Тематическое планирование по литературе (7 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Тематическое планирование по литературе для учащихся 7 класса по УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Г.С. Меркин. –
М.: «Русское слово»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevkuta_taganrog_ktp_-_7_literatura.docx | 68.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МОБУ лицея №7 г.Таганрога
Шевкута Галина Ивановна
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
Всего – 68 часов. В неделю – 2 часа.
УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Г.С. Меркин. –
М.: «Русское слово», 2009 года.
Номер и тема урока | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формируемые умения и навыки | Виды контроля | Домашнее задание | |
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР | ||||||
Устное народное творчество. Древнерусская литература – 6 часов. | ||||||
Урок 1 Введение. Литературные роды. Жанры литературы. Личность автора. | Аналитическая беседа. Творческая работа со вступительными статьями учебника. | Знать: - литературные роды. Уметь: - работать с учебником; - рассуждать на тему, что значит талантливый читатель. | Выборочная проверка творческой работы; оценка устной работы на уроке. | Учебник с. 3 – 4. | ||
Урок 2. Из устного народного творчества. Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Отражение в былине народных представлений о нравственности. | Чтение и анализ былины. Составление сопоставительной таблицы. Работа с терминами. Пересказ эпизодов текста. | Знать: - жанровые особенности былины; - идею былины «Святогор и Микула Селянинович». Уметь: - выделять главное в прослушанном тексте; - проводить исследование текста. | Выборочная проверка таблиц; оценка пересказа; оценка устной работы. | Учебник с. 6 – 8, составить тезисный план,с. 9 – 15. | ||
Урок 3. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, поэтическая речь былины. Конфликт в былине. | Лексическая работа. Чтение и анализ текста. Исследовательская работа в группах. | Знать: - о художественной идее былин об Илье Муромце; - своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине. Уметь: - составлять художественный пересказ текста; - определять средства художественной выразительности. | Оценка устной работы на уроке; рецензия и оценка групповой исследовательской работы на уроке. | Самостоятельное чтение баллады А. Толстого «Илья Муромец». | ||
Урок 4. Русские народные песни. Лирическое и эпическое начало, своеобразие поэтического языка. Судьба народа в народной песне. | Работа с учебником. Работа со словом. Лекция учителя с использованием ИКТ | Знать: - песенные жанры в фольклоре; - жанр лироэпической песни. Уметь: - проводить анализ текстов народных песен. | Рецензия и оценка групповой исследовательской работы на уроке. | Учебник с.29-37; задание 2 – 3 письменно. | ||
Урок 5. Из древнерусской литературы. Отрывок из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…».) Мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера автора в судьбу. | Представление творческого проекта. Чтение и сравнительный анализ «И вспомнил Олег коня своего» (из «Повести временных лет»), «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина и «Песня о Вещем Олеге» В. Высоцкого. | Знать: - эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Уметь: - проводить исследование текста; - выделять в сообщении учителя и учащихся главное. | Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. | Учебник с. 38- 40, с.137-141. | ||
Урок 6. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер и религиозность древнерусской литературы. | Представление творческого проекта. Чтение и анализ текста. Лексическая работа. Исследовательская работа с текстом. | Знать: - о художественной идее повести, заключающейся в призыве к любви и милосердию. Уметь: - проводить исследование текста; - выделять главное в прослушанном сообщении. | Оценка устной работы на уроке; рецензия и оценка исследовательской работы на уроке; рецензия и оценка творческих проектов. | Учебник с. 41-49, творческая работа. | ||
Литература XVIII века.Творчество М. В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина – 9 часов | ||||||
Урок 7. Жизнь и судьбаМ.В. Ломоносова. Классицизм. Теория о трех штилях. | Лекция учителя с использованием ИКТ. Работа с учебником. Составление таблицы. Работа со словом. | Знать: - о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова; - об основных жанрах поэтического творчества М. В. Ломоносова; - о подвижнической деятельности Ломоносова для российской науки; Уметь: - составлять тезисный план прочитанного текста; - выделять главное в прослушанном сообщении; - владеть диалогической речью в процессе беседы. | Рецензия и оценка творческих проектов; выборочная проверка плана лекции; оценка устной работы на уроке. | Учебник с. 50-54, с. 55-57, с.5 9-62. | ||
Урок 8. М.В. Ломоносов – реформатор русского стихосложения. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на …престол… императрицы ЕлисаветыПетровны»). Особенность поэтического языка оды. | Чтение и анализ поэтического текста. | Оценка устной работы на уроке. | Отрывок наизусть | |||
Урок 9. М. В. Ломоносов «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Проблематика, особенности поэтического языка. | Аналитическая беседа с использованием ИКТ. Чтение и анализ текста. | Оценка устной работы на уроке. | Учебник с.63-64, творческий проект | |||
ВТОРОЙ СЕМЕСТР | ||||||
Урок 10 Г.Р. Державин– поэт и гражданин. | Составление вопросов к статье учебника. Исследовательская работа в группах. | Знать: - особенности творческой биографии Державина; - жанровые особенности оды. Уметь: - анализировать своеобразие поэтики Г.Р. Державина. | Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. | Учебник с. 66-67, составить тест. | ||
Урок 11. Своеобразие стихотворений Державина в сравнении с Ломоносовым. Ода «Властителям и судиям»: тема ипроблема стихотворения | Комментированное чтение стихотворений. Сопоставительный анализ. Лексическая работа. | Знать: - о роли преобразований М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина в поэзии 18 века; - об особенностях одического жанра в лирике Г.Р. Державина. Уметь: - самостоятельно делать выводы; - выявлять авторскую позицию; - сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Оценка устной работы на уроке. | Учебник с. 69 – 74, наизусть,творческие проекты. | ||
Урок 12 «Сатиры смелый властелин» - Денис Иванович Фонвизин. История создания комедии«Недоросль». | Лекция учителя с использованием ИКТ. Представление творческих проектов. | Знать: - исторические условия появления комедии «Недоросль»; - понятия: идеалы и антиидеалы; - основные термины: юмор, сатира, сарказм. Уметь: - определять позицию автора. | Рецензия и оценка индивидуальных сообщений учащихся; выборочная проверка записи тезисов лекции учителя. | Учебник с.75 – 76, прочитать первое действие комедии. | ||
Урок 13. Основной конфликт и проблематика пьесы«Недоросль» | Работа по тексту с комментированным чтением. Письменная работа по вопросам. Словарная работа. | Знать: - социально-нравственные уроки комедии. Уметь: - самостоятельно делать выводы; - выявлять авторскую позицию; - сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Оценка устной работы на уроке; выборочная проверка письменной работы. | Составить словарь крылатых слов и выражений комедии «Недоросль». Творческий проект«Русская комедия 18 века». | ||
Урок 14. Герои комедии (портрет, характер, поступки, мысли, язык). | Работа по тексту с комментированным чтением. Работа с таблицей. | Уметь: - передавать характер героя через инсценированное чтение; - анализировать, обобщать, комментировать текст; - находить «говорящие фамилии» в тексте комедии. | Оценка устной работы на уроке; выборочная проверка таблицы. | Цитатный план по теме «Митрофанушка и Простакова» (задание 6) | ||
Урок 15. Традиции классицизма и новаторство автора в комедии «Недоросль» | Исследовательская работа в группах. | Знать: - о традициях западноевропейского классицизма в русской литературе; - основные понятия: классицизм, принцип «трёх единств». | Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. | Сочинение по тезисному плану (учебник с. 119). | ||
Литература первой половины XIX века.Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева – 16 часов | ||||||
Урок 16 Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Тема дружбы и долга в лирике поэта. | Представление учащимися творческого проекта о наставниках поэта во время учёбы в лицее. Представление учащимися творческого проекта о лицейских друзьях А.С. Пушкина. | Знать: - о факторах, повлиявших на становление творческой личности поэта; - о гражданской позиции поэта, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком. Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста; - внимательно относиться к художественному слову; - выделять главное в прочитанном; - исследовать текст; - выявлять контрастные образы в стихотворении. | Рецензия и оценка творческих проектов. | Учебник с. 121- 125; «19 октября» («Роняет лес…»), «Бог помочь вам, друзья мои…». | ||
Урок 17 Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» | Выразительное чтение и анализ стихотворений « К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» Работа со словом. Исследование поэтического текста. | Оценка устной работы на уроке. | Учебник с. 126 – 134;выразительное чтение наизусть | |||
Урок 18 Развитие речи Человек и природа в стихотворении «Туча». Изложение с элементами сочинения | Работа над изложением с элементами сочинения. | Оценка творческой работы. | Учебник с.135, с. 142 – 152. | |||
Урок 19 Творческая история поэмы «Полтава». | Сообщение учителя с использованием ИКТ. Лексическая работа. Подбор цитат из текста к иллюстрациям | Знать: - черты исторической эпохи, нашедшие отражение в поэме «Полтава»; - творческую историю поэмы. Уметь: - проводить сопоставительный анализ; - соотносить произведение живописного искусства и литературный текст. | Оценка устной работы на уроке; оценка работы с текстом. | Учебник с. 152; задание 1. | ||
ТРЕТИЙ | СЕМЕСТР | |||||
Урок 20 Изображение Петра Первого и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. | Аналитическая работа с текстом: чтение и анализ эпизодов поэмы; лексическая работа. | Оценка устной работы на уроке; участие в дискуссии. | Сочинение «Петр Первый и Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава». | |||
Урок 21 М. Ю. Лермонтов– гордость и слава русской поэзии. | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Представление творческих проектов. | Знать: - этапы становления личности поэта; - сущность сложных отношений с властью. - жанры лирики; - лирический сюжет произведения. Уметь: - выделять главное в сообщениях учителя и учащихся; - выразительно читать наизусть. | Рецензия и оценка проекта; выборочная проверка конспектов. | Учебник с.154 – 158, задание 3. 1, чтение стихотворений «Прощай, немытая Россия», «Панорама Москвы» | ||
Урок 22 Лирика М. Ю. Лермонтова. «Родина». Родина в лирическом произведении поэта; проблематика и основные мотивы. | Выразительное чтение наизусть. Лексическая работа. Анализ стихотворения. | Оценка устной работы на уроке. | Учебник с.159 – 160, выразительное чтение наизусть. | |||
Урок 23 Историческая основа, проблематика и основные мотивы «Песня про купца Калашникова…» | Лекция учителя с элементами беседы и использованием ИКТ. Работа в парах. Составление круга вопросов, на которые необходимо будет ответить в ходе урока. | Знать: - черты исторической эпохи, нашедшиеотражение в «Песне…»; - творческую историю поэмы и её прототипов. Уметь: - проводить сопоставительный анализ; - находить фольклорные элементы в авторском произведении; - определять стилизацию, как литературно-художественный прием. | Выборочная проверка конспекта лекции учителя; оценка работы в парах. | Выразительное чтение наизусть отрывков из «Песни…» | ||
Урок 24 Центральные персонажи «Песни…» и художественные приемы их создания | Аналитическая работа с текстом: чтение и анализ эпизодов поэмы; дискуссия; лексическая работа. | Оценка устной работы на уроке; участие в дискуссии. | Сочинение-рецензия. | |||
Урок 25 Н. В. Гоголь в Петербурге. Изображение «маленького человека» в повести «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. | Тезисная запись лекции учителя. Аналитическая беседа с использованием ИКТ. Представление учащимися творческого проекта. План статьи Г.М. Фриндленда о Н.В. Гоголе. | Знать: - мотивы, побудившие Н.В. Гоголя к созданию повести; - основу произведения; - сатирическая повесть; - юмористические ситуации; - «говорящие фамилии». Уметь: - создавать речевую ситуацию, связанную с изменением социальной функции героя; - выделять главное в прослушанном тексте; - выразительно читать и пересказывать. | Рецензия и оценка творческого проекта; выборочная проверка письменной работы; оценка устной работы. | Учебник с. 183 – 187, с. 188 – 218. | ||
Урок 26 Разоблачение угодничества, глупости и бездуховности в повести «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям | Чтение и анализ рассказа: - лексическая работа, - групповая исследовательская работа. | Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке; оценка устной работы на уроке. | Учебник с. 218 - 220, задание 3. | |||
Урок 27 И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. История создания и общая характеристика книги «Записки охотника». | Лекция учителя с элементами беседы и использованием ИКТ. Художественный пересказ рассказа «Хорь и Калиныч». Художественный пересказ рассказа «Певцы». | Знать: - о внутреннем единстве цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси; - об особенностях характера героя рассказа; - о способности сохранить человеческое достоинство; - о поиске причин трагического одиночества героя. Уметь: - внимательно относиться к художественному слову; - выделять главное в прочитанном тексте. - анализировать эпический текст в единстве формы и содержания. | Выборочная проверка конспекта лекции учителя; оценка пересказа рассказов. | Учебник с.222 – 228, с. 229 – 241. | ||
Урок 28 Рассказ «Хорь и Калиныч», «Певцы». Природный ум, трудолюбие, смекалка, талант и чувство собственного достоинства крестьян; отношение автора к своим героям. | Анализ рассказа. Лексическая работа. | Оценка устной работы на уроке. | Подготовить по рассказу И.С. Тургенева текст изложения. | |||
Урок 29 Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика; художественное богатство стихотворения. | Работа в парах. Составление круга вопросов, на которые необходимо будет ответить в ходе урока. Чтение и анализ стихотворения. Чтение наизусть. | Знать: - об особенностях миросозерцания писателя. Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста. | Оценка работы в парах; оценка умения анализировать поэтический текст. | Письменный анализ стихотворения. | ||
ЧЕТВЁРТЫЙ СЕМЕСТР | ||||||
Литература второй половины XIX века.Творчество Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.А. Фета, А.П. Чехова – 15 часов. | ||||||
Урок 30 Фрагменты биографииН.А.Некрасова. Своеобразие поэтической музы поэта. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Аналитическая беседа. Представление творческого проекта. Выразительное чтение. Анализ текста | Знать: -об образной яркости и повествовательном начале произведений Н. А.Некрасова; - о жанре поэмы. Уметь: - выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах; - анализировать поэтический текст. | Оценка устных ответов; выборочная проверка конспекта лекции учителя; рецензия и оценка творческого проекта. | Учебник с. 262 – 266,задание 1 – 4. | ||
Урок 31 Доля народная в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» | Чтение и анализ стихотворения: - лексическая работа, - групповая исследовательская работа. | Оценка устной работы. | Учебник с. 266 – 272, задание 3, 5, 6, 7, 9; наизусть. | |||
Урок 32 Поэт и власть в стихотворении Н.А. Некрасова «На железной дороге» | Чтение и анализ стихотворения: - лексическая работа, - групповая исследовательская работа. | Оценка устной работы. | Учебник с.292 – 299,задание 3 – 10. | |||
Урок 33 Судьба женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» (глава «Княгиня Трубецкая») | Чтение и анализ отрывков поэмы: - лексическая работа, - групповая исследовательская работа. | Оценка устной работы. | Учебник с.273 – 291, задание 2 – 7. | |||
Урок 34 М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка«Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказки. | Лекция учителя с элементами беседы и использованием ИКТ. Различные виды пересказа. Исследовательская работа. | Знать: - притчевый характер сатирических сказок; - фигуры и тропы в сказке; - жанр сатиры. Уметь: - находить сатирический образ и сатирический тип; - определять мораль сказки. | Оценка пересказа; выборочная проверка конспекта лекции учителя. | Учебник с. 300 – 311, задание 1 – 3. | ||
Урок 35 М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Труд, властьсправедливость. Позиция писателя. | Аналитическая беседа. Сжатый пересказ с элементами анализа. | Оценка ответов на вопросы в процессе беседы и с жатого пересказа | Учебник с. 311 – 320, задание 4 – 6, письменный отзыв. | |||
Урок 36 Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | Лекция учителя с элементами беседы и ИКТ. Выразительное чтение отдельных фрагментов текста. Составление цитатного плана. Представление творческого проекта. | Знать: - реальную основу рассказов. Уметь: - осмыслить, как изображаются автором чувства, переживания героев; - выяснить мотивировку поступков героев; - понять авторское отношение к героям; - анализировать текст и делать выводы об авторском отношении к героям, об идее рассказа; - делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Выборочная проверка письменной работы; рецензия на индивидуальное сообщение; оценка устной работы; рецензия и оценка творческого проекта. | Учебник с.321 – 323, задание 1 – 3. | ||
Урок 37 Л.Н. Толстой Творческая история «Севастопольских рассказов». История и литература | Лекция учителя с элементами беседы и ИКТ. Выразительное чтение отдельных фрагментов текста. | Оценка устной работы | Задание 4-6. | |||
Урок 38 Л.Н.Толстой «Севастополь в декабремесяце»: человек и война, жизнь и смерть, защита Отечества – основные темы рассказов. | Аналитическая беседа. Сжатый пересказ с элементами анализа. Работа над средствами выразительности в рассказе. | Развернутые ответы на вопросы;оценка индивидуальной работы. | Учебник с.324 – 342, задание 1 – 7, устное сочинение-рассуждение. | |||
Урок 39 Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». | Представление творческих проектов. Составление тезисного плана статьи учебника. | Знать: - об основных вехах биографии писателя; - о художественном своеобразии произведений Н.С. Лескова; - о сказе как жанре литературы и сказовом характере прозы. Уметь: - владеть диалогической речью в процессе беседы; - находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте; - выявлять авторское отношение к событиям и персонажам; - выполнять самостоятельную работу по предложенным вопросам. | Выборочная проверка письменной работы; рецензия и оценка творческого проекта. | Учебник с. 343 – 346, задание 1 – 2. | ||
Урок 40 Н.С.Лесков «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир писателя. | Подбор материалов для ответа по плану. Сжатый пересказ с элементами анализа. | Оценка ответов на вопросы в процессе беседы и сжатого пересказа. | Учебник с. 347 – 388, задание 1 – 5; письменная характеристика героя сказа | |||
Урок 41 Н.С.Лесков «Левша». Образный мир писателя. | Подбор материалов для ответа по плану. Сжатый пересказ с элементами анализа. | Оценка ответов на вопросы в процессе беседы и сжатого пересказа. | Учебник с. 347 – 388, задание 6-10. | |||
ПЯТЫЙ СЕМЕСТР | ||||||
Урок 42 А.А.Фет «Зреет рожь над жаркойнивой…» Русская природа в поэзии А. А. Фета. | Составление тезисного плана статьи учебника. Сообщение ученика о творческом замысле стихотворения. Чтение и анализ текста. | Знать: - об образной яркости и философской глубине лирики А.А. Фета. Уметь: - выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы; - анализировать поэтический текст; - находить тропы и фигуры; - определять их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение). | Выборочная проверка письменной работы; рецензия на индивидуальное сообщение; оценка устной работы. | Учебник с. 389 –392; задание 1,2;наизусть. | ||
Урок 43 А.А.Фет «Вечер». Наблюдательность, добрые чувства, стихотворение-медитация | Сообщение ученика о творческом замысле стихотворений. Чтение и анализ текстов. Чтение наизусть | Рецензия на индивидуальное сообщение; оценка устной работы; оценка чтения наизусть. | Письменный анализ стихотворения. | |||
Урок 44 А.П. Чехов.«Хамелеон». Разоблачение беспринципности, социальная направленность рассказа. | Представление творческого проекта. Чтение и анализ рассказа «Хамелеон» (составление таблицы). | Знать: - об особенностях творчества А. П. Чехова; - о тематике и проблематике его сатирических и юмористических рассказов; -о приёмах создания комического; - об особенностях авторского мировосприятия. Уметь: - выделять главное в услышанном на уроке; - составлять художественный пересказ эпизодов; - исследовать текст. | Рецензия и оценка творческого проекта; выборочная проверка таблицы; рецензия и оценка проекта. | Учебник с.393-399, задание 1 – 4. | ||
Урок 45 А.П.Чехов.«Смерть чиновника». Разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета рассказа, позиция автора. | Чтение и анализ рассказа: - лексическая работа, - групповая исследовательская работа. | Оценка устной работы; рецензия и оценка исследовательской работы. | Учебник с.399 – 408, задание 1- 3. | |||
Литература первой половины XX века.Творчество М. Горького, А.И. Бунина, А.И. Куприна, В.В Маяковского, С.А. Есенин – 8 часов. | ||||||
Урок 46 М. Горький«Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе, становление характера мальчика. | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Чтение и обсуждение текста. | Знать: - особенности автобиографической прозы; - понятия «романтизм», «романтический герой». Уметь: - делать выводы об активности авторской позиции; - владетьдиалогической речью в процессе беседы; - составлятьхарактеристику героя на основе сопоставительного анализа. | Оценка устной работы учащихся. | Учебник с. 4 – 21, задание 1, 3. | ||
Урок 47 М. Горький «Легенда о Данко». Героизм, зависть, равнодушие, гордость; контраст как основной приём раскрытия замысла. | Чтение и обсуждение текста рассказа. Работа с планом. Словарная работа. | Выборочная проверка плана; оценка устной работы учащихся. | Учебник с. 22 – 70, задание 11. | |||
Урок 48 И.А.Бунин. «Догорел апрельский светлыйвечер..»Смысл названия:доброта, покорность, милосердие, смирение – основные мотивы стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер…». Групповая исследовательская работа с текстом стихотворения. | Знать: - об особенностях мировоззрения И.А. Бунина, отразившихся в ранней лирике поэта; - о художественной идее рассказа «Кукушка». Уметь: - проводить исследовательскую работу с текстом; - владеть разными видами пересказа текста. | Оценка выразительного чтения; рецензия и оценка исследовательской работы. | Учебник с. 71 – 73, задание 1,2. | ||
Урок 49 И.А.Бунин «Кукушка». Образы животных и зверей, их значение для понимания художественной идеи рассказа. | Анализ рассказа «Кукушка». Групповая исследовательская работа с текстом. Сжатый пересказ с элементами анализа текста рассказа. | Рецензия и оценка исследовательской работы; оценка сжатого пересказа и умения анализировать текст. | Подготовка вопросов для дискуссии; учебник с.77 – 94. | |||
Урок 50 А.И.Куприн.«Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. | 29.03.14 | Тезисная запись лекции учителя. Анализ рассказа «Куст сирени». Групповая исследовательская работа с текстом. | Знать: - некоторые факты биографии А.И. Куприна, нашедшие своё отражение в его рассказах; - о художественной идее рассказов, состоящей в утверждении торжества подготовленного талантом и трудолюбием чуда в жизни человека. Уметь: - выделять главное в прослушанном сообщении; - владеть монологической и диалогической речью; - исследовать текст. | Выборочная проверка конспектов; рецензия и оценка исследовательской работы. | Учебник с.95 – 105, задание 1 – 6; отзыв на эпизод рассказа. | |
ШЕСТОЙ | СЕМЕСТР | |||||
Урок 51 А.И. Куприн“Allez”. Жизнь цирка и цирковых артистов. Сюжет произведение. | Выразительное чтение и анализ эпизодов рассказа. Лексическая работа. | Оценка устной работы на уроке. | Учебник с.106 – 113, задание 1 – 5; письменный план ответа. | |||
Урок 52 В. В. Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. | Тезисная запись сообщения учителя. Аналитическая беседа. Чтение и анализ поэтического текста. | Знать: - автобиографические мотивы в лирических произведениях. Уметь: - осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; - определить мотив, тему, идею, рифму. | Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение; выборочная проверка конспекта | Учебник с.114 – 123, задание 4 – 8. | ||
Урок 53 С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…»«Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | Чтение и анализ стихотворений. Самостоятельная исследовательская работа. | Знать: - об авторской позиции, проявившейся в стремлении поэта, вдохновлённого переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям. Уметь: - анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания; - проводить исследование поэтического текста. | Оценка устной работы; рецензия и оценка исследовательской работы. | Учебник с. 124 – 133, задание 1- 8; письменный отзыв о стихотворении; наизусть. | ||
Литература второй половины XX века. Творчество И.С. Шмелёва, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Н.А. Заболоцкого, А.Т Твардовского, Б.Л. Васильева, В. М. Шукшина- 7 часов. | ||||||
Урок 54 И.С.Шмелёв«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | Тезисная запись лекции учителя. Групповая исследовательская работа с текстом. | Знать: - основные вехи биографии писателя, - содержание рассказа. Уметь: - выявлять авторское отношение к событиям и персонажам; - составлять цитатный план; - владеть диалогической речью в процессе беседы; -вести дискуссию. | Выборочная проверка конспектов; оценка устной работы. | Учебник с. 134 – 139, задание 3 – 9. | ||
Урок 55 М. М. Пришвин«Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | Групповая исследовательская работа с текстом. Работа с иллюстрациями. Аналитическая беседа. | Знать: - историю создания произведения. Уметь: - владеть монологической и диалогической речью; - владеть разными видами пересказа текста. | Рецензия и оценка исследовательской работы; оценка устной работы. | Учебник с.140 – 148, задание 1 – 4. | ||
Урок 56 К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона». Мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. | Блиц-опрос по содержанию рассказа Комментированное чтение. Словесное рисование. | Знать: - художественную идею рассказа «Мещёрская сторона». Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа текста; - внимательно относиться к слову. | Оценка знания текста рассказа; оценка устной работы. | Учебник с.149 – 162, задание 1 – 7. | ||
Урок 57 Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. | Чтение наизусть. Составление словаря лексики стихотворения. | Знать: - об основных вехах биографии поэта. Уметь: - составлять связный рассказ о судьбе поэта; - находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте; - владеть диалогической речью в процессе беседы | Оценка умения выразительно читать наизусть и анализировать поэтический текст по плану. | Учебник с.163 – 166, задание 1- 7, наизусть. | ||
Урок 58 А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями» Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы лирики поэта. | Составление тезисного плана статьи учебника. Чтение и анализ текста. Определение композиции лирического произведения. | Знать: - об основных вехах биографии поэта; - о художественном своеобразии произведений М.Т. Твардовского. Уметь: - владеть диалогической речью в процессе беседы; - находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте; - выявлять авторское отношение к событиям и персонажам. | Оценка умения анализировать поэтический текст; выборочная проверка тезисного плана. | Учебник с.167 – 192, задание 1- 6; наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне. | ||
Урок 59 Б. Л. Васильев«Летят мои кони», «Экспонат №…» Проблематика истинного и ложного, разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Комментированное чтение. Аналитическая беседа по тексту рассказа | Знать: - о центральном конфликте в рассказах. Уметь: - самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; - выполнять самостоятельную работу по предложенным вопросам. | Выборочная проверка конспектов; оценка устной работы. | Учебник с.158-159, 161-162; письменно ответить на вопрос: «Чем интересны и полезны рассказы «Летят мои кони», «Экспонат №…» нашим современникам?» | ||
Урок 60 В.М.Шукшин«Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героев. | Конспектирование лекции учителя. Блиц-опрос по содержанию рассказа .Комментированное чтение. Словесное рисование. Сбор материала к сочинению. | Знать: - основные вехи биографии писателя; - содержание рассказа; - о способах создания эпизода. Уметь: - выявлять авторское отношение к событиям и персонажам; - составлять цитатный план; - владеть диалогической речью в процессе беседы; -вести дискуссию. | Знание текста рассказа; выборочная проверка конспектов; оценка устной работы. | Сочинение-рассуждение. | ||
Зарубежная литература. Творчество У. Шекспира, Р. Бёрнса, Р. Л. Стивенсона, А. Сент-Экзюпери – 5 часов | ||||||
Урок 61, У. Шекспир. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы в сонете Шекспира. | Сообщения учащихся. Работа с текстом. | Уметь: - конспектировать; - составлять словесные портреты; - владеть диалогической речью в процессе беседы. | Оценка устной работы; рецензия и оценка сообщений учащихся. | Сонет наизусть по выбору; учебник с. 257 – 264, задание 1 – 5. | ||
Урок 62 Р.Бёрнс. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы произведений; чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Заполнение таблицы по ходу рассказа учителя. Чтение и анализ произведений. | Знать: - основные мотивы лирики Р. Бёрнса. Уметь: - выделять главное в рассказе учителя; - строить художественный пересказ; - делать выводы и обобщения по ходу урока; - проводить комплексный анализ текста. | Выборочная проверка конспектов; оценка устной работы. | Учебник с.263 – 270, задание 1 – 5. | ||
Урок 63 Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд», «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя. | Сообщения учащихся с использованием ИКТ. Чтение и анализ произведений. | Знать: - об особенностях художественной манеры писателя; - тематике и проблематике его произведений; - о приключенческой литературе как о жанре. Уметь: - выделять главное в прослушанном тексте; - строить художественный пересказ. | Выборочная проверка конспектов; оценка устной работы. | Учебник с.271 – 290, задание 1- 3. | ||
Урок 64 А. Сент-Экзюпери «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев | Комментированное чтение. Аналитическая беседа с элементамидиспута. | Знать: - позицию писателя по образам своих героев; - произведения, написанные в жанре лирической прозы. Уметь: - выполнять исследовательскую работу с текстом. | Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту. | Подготовка к тестированию. | ||
Урок 65 Контрольное тестирование за год | Тестирование. | Уметь: -обобщать и систематизировать изученный материал. | Контрольное тестирование за год | |||
Урок 66 Итоговый урок. | Подведение итогов учебного года. | Список книг для летнего чтения. |
Резервные уроки - 67,68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...
тематическое планирование по литературе 11 класс
Тематическое планирование по литературе 11 класс. Всего 102 часа. Составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень). Автор программы Коровина В.Я....
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...
тематическое планирование по литературе 9 класс
Данное планиролвоние составлено к учебно-методическому комплексу " В мире литературы" под редакцией А. Г Кутузова. В планирование включены уроки внеклассного чтения....
Тематическое планирование по литературе 7 класс
Планирование по литературе 7 класс по программе Меркина (70 часов), содержит региональный компонент Ростовской области...