у сказки К.Г.Паустовского с русскими народными сказками?
3) Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что особенно сегодня понравилось на уроке?
4) Домашнее задание. Мини-сочинение на тему: «Как я отношусь к Фильке?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)
Цели урока:· познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...