тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 9 класс) по теме

Слюдеева Елена Викторовна

Данное планиролвоние составлено к учебно-методическому комплексу  " В мире литературы" под редакцией А. Г Кутузова. В планирование включены уроки внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich._planir._po_liter._9_klass.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для составления рабочей программы по литературе для 9 класса

по учебнику-хрестоматии под ред. А. Г. Кутузова

(3 часа в неделю – 102 часа)

Составитель Слюдеева Е. В.

Пояснительная записка

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 9 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ.

Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 9 класса это «Автор-образ-читатель», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературных произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен  деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические прие мы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления про граммы обусловлена появлением стандартов литературного образова ния для основной (V—IX классы) школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как ре зультат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования стано вится формирование читателя, способного к полноценному восприя тию литературных произведений в контексте духовной культуры чело вечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусст вом слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связа ны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетиче ской функцией литературы. К их числу можно отнести:

  1. освоение текстов художественных произведений;
  2. формирование представлений о литературе как культурном фе номене, занимающем специфическое место в жизни нации и челове ка;
  3. осмысление литературы как особой формы освоения культур ной традиции;
  4. формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  5. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоя тельной читательской деятельности;
  6. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  7. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  8. формирование основных эстетических и теоретико-литератур ных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и ин терпретации литературно-художественных произведений;
  9. освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведе ния.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и ин теллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое мес то в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V        класс — жанры;

VI        класс — роды и жанры;

VII        класс — характер — герой — образ;

VIII        класс — литература и традиция;

IX        класс — автор — образ — читатель;

X—XI классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-лите ратурных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читатель ской квалификации, она не исключает логику возрастного литератур ного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый ком понент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не зна чит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;

X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных ас пектах;

IX класс — интерпретация текстов;

X—XI классы — освоение художественного мира писателя в истори ко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «из держки» историко-генетического изучения художественного произве дения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателя ми (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается от чужденность, закрытость классического произведения от современ ного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащих ся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в та ких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компо нентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творче ских работ, реализованную в учебниках.

 В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного ха рактера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Количество часов по программе – 102

Количество часов по учебному плану школы - 102

На уроках используются мультимедийные средства, такие как компьютерные презентации, созданные учителем, видеофграгменты, аудиозаписи. Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках даётся сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта, учащиеся занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Учитель применяет нестандартные формы проведения уроков, такие как диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.

          Авторская программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, что соответствует рекомендациям составителей программы

    Планирование уроков для 8 и 9 классов опубликовано в методических пособиях «Как войти в мир литературы»,  там оно представлено в несколько необычной форме: вместо привычных тем уроков в нем только указания на них, зато подробно расписаны знания по теории и истории литературы, а также виды деятельности учащихся, которые могут быть использованы на уроке. Планирование 8-го и 9-го классов непосредственно соотнесено с материалом учебной хрестоматии. И это – принципиальная позиция авторов: учебник на уроке должен работать, он – надежный помощник не только ученика, но и учителя.

Содержание тем учебного курса

Автор — образ — читатель

Введение

Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Лирическая поэзия средних веков

Ук дела Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Ру дольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг и с к о н-н ы й...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворе ние по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

Советы библиотеки.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

У. Шекспир. «Г а м л е т». Эпоха Возрождения: новый взгляд на че ловека. «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации.

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Ры царский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Советы библиотеки.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной ле генды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Прошлое — настоящее — будущее

Классицизм, сентиментализм, романтизм в XVIII—XIX веков (повторение).

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведени  русской литературы конца XVIII — начала XIX века.

Советы библиотеки.

XIX ВЕК. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие о художественном мире писателя.

Художественный мир романтической поэзии.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение в дикости лесов...» (два-три стихотворения по выбору). Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основ ные темы и мотивы.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Грибоедова

«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл назва ния. Проблема ума как центральная проблема комедии.

Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.

Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второсте пенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.

Новаторский характер стиха и языка комедии.

Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «М и л ьон т е р з а н и й»).

Творческий практикум.

Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я пом ню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «П р о р о к», «А н ч а р», «Н а холмах Грузии ле жит ночная мгла...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).

«Деревня», «Вольность», «Ар и он», «Вакхическая песня», «М а д о н а», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по вы бору).

Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобо да как гражданский, нравственный и философский идеал. Дружеская и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.

«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобра зие жанра, «энциклопедичность».

Название романа и проблема героя в художественном мире произ ведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблема тика. Герои романа и герои русской литературы.

Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Те матика лирических отступлений. Онегинская строфа.

«М аленькие трагедии» как опыты «драматических изуче ний» человека. «Пир во время чум ы». Основные образы, тема тика и проблематика.

Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблема тика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная фило софия героя. Особенности пушкинской фантастики

Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией». Доклад: «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-эпическую тему. Советы библиотеки.

Художественный мир М. Ю. Лермонтова

Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «П р о р о к», «Смерть поэта» (для обязательного изучения).

«Нет, я не Байрон, я другой...», «К и н ж а л», «Ж а л о б а т у р к а», «Т у ч и» (три стихотворения по выбору).

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.

«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.

Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблема тики.

Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста.

Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе. Советы библиотеки.

Художественный мир Н. В. Гоголя

«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.

«Мертвые душ и». История создания и публикации. Эволю ция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».

Система художественных образов поэмы. Способы создания ха рактеров, идейно-художественные функции детали. Особое место об разов Плюшкина и Чичикова.

Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.

Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начал в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема Родины и наро да, ее неоднозначная трактовка.

Творческий практикум.

Сочинение (в любом жанре), доклад, реферат. Словарь крылатых слов и выражений комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души». Советы библиотеки.

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. Некрасов, Ф. Достоев ский, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов). «Сквозные образы и мотивы».

XX ВЕК. ЭПОХА ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ

Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX-XX веков

А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда». Своеобразие тематики и проблематики. Деталь и ее художественные функции.

И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти.

«Темные аллеи». Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и ли ризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее худо жественная функция.

Малый эпический жанр в литературе начала XX века

(изучение одного произведения по выбору)

 В. М. Гаршин. «Красный цветок».

Обыденность и героизм в художественном мире писателя. Симво лический образ Красного цветка.

Н. С. Гумилев. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рас сказе. Неоромантический герой.

Э. По. «П а д е н и е д о м а А ш е р о в». Фантастические события и реальное объяснение. Образ героя. Поэтика ужасного.

 О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Художест венное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведения. Советы библиотеки

«Поэтическая революция»

А. А. Блок, «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в годы глухие...»; В.В.Маяковский. «Ода ре волюции», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «М е т е л ь», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.

А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его со здания в творчестве поэтов.

Человек в эпоху войн и революций

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произве дения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее но ваторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в по вести. Образы повести, ставшие символами.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повество вания. Образ главного героя: безысходная трагичность или победив шая трагедию сила духа.

А. И. Солженицын. «М а т р е н и н двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и повествователь. Смысл названия произведения.

Творческий практикум.

Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».

Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре).

Проза второй половины XX века

(изучение одного произведения по выбору)

Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход (После сказки)»; Ф. А. Искандер. «Сандро из Ч е г е м а»; Ю. Рытхэу. «Под сенью волшебной гор ы»; В. Г. Распутин. «Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов. Нравственно-философская про блематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих воз можностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  1. владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
  2. владение умениями выразительного чтения;
  3. восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;
  4. умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  5. умение выделять этическую, социально-историческую и нрав ственно-философскую проблематику произведения;
  6. умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  7. умение самостоятельно анализировать литературно-художествен ные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  8. умение давать эстетическую оценку произведения и аргументи ровать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
  9. умение грамотно строить монологические высказывания раз личных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
  10. умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
  11. умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  4. изученные теоретико-литературные понятия;
  5. уметь
  6. воспринимать и анализировать художественный текст;
  7. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  8. определять род и жанр литературного произведения;
  9. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  1. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  2. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  9. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа обеспечена одноименными учебниками для 5 (Ч. 1, 2; 2006), 6 (Ч. 1, 2; 2007), 7 (2008), 8 (2008), 9 (Ч. 2009) классов, вышедшими в издательстве “Дрофа”.

На базовом и профильном уровнях программа обеспечивается дифференцированными учебниками “В мире литературы” для 10 и 11 классов, вышедшими в издательстве “Дрофа” (базовый уровень – 2008, профильный уровень – 2008 (10 класс), 2009 (11 класс)).

Учебники для 5 – 6 классов дополнены рабочими тетрадями.

К учебникам прилагаются методические рекомендации для учителя:

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008;

Моисеев М.В. Путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004;

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 6 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008;

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 7 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008;

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2005;

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007;

Кутузов А.Г. Методические рекомендации по использованию учебников под ред. А.Г. Кутузова “В мире литературы” для 10 и 11 классов при изучении литературы на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004.

                                         

    Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. (102 часа)

№п/п

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Формы работы

Формы контроля

Домашнее задание

1

Урок-пролог.  По дорогам литературы в 9 классе.

Лекция учителя.

С. 9-10 читать, ответить на вопросы статьи, инд. задания

2

Повторение. Литературные роды и жанры.

Лекция учителя. Устные выступления. Чтение статьи учебника

 Работа над памяткой-схемой «Приметы жанра».

Определить приметы жанра рассказа, басни, лирического стих. А.С. Пушкина.

3

Человек в литературе.

семинар

Сообщения учащихся

Перечитать «Бирюк» И.С. Тургенева, «Маттео Фальконе» П. Мериме, ответить на вопросы

4

Человек в литературе. Способы раскрытия характера героя

Творческий практикум

Сообщения учащихся, игра-исследование «Узнай героя по портрету и интерьеру».

Прочитать рассказ В. Набокова «Гроза»; дать характеристику.

5

Понятие интерпретации художественного текста.

Творческий практикум. Введение понятия «интерпретация».

Записи в тетрадях

Композиционный анализ рассказа В. Набокова «Гроза»

6

Интерпретация рассказа В. Набокова «Гроза».

Творческий практикум

Работа с проблемным вопросом

Обучающее сочинение

7

Лирическая поэзия средних веков

Беседа. Пересказ

Страницы учебника

8

Эпоха Возрождения как общее культурное явление Европы: новый взгляд на че ловека.  

Лекция учителя

Доклады и проекты учащихся: Андрей Рублев, Микеланджело, Альберт Дюрер.

Сообщения. Читать «Ромео и Джульетта».

9

Эпоха Возрождения: новый взгляд на че ловека У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Комментированное чтение. Устные выступления

Интерпретация одной сцены

Характеристика героев пьесы как личности эпохи Возрождения. Индивид. задания.

10

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Лирические страницы и образы трагедии.

Аналитическая беседа с учащимися

Проверка индивид. заданий.

Прочитать главы романа Сервантеса «Дон Кихот»

11

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору).  «… Искоренять всякого рода неправду»

Лекция учителя. Устные выступления

Страницы учебника

Написать письмо Дон Кихоту или эссе «Дон Кихот – вечный образ». Читать «Тартюф»

12

Просвещение. Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох.

Комментированное чтение

Вопросы и задания учебника

Письменный ответ на вопрос 2Кто такие тартюфы? Можно ли их встретить сегодня?»

13

Обобщающий урок по комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф, или Обманщик». «Есть правда и закон»

Урок-практикум

Проверка индивид. заданий

Письменные размышления над понятием «вечные образы». Самостоятельно Гете «Фауст».

14

. ПРОЕКТ Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведения  русской литературы конца XVIII — начала XIX века.

Защита проекта

Составить комментарий по проектам

15

ПРОЕКТ Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведения  русской литературы конца XVIII — начала XIX века

Защита проекта

Составить комментарий по проектам

16

Понятие о художественном мире писателя.

Художественный мир романтической поэзии.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е» Основ ные темы и мотивы.

Беседа

Составление развернутого плана

Выучить отрывок

17

 «Что за чудотворец это Батюшков!» К. Н. Батюшков.  «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение в дикости лесов...» Основ ные темы и мотивы

Слово учителя. Устные выступления. Беседа

Вопросы и задания учебника. Интерпретация элегии «Мой гений».

Анализ стихотворения. Подготовка эссе «Мой Пушкин»

18

Золотой век русской литературы.

Лекция учителя с элементами беседы

Представление эссе «Мой Пушкин»

Подготовиться к внеклассному чтению

19

Школа Дюйшена. (Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Первый учитель")

Урок-диалог

Мини - сочинения

Прочитать комедию «Горе от ума»

20

Художественный мир А. С. Грибоедова

«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл назва ния. Проблема ума как центральная проблема комедии.

Лекция учителя. Устные сообщения

Проверочная работа

Сообщения.  Выучить факты биографии А. С. Грибоедова

Составить кластер по биографии

21

Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.

беседа

Запись цитат-характеристик

Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики героев. Хар-ка действующего лица

22

Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя.

Комментированное чтение; диспут

Анализ монолога.  Выучить монолог,

23

«Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второсте пенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства

беседа

тест

Ответы на вопросы. Выучить афоризмы героев

24

Новаторский характер стиха и языка комедии.

Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

семинар

Проверочная работа

. Конспект статьи

25

Творческий практикум.

Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.

практикум

Работа с планом

Закончить сочинение

26

Художественный мир А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры

Просмотр видеофильма

Заполнить таблицу. Составление сенквейна

27

Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобо да как гражданский, нравственный и философский идеал.

Практикум. 

Анализ стихотворения

«Анчар» (выучить)

28

Дружеская и любовная лирика

Практикум

Анализ стихотворения

«К Чаадаеву» (выучить)

29

Тема поэтического самоопределения

Семинар

Тестирование

«Пророк» (выучить)

30

Самостоятельная интерпретация лирического текста

Анализ стихотворения

Подготовиться к защите проекта

23

ПРОЕКТ  «Жанр... в лирике А. С. Пушкина».

Защита проекта

«Я вас любил…» (выучить)

24

ПРОЕКТ  «Жанр... в лирике А. С. Пушкина».

Защита проекта

сообщения

25

«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобра зие жанра, «энциклопедичность».

Лекция учителя

Проверочная работа

«ЕО» 1 глава

26

Название романа и проблема героя в художественном мире произ ведения. Онегин и столичное общество.

Беседа

Сообщения; «ЕО» 2 глава

27

Автор и его герои. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Беседа.

Составление плана

Анализ сцены дуэли. План «Онегин и Ленский»

28

Автор и его герои. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Практикум

Рассказ «Сон Татьяны». Анализ эпизода

29

Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Те матика лирических отступлений. Онегинская строфа.

беседа

Проверочная работа

Конспект статьи Белинского. Читать «Маленькие трагедии».

30

Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

Урок-практикум

31

«Маленькие трагедии» как опыты «драматических изуче ний» человека. «Пир во время чумы». Основные образы, тема тика и проблематика.

Лекция учителя

Читать «Пиковую даму»

32

«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблема тика, проблема «наполеонизма»

Комментированное чтение

Итоговое тестирование

Составление кластера «Современность А. С. Пушкина»

33

. Проект

 Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией».

Творческий практикум

Сочинение-эссе

Закончить сочинение

34

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Жизнь одна…»

 по повести Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев»

Урок-разышление.

Мини-сочинение

Составление сенквейна

35

Художественный мир М. Ю. Лермонтова

Лекция учителя. Беседа.

Составление плана

Вопросы и задания учебника

36

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике.

«Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Смерть поэта»

Практикум

«И скучно, и грустно…» (выучить)

37

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.

 «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Смерть поэта»

Конференция

«Смерть поэта» (выучить)

38

Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста. «Нет, я не Байрон, я другой...», «К и н ж а л»,

Практикум

Анализ стихотворения

Закончить работу

39

«Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста. « «Жалоба турка», «Т у ч и»

Практикум

Анализ стихотворения

Вопросы и задания учебника

40

Творческий практикум.

Сравнительный анализ стихотворения «Пророк»

Практикум

Анализ стихотворения

сочинение

41

«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции.

Лекция учителя

«Бэла» (прочитать

42

«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Беседа

«Тамань» (прочитать)

43

Печорин в системе художественных образов романа. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.

Беседа

Вопросы и задания учебника

44

Печорин в системе художественных образов романа. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

 

Лекция. Беседа

Цитатный план

Сообщения; «Журнал Печорина» (прочитать)

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.

Урок-диалог

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Обобщающие вопросы, сочинения-размышления

46

Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблема тики.

Круглый стол

Подобрать материал к сочинению

47

Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера

практикум

Закончить работу

48

Внеклассное чтение. Б. Екимов «У забора».

Урок-открытие.

Мини-сочинение.

49

Художественный мир Н. В. Гоголя

Лекция учителя. Урок-экскурсия

Конспект лекции

Вопросы и задания учебника

50

«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех.

Мастерство композиции и речевых характеристик..  

Комментированное чтение

записи

Ответы на вопросы

51

«Р е в и з о р». Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.  

Урок-диалог

записи

Письменная работа. Читать «Шинель»

52

«Шинель». «Город пышный, город бедный…»

Беседа

Вопросы и задания учебника

53

«Шинель». А что человек?

диспут

Составление сенквейна

Домашнее сочинение

54

«Мертвые душ и». История создания и публикации. Эволю ция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра.

Лекция учителя, беседа

Составление кластера

Конспект критических статей

55

«Мертвые душ и». Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».  Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествова ния

Лекция учителя с элементами беседы

56

Система художественных образов поэмы.

беседа

Анализ эпизода

57

 Способы создания ха рактеров героев поэмы, идейно-художественные функции детали

Конференция

58

Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.

Практикум

Проверочная работа

Сообщения

59

«Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Образ автора и основные средства его создания. Тема Родины и наро да, ее неоднозначная трактовка

Семинар

Тест по теме "Н.В. Гоголь"

Записи в тетради. Вопросы и задания учебника

60

Р. Р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

Урок-практикум

План сочинений

Закончить сочинение

Творческий практикум.

ПРОЕКТ Словарь крылатых слов и выражений комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души».

Защита проекта

записи

Сообщения. Подготовиться к внеклассному чтению.

61

Внеклассное чтение. В. Солоухин «Моченые яблоки»

Урок-диалог.

62

Повесть И. С. Тургенев «Ася» как лирическая повесть.

Лекция. Беседа

Составление плана повести по главам

Страницы учебника, подготовиться к семинару

63

Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в контексте тургеневской эпохи.

семинар

Сам. Чтение повести И. С. Тургенева. Написать мини-сочинение

64

Художественный мир поэзии Н.А. Некрасова. «Тройка».

Лекция. Беседа

Интерпретация стихотворения

Подготовить сообщения, интерпретация стихотворения

65

Художественный мир поэзии н. А. Некрасова.

Урок-практикум

Раздумье над словами Мережковского

Читать Достоевского

66

«Маленькие люди» и Петербург.

Слово учителя о Достоевском; комментированное чтение статьи учебника

Достоевский «Белые ночи» (прочитать); ответить на вопросы

67

Ф. М. Достоевский «Белые ночи» ». Что есть человек?

Семинар.

Ответы на вопросы

Подготовить сообщения

68

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: творческий практикум «Спор критика-романтика и критика-реалиста» (дискуссия), вариант: сочинение-эссе.

Творческий практикум

Написание отзыва

Закончить работу, подготовиться к библиотечному уроку

69

Библиотечный урок. Европейская литература 19 века. О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Работа с учебником, чтение, комментарий отдел ьных глав.

Работа в творческих группах.

Прочитать новеллу А. П. Чехова «Студент»

70

Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX-XX веков

А. П. Чехов. «Студент».

Лекция учителя с комментированным чтением.. Анализ новеллы.

Ответы на вопросы.

Страницы учебника

71

А. П. Чехов «Студент»

Практикум.

Написание рецензии

Закончить работу

72

И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти.

Чтение с комментариями, размышления

Прочитать «Темные аллеи»

73

«Темные аллеи». Сюжет, характер, образ.

Индив. Сообщения, чтение статьи учебника

Составление сенквейна; самост. письм работа

Читать В. М. Гаршина «Красный цветок»

74

В. М. Гаршин. «Красный цветок».

Обыденность и героизм в художественном мире писателя. Симво лический образ Красного цветка.

Беседа

Подготовиться к зачёту

75

Библиотечный урок «Всякая любовь – великое счастье»

Беседа

Подготовиться к защите проекта

76

ПРОЕКТ Малый эпический жанр в литературе начала XX века

Презентация самостоятельно прочитанного произведения

Защита проекта

Подготовиться к защите проекта

77

ПРОЕКТ Малый эпический жанр в литературе начала XX века

Презентация самостоятельно прочитанного произведения

Защита проекта

Прочитать страницы учебника

78

Духовная литература. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на Светлой пасхальной седмице»

Практикум

Выучить стихотворение «О, весна без конца и без краю…»

79

«Поэтическая революция»

А. А. Блок, «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в годы глухие...»;

Лекция. Практикум

Выучить стихотворение на выбор

80

В.В.Маяковский. «Ода ре волюции», «Хорошее отношение клошадям», «Нате!»;

диспут

Тестирование

Выучить стихотворение на выбор

81

Б. Л. Пастернак. «М е т е л ь», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.

пратикум

Интерпретация стихотворения

Закончить работу

82

А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его со здания творчестве поэтов

Урок -композиция

Чтение и размышление над поэзией Ахматовой

83

А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его со здания в творчестве поэтов

 Практикум

Составление книги открытого сердца

Выучить стихотворение на выбор

84

 «Существует ли женская поэзия?»

Практикум

Проверочная работа

Повторить теорию литературы; подготовить чтение стих. Цветаевой

85

«Лирика женского сердца» М. Цветаевой.

Поэтический семинар

Чтение стихов

Интерпретация стих

86

Вн. чтение. Поэзия на современном этапе.

практикум

Представление поэтических сборников

Читать М. А. Булакрва «Собачье сердце»

87

Человек в эпоху войн и революций

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произве дения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее но ваторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики.

Лекция с элементами беседы.

Составление кластера на тему «Повесть Булгакова в разрезе социальных противоречий»

Страницы учебника, ответить на вопросы

88

М.Булгаков «Собачье сердце». Два эксперимента, научный и социальный. Фантастика как способ обнажения абсурдности нового мира. Образы повести, ставшие символами.

Практикум

Повторить теорию литературы; ответить на вопросы учебника.

89

М.Булгаков «Собачье сердце». Собачье или человеческое сердце?

Урок-диалог.

Работа в творческих группах

Написать эссе по теме «о современном звучании повести Булгакова».

90

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повество вания. Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Урок комментированного чтения

Закончить чтение

91

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Образ главного героя. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Автор и рассказчик в произведении. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.

Интерпретация рассказа

Прочитать повесть Б. Васильева.

92

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Представление книги

Работа в творческих группах

Прочитать Солженицын «Матренин двор»

93

А. И. Солженицын. «Матренин двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Смысл названия произведения.

Лекция. Беседа

94

А. И. Солженицын. «Матренин двор». «не стоит село без праведника»

Практикум.

Интерпретация рассказа

Закончить работу

95

В. Г. Распутин. «Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов. Нравственно-философская про блематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Комментированное чтение

Прочитать рассказ Распутина

96

Творчество Распутина.

практикум

Представление рассказов Распутина.

Вопросы-размышления

97

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

жанр произведения, евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции.

дискуссия

98

Р.Бах «Чайка…»: читательская интерпретация повести.

Урок-размышление

99

Проект. Современная русская проза.

Защита проекта

100

Проект. Современная русская проза

Защита проекта

101

Творческий практикум: «Зачем человеку художественная литература?»  

Урок-дискуссия

102

Подведение итогов

ЛИТЕРАТУРА.

     

          Для учителя.

  1. Журнал Литература в школе.
  2. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
  3. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  4. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  5. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  7. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...