Тематическое планирование по литературе (6 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Тематическое планирование по литератруре для 6 класса по УМК: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevkkuta_taganrog_ktp_-_6_literatura.docx | 74.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МОБУ лицея №7 г.Таганрога
Шевкута Галина Ивановна
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
Всего – 102 часов. Количество часов в неделю – 3 часа.
УМК: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Г.С. Меркин. –
М.: «Русское слово», 2010 года.
Тема и номер урока | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формируемые умения и навыки | Виды контроля | Домашнее задание |
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР | |||||
Греческая мифология. Устное народное творчество. | |||||
Урок 1. Введение. Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. | 02.09. 2015 | Анкетирование. Аналитическая беседа. Творческая работа со статьями учебника с.3-5, вопросы 2,4,5. | Уметь: - кратко рассказать об изученном в 5 классе; - работать с учебником литературы; - рассуждать на тему, что значит талантливый читатель. | Выборочная проверка творческой работы. Оценка устной работы на уроке. | 1.Тезисный план статьи учебника о Гомере. 2. Индивидуальные задания. |
Урок 2. Из греческой мифологии «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах стремления познать мир. | 03.09. 2015 | Представление индивидуальных заданий. Чтение и анализ мифа с использованием ИКТ | Знать: - о художественной идее мифов; - о значении образа Прометея в литературе; - о значении образа Геракла для мировой культуры; - о значении имён героев, упомянутых в мифах. Уметь: - составлять тезисный план статьи учебника; - выразительно читать текст; - составлять цитатный план; - работать с иллюстрациями. | Рецензия и оценка индивидуальных заданий. Оценка устной работы на уроке. | 1.Составить цитатный план мифа о Прометее. 2.Индиаидуальныое задание. «Образ Прометея в искусстве» |
Урок 3. Из греческой мифологии «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах стремления реализовать свою мечту. | 05 09. 2015 | Представление индивидуальных заданий. Чтение и анализ мифа с использованием ИКТ. | Рецензия и оценка индивидуальных заданий. Оценка устной работы на уроке. | 1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид» и составить тезисный план. 2.Подготовить сообщение о Геракле. | |
Урок 4. Из греческой мифологии «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. | 09.09. 2015 | Представление творческого задания. Чтение и анализ мифа. Дидактическая игра «Мифы и легенды Древней Греции». | Рецензия и оценка индивидуальных заданий. Оценка устной работы на уроке. | 1.Художественный пересказ эпизодов легенды «Солдат и смерть». | |
Урок 5. Из устного народного творчества Легенда «Солдат и смерть» Предание и легенда. Их художественные особенности. | 10.09. 2015 | Чтение и анализ предания «Солдат и смерть». Составление таблицы. Работа с терминами. Пересказ эпизодов текста. | Знать: - жанровые особенности легенды; - идею легенды «Солдат и смерть»; - жанровые особенности предания; - идею предания о Бадыноко – народном герое. Уметь: - выделять главное в прослушанном тексте; - проводить исследование текста. | Выборочная проверка таблиц. Оценка пересказа. Оценка устной работы. | 1.Выписать из текста сказки крылатые выражения, названия волшебных предметов. 2.Работа над творческими проектами. |
Урок 6. Из устного народного творчества Легенда «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание и легенда. Их художественные особенности. | 12.09. 2015 | Чтение и анализ легенды «Как Бадыноко победил одноглазого великана». 4.Составление сопоставительной таблицы. 5.Работа с терминами. 6.Пересказ эпизодов | Выборочная проверка таблиц. Оценка пересказа. Оценка устной работы. | 1.Выписать из текста сказки крылатые выражения, названия волшебных предметов. 2.Работа над творческими проектами. | |
Урок 7. Из устного народного творчества «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и её художественные особенности, помощники героев сказки. Народные представления о добре и зле. | 16.09. 2015 | Представление творческого проекта. Чтение и анализ текста. Исследовательская работа в группах. | Знать: - жанровые особенности волшебной сказки; - значение образа Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре; - символическое значение яблока. Уметь: - проводить исследование текста; - выделять в сообщении учителя и учащихся главное. | Рецензия и оценка творческих работ. Рецензия и оценка групповой исследовательской работы на уроке. | 1.Работа над творческими проектами. 2.Тезисный план статьи учебника о древнерусской литературе. |
Древнерусская литература. Литература 18 века. Творчество М. В. Ломоносова | |||||
Урок 8. Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах ». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 17.09. 2015 | Представление творческого проекта. Сообщения «литературоведов» о «Повести временных лет» и о «Несторе». Работа со статьёй учебника. Рассказ учителя с использованием ИКТ. | Знать: - о художественной идее «Сказания о белгородских колодцах »; - о художественной идее «Повести о разорении Рязани Батыем». Уметь: - выделить художественную идею сказания; - выделять в сообщении учителя и учащихся главное; - составлять художественный пересказ текста; - проводить лексическую работу. | 1.Рецензия и оценка творческих проектов. 2.Рецензия и оценка индивидуальных сообщений учащихся. 3Оценка устной работы на уроке. 4.Оценка выполнения домашнего задания. | 1.Составить цитатный план «Повести о разорении Рязани Батыем». 2.Приготовить художественный пересказ эпизодов сражения ЕвпатияКоловрата. 3.Индивидуальные задания. |
Урок 9. «Повесть о разорении Рязани Батыем» Нравственная проблематика древнерусской литературы | 19.09. 2015 | 1.Лексическая работа. 2.Сообщение «историка» о Рязани. 3Чтение и анализ текста. 4. Исследовательская работа в группах. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Рецензия и оценка индивидуальных сообщений учащихся. 3.Оценка устной работы на уроке. 3.Рецензия и оценка групповой исследовательской работы на уроке. | 1.Прочитать «Поучение…» Владимира Мономаха. 2. Индивидуальные сообщения «историков». |
Урок 10. «Поучение» Владимира Мономаха». Поучительный характер древнерусской литературы | 23.09. 2015 | 1.Сообщение «историка» о Владимире Мономахе. 2.Чтение и анализ текста. 3.Лексическая работа. 4.Исследовательская работа с текстом. | Знать: - о художественной идее «Поучения» Владимира Мономаха», заключающейся в призыве к милосердию и состраданию; - о качествах личности автора. Уметь: - проводить исследование текста; - выделять главное в тексте. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Рецензия и оценка групповой исследовательской работы на уроке. 3.Рецензия и оценка индивидуальных сообщений учащихся. 3.Оценка устной работы на уроке. | |||||
Урок 11. Развитие речи Мастерская творческого письма | 24.09. 2015 | 1.Стилизованная под летопись письменная хроника школьной жизни (описание одного события, хроника ряда лет). | Уметь: - раскрыть тему; - построить работу в соответствии с выбранным жанром. | 1.Оценка письменной работы, стилизованной под летопись. | 1.Работа над творческим проектом о жизни и деятельности Ломоносова. | ||||
Урок 12. М. В. Ломоносов – гениальный ученый, поэт, исследователь | 26.09. 2015 | 1.Представление творческого проекта. 2.Работа с учебником. Составление плана статьи. 3.Работа с таблицей. 4.Чтение и анализ поэтического текста. | Знать: - о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова; - об основных жанрах поэтического творчества М. В. Ломоносова. - о подвижнической деятельности Ломоносова для российской науки; - о ключевой идее «Стихов, сочиненных на дороге в Петергоф »; - о связи поэта и государственного деятеля. Уметь: - составлять тезисный план прочитанного текста; - выделять главное в прослушанном сообщении; - владеть диалогической речью в процессе беседы. | 1.Рецензия и оценка творческих проектов. 2.Выборочная проверка таблицы и плана. 3.Оценка устной работы на уроке. | 1.Составить рассказ о жизни и творчестве Ломоносова на основе материалов учебника и урока. 2.Наизусть «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф… ». | ||||
Урок 13. М. В. Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 30.09. 2015 | 1.Работа с учебником. Составление таблицы. 2.Работа со словом. 3.Лекция учителя. | 1.Выборочная проверка конспекта лекции учителя. 2.Выборочная проверка таблицы. 3.Оценка устной работы на уроке. | 1.Наизусть «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф… ». | |||||
Урок 14. М. В. Ломоносово значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пёрт Великий. | 01.10. 2015 | 1.Работа с учебником. 2.Работа со словом. 3.Лекция учителя. | 1.Выборочная проверка конспекта лекции учителя. 2.Оценка устной работы на уроке. | 1.Работа над творческим проектом о творчестве Василия Андреевича Жуковского. | |||||
Литература 19 века | |||||||||
Урок 15. В.А. Жуковский. Личность писателя. | 03.10. 2015 | 1.Лекция учителя. 2.Представление творческого проекта. 3.Работа с учебником. Составление таблицы. | Знать: - основные факты биографии В.А.Жуковского. Уметь: - выделять главное в сообщении учителя и учащихся; - владеть диалогической речью в процессе беседы. | 1.Выборочная проверка конспекта лекции учителя. 2.Выборочная проверка таблицы. 3.Оценка устной работы на уроке. 4. Рецензия и оценка творческих проектов. | 1.Индивидуальные сообщения. | ||||
ВТОРОЙ | СЕМЕСТР | ||||||||
Урок 16. Баллада «Светлана». Новое явление в русской поэзии. | 14.10. 2015 | 1.Лекция учителя об истории создания баллады. 2.Сообщения учащихся о значении имени Светлана. | Знать: - признаки баллады как жанра; - особенности замысла баллады, связанные с личностью поэта. Уметь: - составлять цитатный план; - выделять главное в прослушанном сообщении; - определить лейтмотив баллады; - проводить исследование поэтического текста. | 1.Рецензия и оценка индивидуальных сообщений учащихся. 2.Оценка устной работы на уроке. 3.Выборочная проверка записи тезисов лекции | 1.Отрывки из баллады «Светлана» наизусть. | ||||
Урок 17. Баллада «Светлана». Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. | 15.10. 2015 | 1.Работа со словом. | 1Оценка устной работы на уроке. | Групповые и индивидуальные задания | |||||
Урок 18. А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | 17.10. 2015 | 1.Представление учащимися творческого проекта о наставниках поэта во время учёбы в Царскосельском лицее. 2.Представление учащимися творческого проекта о лицейских друзьях А.С. Пушкина. 3.Чтение и анализ поэтических текстов А. С. Пушкина «19 октября», «Воспоминания в Царском Селе». | Знать: - о факторах, повлиявших на становление творческой личности поэта; - о гражданской позиции поэта, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком. Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста; - внимательно относиться к художественному слову; - выделять главное в прочитанном; - исследовать текст; - выявлять контрастные образы в стихотворении. | 1. Рецензия и оценка творческих проектов. 2.Оценка устной работы на уроке | 1.Составить устный рассказ о лицейских годах А.С. Пушкина, используя материалы учебника и урока. 2. Сообщения учащихся по предложенным темам. | ||||
Урок 19. А.С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня». | 21.10. 2015 | 1.Выразительное чтение стихотворения «Деревня». 2.Исследование поэтического текста. | 1. Рецензия и оценка творческих проектов. 2.Оценка устной работы на уроке. | 1.Анализ стихотворения по плану. | |||||
Урок 20. А.С. Пушкин. Пейзажная лирика: «Редеет облаков летучая гряда...». | 22.10. 2015 | 1.Выразительное чтение стихотворения «Редеет облаков летучая гряда..». 2.Сообщение учащегося «Гурзуф и Каменка в жизни А.С. Пушкина». 3. Исследование поэтического текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. 3.Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. | 1.Определить признаки элегии в тематике и образном строе стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» по плану (устно). | |||||
Урок 21. А.С. Пушкин. «Зимнее утро». | 24.10. 2015 | 1.Выразительное чтение и анализ стихотворения «Зимнее утро». 2.Работа со словом. 3.Исследование поэтического текста и заполнение таблицы. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. 3.Оценка устной работы на уроке. | 1.Выучить наизусть стихотворения «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро» (по выбору) | |||||
Урок 22. Развитие речи Конкурс выразительного чтения наизусть стихов поэтов 19 века о русской природе | 28.10. 2015 | 1.Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Уметь: выразительно читать стихотворные тексты | 1.Рецензия и оценка чтения стихотворений. | 1.Вопросы по первой главе романа «Дубровский» | ||||
Урок 23 А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | 29.10 2015 | 1.Сообщение учителя. 2.Лексическая работа. 3.Представление творческого проекта «Русская усадьба 19 века». 4.Подбор цитат из текста к иллюстрациям. | Знать: -черты исторической эпохи, нашедшей отражение в романе «Дубровский»; - творческую историю романа и его прототипов. Уметь: - проводить сопоставительный анализ; - отбирать цитатный материал; - соотносить произведение живописного искусства и литературный текст. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. 3.Рецензия и оценка проекта. | 1.Перечитать первую главу романа. 2.Устно ответить на вопрос: «Каковы причины ссоры Дубровского и Троекурова». | ||||
Урок 24. Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 31.10 2015 | 1.Чтение первой главы и составление таблицы. 2.Аналитическая беседа. 3.Исследовательская работа с текстом. Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова. | Уметь: - определить причины ссоры Дубровского и Троекурова; - составлять сравнительную характеристику героев; - определять мотивы их поведения; - выразительно читать и пересказывать текст. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. 3.Выборочная проверка таблицы. 4.Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. | Озаглавить 2-4 главы повести «Дубровский» | ||||
Урок 25. Роман «Дубровский». Отец и сын. | 05.11. 2015 | 1.Конкурс на лучшее название 2- 11 глав романа «Дубровский». 2.Краткий устный пересказ эпизодов романа. 3.Анализ 2-4 глав романа Составление таблицы. 4. Анализ 5-11 глав. 5.Работа со словом. | Знать: - центральную проблему романа «Дубровский»; - причины неспособности Владимира Дубровского изменить несправедливые законы, обществом. Уметь: - составлять пересказ-анализ эпизодов текста; - составлять краткий устный пересказ. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устного пересказа эпизодов романа. 3.Выборочная проверка таблицы. 4 Оценка устной работы на уроке. | Дать название главам 5-9 Составить цитатный план 6 главы. | ||||
Урок 26. А.С. Пушкин. «Дубровский» Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 07.11. 2015 | 1.Составление сравнительной характеристики героев. 2.Аналитическая беседа. | Знать: - факторы, оказавшие влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции. | 1.Оценка устной работы на уроке | Дать название 12-19 главам. Закончить работу с таблицей. | ||||
Урок 27. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. | 11.11. 2015 | 1.Кокурс на лучшее название 12-19 глав. 2.Составление сравнительной характеристики героев. 3.Аналитическая беседа. | Знать: - причины отказа Марии Троекуровой от помощи Дубровского. Уметь: - проводить сравнительный анализ образов героев. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. | 1.Подготовка к творческой работе. | ||||
Урок 28, 29 Развитие речи Пишем продолжение романа «Дубровский». Анализ письменных работ. | 12.11. 14.11. 2015 | 1.Работа над сочинением - продолжением романа А.С. Пушкина «Дубровский». | Знать: - факторы, оказавшие влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции. Уметь: - работать со справочной литературой; - составлять план творческой работы. | 1.Оценка творческой работы. | 1.Закончить работу над сочинением. | ||||
ТРЕТИЙ СЕМЕСТР | |||||||||
Урок 30 М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. «Листок». | 1.Рассказ учителя с использованием ИКТ. 2.Представление творческих проектов. | Знать: - этапы становления личности поэта; - сущность сложных отношений с властью. Уметь: - выделять главное в сообщениях учителя и учащихся; - выразительно читать наизусть; - владеть монологической и диалогической речью. | 1.Рецензия и оценка проекта. 2.Выборочная проверка конспектов. | 1.Конспект. | |||||
Урок 31. М.Ю. Лермонтов. Поэт и власть. Стихотворение«Листок». | 1.Выразительное чтение и анализ стихотворения. 4.Исследовательская работа в группах. | Знать: - сущность сложных отношений с властью. Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста. | 1.Оценка устной работы на уроке. 2. Рецензия и оценка исследовательской работы на уроке. | 1.Выучить стихотворение наизусть | |||||
Урок 32. М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворение «Парус | 1.Выразительное чтение наизусть. 2.Лексическая работа. 3.Анализ стихотворений. 4.Конспект статьи учебника. | Знать: - об особенностях мировоззрения поэта, воспринимающего человеческую жизнь как «земное краткое изгнанье». Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста; - внимательно относиться к художественному слову; - выделять главное в тексте. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Выборочная проверка конспектов. 3.Оценка устной работы на уроке. | Сочинить монолог паруса, скользящего «в луче золотом». | |||||
Урок 33. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Многозначность художественного образа. | 1.Выразительное чтение. 2.Анализ стихотворения. 3.Обращение к иллюстрациям к стихотворению Лермонтова. | 1.Оценка устной работы на уроке. | Выучить стихотворение наизусть | ||||||
Урок 34. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1.Заполнение таблицы по ходу урока. 2..Конкурс знатоков повести Н.В. Гоголя. | Знать: - мотивы, побудившие Н.В. Гоголя к созданию повести; - историческую основу произведения; - особенности эпического мира могучего, прекрасного человека, изображённого Н. В. Гоголем в повести «Тарас Бульба». Уметь: - создавать речевую ситуацию, связанную с изменением социальной функции героя; - выделять главное в прослушанном тексте; - создавать заметки об услышанном; - анализировать эпическое произведение; - выразительно читать и пересказывать. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2. Выборочная проверка таблицы. 3.Оценка устной работы на уроке. | 1.Подготовить рассказ об истории создания повести и исторической основе произведения, используя дополнительную литературу. | |||||
Урок 35. «Бранное, трудное время ..» Степь как образ Родины в повести Н.А. Гоголя. | 1.Лексическая работа. 2.Анализ первой главы повести. 3.Выразительное чтение и анализ описания степи. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. | 1.Отметить в тексте эпизоды, в которых наиболее отчётливо проявились характеры героев. | ||||||
Уроки 36, 37. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий. | 1.Лексическая работа. Учащиеся задают вопросы ученику, комментирующему значение слов. 2.Аналитическая работа с текстом: -исследование, - дискуссия, - лексическая работа. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. 3.Оценка работы с текстом. | 1.Составить план-рассказ о жизни Тараса Бульбы. | ||||||
Урок 38. Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1.Аналитическая работа с текстом: - чтение и анализ эпизодов повести; -дискуссия; - лексическая работа; - викторина. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. 3.Участие в дискуссии и викторине. | Групповые задания по работе с текстом повести. | ||||||
Урок 39. Развитие речи Мастерская творческого письма. Написание рассказа о событиях от лица их участника. Анализ письменных работ. | 1.Работа над сочинением - -повествованием от лица участника событий. | Уметь: - обобщать и систематизировать изученный материал. | 1.Оценка творческой работы. | 1.Написать сочинение о доблестных казаках-кочевниках. | |||||
Урок 40. И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1.Лекция учителя с элементами беседы. 2.Художественный пересказ рассказа «Бурмистр». 3. Художественный пересказ рассказа «Малиновая вода». | Знать: - о внутреннем единстве цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси. Уметь: - внимательно относиться к художественному слову; - выделять главное в тексте. | 1. Выборочная проверка конспекта лекции учителя. 2.Оценка пересказа рассказов «Бурмистр» и «Малиновая вода». | 1.Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бирюк». | |||||
Уроки 41, 42. И.С. Тургенев. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. | 1.Анализ рассказа. 2.Лексическая работа. 3.Работа с иллюстрациями к рассказу. | Знать: - об особенностях характера героя рассказа; - о способности сохранить человеческое достоинство; - о поиске причин трагического одиночества героя. Уметь: - анализировать эпический текст в единстве формы и содержания. | 1.Оценка устной работы на уроке. | 1.Составить таблицу по образцу. 2.Инд. задание. Выучить наизусть одно из стихотворений И.С. Тургенева «Осенний вечер... Небо ясно..», «Дай мне руку – выйдем мы в поле..». | |||||
Урок 43. И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «В дороге». | 1.Работа в парах. Составление круга вопросов, на которые необходимо будет ответить в ходе урока. 2.Чтение и анализ стихотворения. 3.Чтение наизусть. | Знать: - об особенностях миросозерцания писателя. Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2..Оценка работы в парах. 3.Оценка умения анализировать поэтический текст. | Стихотворение «В дороге» наизусть. 2.Составить тезисный план статьи учебника о творчестве Н.А.Некрасова. | |||||
Уроки 44, 45. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. | 1Лекция учителя с использованием ИКТ. 2.Чтение и комплексный анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...». 3.Чтение и комплексный анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей...». | Знать: - художественную идею стихотворений; - гражданскую позицию Н.А. Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери. Уметь - составлять тезисный план статьи учебника; - владеть навыком многоуровневого анализа поэтического текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка умения выразительно читать и анализировать поэтический текст по плану. | 1.Одно из стихотворений наизусть. 2.Подготовка творческого проекта. | |||||
Урок 46 Развитие речи Конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений Н.А. Некрасова | 1.Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Уметь: выразительно читать стихотворные тексты | 1.Рецензия и оценка чтения стихотворений. | 1.Подготовка к тестированию. | |||||
Урок 47. Контрольное тестирование за первое полугодие | 1.Тестирование. | Знать: - художественные произведения; - особенности развития литературного процесса. Уметь: - устанавливать взаимосвязь литературы с историческими событиями, особенностями развития литературного процесса; - давать оценку важнейшим литературным направлениям и художественным методам. | Контрольное тестирование за первое полугодие. | 1.Подготовить сообщения о жизни Л.Н.Толстого по плану. | |||||
Урок 48. Л. Н. Толстой в 30 – 50-е гг. 19 в. Повесть «Детство» | 1.Представление творческого проекта. 2.Лекция учителя с элементами беседы. | Знать: - о ключевых событиях 30-50 гг., повлиявших на становление характера Л.Н. Толстого; - о толстовской идее стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, т. е. в Боге. Уметь: - выделять главное в сообщениях учителя и учащихся; - составлять устный отзыв об услышанном на уроке; - строить устное высказывание на заданную тему. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Рецензия и оценка творческого проекта. 3.Выборочная проверка конспекта | 1.Подготовить пересказ статьи учебника, посвящённой творчеству Л.Н. Толстого. | |||||
Уроки 49, 50. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый». | 1.Выразительное чтение и комплексный анализ глав повести «Детство». 2.Художественный пересказ отдельных глав. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. 3.Оценка умения пересказать текст. | 1.Индивидуальные и групповые задания. | ||||||
ЧЕТВЁРТЫЙ | СЕМЕСТР | ||||||||
Урок 51. Л. Н. Толстой. Анализ глав повести «Детство»:«Матап», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». | 1.Выразительное чтение и комплексный анализ глав повести «Детство». 2.Художественный пересказ отдельных глав. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. 3.Оценка умения пересказать текст. | 1.Прочитать рассказ «Бедные люди». 2.Инд. задание. Выучить наизусть стихотворение А.Я. Яншина «Спешите делать добрые дела | ||||||
Урок 52. Л.Н.Толстой. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство». | 1.Чтение учителем рассказа «Бедные люди». 2.Работа со статьёй учебника, посвящённой рассказу. 3.Поготовка материалов к сочинению. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. | 1. Подготовить тезисы творческой работы. | ||||||
Урок 53 Развитие речи Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н.Толстого. Сочинение «Спешите делать добрые дела!» | 1.Работа над сочинением. | Уметь: - обобщать и систематизировать изученный материал. | 1.Оценка творческой работы | 1.Написать сочинение «Спешите делать добрые дела!» | |||||
Урок 54, 55 В.Г. Короленко. Вехи биографии. Повесть «В дурном обществе». | 1.Чтение и обсуждение статьи учебника о В. Г. Короленко. 2.Выразительное чтение фрагмента из книги В. Г. Короленко «История моего современника». | Знать: - о биографических сведениях из жизни писателя, нашедших своё отражение в книге «История моего современника»; - о значении темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве; - о причинах непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца; - о нравственных основах дружбы Васи, Валека и Маруси; - о художественной идее повести. Уметь: - выделять главное в услышанном на уроке; - составлять художественный пересказ эпизодов; - обобщать изученный материал. | 1.Оценка устной работы на уроке. 2.Оценка умения выразительно читать текст. | 1.Перечитать главы 4-9 повести. | |||||
Урок 56. В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | 1.Анализ текста повести: - исследовательская работа по группам; - лексическая работа. | 1.Рецензия и оценка исследовательской работы. | 1.Подготовить Подробный пересказ эпизодов: а) встреча Васи с детьми подземелья; б) главы 7. | ||||||
Урок 57. В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | 1.Аналитическая беседа по домашнему заданию. 2.Анализ текста: - дискуссия; - лексическая работа; - исследование текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке: участие в дискуссии и исследование текста. | 1.Сочините рассказ о встрече повзрослевшихВалека и Васи. 2. .Подготовка творческого проекта «А.П. Чехов и Таганрог». 3.Сообщение о псевдонимах А. П. Чехова. | ||||||
Урок 58 Антон Павлович Чехов и Таганрог | 1.Представление творческого проекта. 2.Лекция учителя с элементами беседы. | Знать: - об особенностях раннего творчества А. П. Чехова; - о тематике и проблематике его сатирических и юмористических рассказов; -о приёмах создания комического; - об особенностях авторского мировосприятия. Уметь: - выделять главное в услышанном на уроке; - составлять художественный пересказ эпизодов; - проводить исследовательскую работу с текстом; - обобщать изученный материал. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Рецензия и оценка творческого проекта. 3.Выборочная проверка конспекта | Прочитать рассказ «Шуточка». | |||||
Урок 59. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Шуточка»: темы, приемы создания характеров персонажей. | 1.Сообщение учителя. 2.Чтение и анализ рассказа «Налим» (составление таблицы). 3.Работа с иллюстрациями. 4.Чтение и анализ рассказа «Шуточка». 5.Представление творческого проекта. | 1.Рецензия и оценка творческого проекта. 2.Выборочная проверка таблицы. 3.Рецензия и оценка творческого проекта. | 1. Учебник с. 75, вопросы 1-4, «Живое слово». | ||||||
Урок 60. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Налим»: отношение автора к героям | 1.Сообщение учителя. 2.Чтение и анализ рассказа «Налим» (составление таблицы). 3.Работа с иллюстрациями. 4.Чтение и анализ рассказа «Шуточка». 5.Представление творческого проекта. | Знать: - об особенностях раннего творчества А. П. Чехова; - о тематике и проблематике его сатирических и юмористических рассказов; -о приёмах создания комического; - об особенностях авторского мировосприятия. Уметь: - выделять главное в услышанном на уроке; - составлять художественный пересказ эпизодов; - проводить исследовательскую работу с текстом. | 1.Рецензия и оценка творческого проекта. 2.Выборочная проверка таблицы. 3.Рецензия и оценка творческого проекта. | 1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий» | |||||
Урок 61. А.П. Чехов Рассказ «Толстый и тонкий». Отношение автора к героям. | 1.Чтение и анализ рассказа: - лексическая работа, - групповая исследовательская работа. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. 3.Рецензия и оценка исследовательской работы. | 1.Ответить на вопрос: «Что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый?» Составить рассказ от его лица. | ||||||
Уроки 62, 63 Развитие речи. Мастерская творческого письма. Рассказ о смешном случае из моей жизни. Анализ творческой работы. | 1.Работа над черновым вариантом сочинения. | Уметь: - обобщать и систематизировать изученный материал. | 1.Оценка творческих работ. | 1.Подготовить рассказ о смешном случае из жизни. | |||||
Урок 64. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь | 2.Лекция учителя с элементами беседы. | Знать: - об особенностях мировоззрения И.А.Бунина, отразившихся в ранней лирике поэта; - о художественной идее рассказа «Лапти», нашедшей отражение в символическом противостоянии красного и белого как сил добра и зла. Уметь: - проводить исследовательскую работу с текстом; - владеть разными видами пересказа текста. | 1.Оценка устной работы на уроке. | ||||||
Уроки 65, 66 Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...». | 1.Выразительное чтение стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет...». 2.Представление творческого проекта. 3.Групповая исследовательская работа с текстом стихотворения. | 1.Рецензия и оценка проекта. 2.Оценка выразительного чтения. 3.Рецензия и оценка исследовательской работы. | 1.Выучить стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…» наизусть | ||||||
Урок 67. И.А. Бунин Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1.Анализ рассказа «Лапти». Групповая исследовательская работа с текстом. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Рецензия и оценка исследовательской работы. | 1.Прочитать повесть «Белый пудель». 2.Озаглавить части повести. | ||||||
Урок 68 А.И. Куприн Детские годы писателя. | 1.Лекция учителя с элементами беседы. | Знать: - некоторые факты биографии А.И. Куприна, нашедшие своё отражение в повести. Уметь: - выделять главное в прослушанном сообщении; - владеть монологической и диалогической речью; - проводить исследовательскую работу с текстом. | 1.Оценка устной работы на уроке. | 1.Прочитать повесть «Белый пудель». 2.Озаглавить части повести. | |||||
Урок 69, 70 А.И. Куприн Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель».Основные темы и характеристики образов. | 1.Тезисная запись лекции учителя. 2. Анализ повести «Белый пудель». Групповая исследовательская работа с текстом. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Выборочная проверка конспектов. 3.Рецензия и оценка исследовательской работы. | 1.Прочитать рассказ «Тапёр» и выписать слова, характеризующие героев, и наиболее значимые детали, передающие атмосферу дома Рудневых | ||||||
ПЯТЫЙ СЕМЕСТР | |||||||||
Урок 71. А. И. Куприн Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | 1.Выразительное чтение и анализ эпизодов рассказа. 2.Лексическая работа. | Знать: - о художественной идее рассказа, состоящей в утверждении торжества подготовленного талантом и трудолюбием чуда в жизни человека. Уметь: - владеть монологической и диалогической речью; - владеть разными видами пересказа текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы на уроке. | 1.Написать рассказ о том, как складывалась жизнь Юрия Азагарова после встречи с Рубинштейна. | |||||
Урок 72. Развитие речи Выразительное чтение наизусть отрывков из стихотворения «В степи» и очерка К. Паустовского Исаак Левитан». | 1.Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Уметь: выразительно читать стихотворные тексты | 1.Рецензия и оценка чтения стихотворений. | 1.Подготовить сообщения о Есенине, используя дополнительную литературу. | |||||
Литература 20 века | |||||||||
Уроки 73, 74. С.А. Есенин «Песнь о собаке», Пафос и тема стихотворения. | 1.Лекция учителя с использованием ИКТ 2.Чтение и анализ стихотворения «Песнь о собаке». | Знать: - об авторской позиции, проявившейся в стремлении поэта, вдохновлённого переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям. Уметь: - анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания; - проводить исследование поэтического текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. . | 1.Характеристика стихотворения по плану. | |||||
Урок 75 «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. | 1.Самостоятельная исследовательская работа. Работа в парах с текстом стихотворения «Разбуди меня завтра рано...». | 1.Рецензия и оценка исследовательской работы | 1.Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору). | ||||||
Урок 76 Развитие речи Поэты XX века о родине, родной природе и о себе: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; | 1.Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений (по плану). | Знать: - об образной яркости и философской глубине лирики поэтов 20 века. Уметь: - выявлять авторские размышления об отношениях человека и природы; - работать со справочной литературой; | 1.Оценка выполнения домашнего задания. | 1.Подготовить сообщения о Пришвине М.М., используя дополнительную литературу. | |||||
Урок 77. М.М. Пришвин Вехи биографии. | 1.Лекция учителя с использованием ИКТ. 2.Работа с таблицей. 3.Анализ отдельных эпизодов сказки-были. | Знать: - историю создания произведения; - жанровые особенности сказки-были. Уметь: - владеть монологической и диалогической речью; - владеть разными видами пересказа текста; - проводить исследовательскую работу с текстом. | 1.Выборочная проверка конспектов и таблицы. 2.Оценка устной работы. | 1.Составить устный портрет писателя. | |||||
Урок 78. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1.Групповая исследовательская работа с текстом. 2.Работа с иллюстрациями. 3.Аналитическая беседа. | 1.Рецензия и оценка исследовательской работы. 2.Оценка устной работы. 3.Оценка выполнения домашнего задания. | |||||||
Урок 79 М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша | 1.Работа с таблицей. 2.Анализ отдельных эпизодов сказки-были. | 1.Оценка устной работы. | 1.Подготовить художественный пересказ оБлудовом болоте и Слепой Елани. | ||||||
Урок 80. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия сказки-были. | 1.Аналитическая беседа. 2.Работа с иллюстрациями. | 1.Оценка устной работы. | 1.Составить цитатный план сказки-были. | ||||||
Уроки 81. Развитие речи В мастерской писателя | 1.Конкурс на лучший цитатный план сказки-были. 2.Конкурс лучшего знатока художественной детали. | Уметь: выделять главное вхудожественном тексте. | 1.Рецензия и оценка выполнения конкурсных заданий. | 1.Подготовить сообщения о Н.М. Рубцове, используя дополнительную литературу. | |||||
Урок 82. Н.М. Рубцов Вехи творчества. «Звезда полей». Человек и природа в стихотворении | 1.Рассказ учителя. 2.Работа со статьёй учебника, посвящённой жизни и творчеству Н.М. Рубцова. 3.Чтение и анализ стихотворений. 4.Лексичнская работа. | Знать: - художественную идею стихотворений «Звезда полей» и «Тихая моя родина». Уметь: - владеть навыком многоуровневого анализа лирического текста. | 1.Оценка устной работы. 2.Оценка выполнения домашнего задания. | 1.Нарисовать иллюстрации к стихотворению «Звезда полей». | |||||
1.Оценка устной работы. 2.Оценка выполнения домашнего задания. | Индивидуальные задания. | ||||||||
Урок 83. Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй. | 3.Чтение и анализ стихотворений. 4.Лексичнская работа. | 1.Оценка устной работы. 2.Оценка выполнения домашнего задания. | 1Анализ стихотворения по плану. | ||||||
ШЕСТОЙ СЕМЕСТР | |||||||||
Уроки84, 85 Развитие речи. Русские поэты о родной природе | 1.Представление литературной композиции. | Знать: - произведения русских поэтов о родной природе. Уметь: - выразительно читать поэтические произведения. | 1.Рецензия и оценка чтения наизусть. | 1.Подготовить сообщение о В.П. Астафьеве, используя дополнительную литературу. | |||||
Уроки 86. В. П. Астафьев. Вехи биографии. | 1.Рассказ учителя. 2.Художественный пересказ и анализ рассказа «Последний поклон». 3.Выразительное чтение очерка «Русская мелодия». 4.Работа с фотографиями и иллюстрациями. | Знать: - историю создания книги «Последний поклон»; - особую атмосферу жизни послереволюционной деревни; - мотив поступков героев повести; - смысл названия рассказа. Уметь: - выразительно читать и художественно пересказывать текст; - выделять главное в сообщении учителя и учащихся; - составлять рассказ от имени героя. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. | 1.Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой». | |||||
Урок 87. В. П. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | 1.Выразительное чтение и анализ рассказа «Конь с розовой гривой. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы | 1.Нарисовать портреты героев повести и подписать рисунки, используя цитаты из повести. | ||||||
Уроки 88, 89. В.П. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук. | 1.Выразительное чтение и анализ рассказа «Конь с розовой гривой». | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. | 1.Составить краткий письменный рассказ о событиях из жизни главного героя повести. | ||||||
Уроки 90. Развитие речи Мастерская творческого письма. | 1.Подготовка Чернового варианта Творческой работы. | Уметь: - обобщать и систематизировать изученный материал; - работать с тестом. | 1.Оценка устной работы. | 1.Подготовка творческого проекта «Сороковые -роковые..». 2.Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне. | |||||
Уроки91, 92. Развитие речи «Сороковые – роковые…» Литературная композиция. | 1.Представление литературной композиции. | Знать: - произведения о Великой Отечественной войне. Уметь: - выразительно читать поэтические произведения. | 1Реценция и оценка чтения наизусть. | 1.Подготовить сообщения путешествияхСиндбада-морехода | |||||
Урок 93 Контрольное тестирование | 1.Контрольное тестирование | Уметь: - обобщать и систематизировать изученный материал; - работать с тестом. | 1.Выполнение контрольного теста. | ||||||
Зарубежная литература | |||||||||
Уроки 94, 95 Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | 1.Работа со статьей учебника о книге «Тысяча и одна ночь». 2.Выразительное чтение и анализ сказки. | Знать: - историю создания книги «Тысяча и одна ночь»; - тематику и проблематику сказок. Уметь: - выразительно читать и художественно пересказывать текст; - выделять главное в прослушанном сообщении. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. | 1.Художественный пересказ понравившегося эпизода сказки. | |||||
1.Составить план статьи учебника о братьях Гримм. | |||||||||
Уроки 96, 97. Братья Гримм Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | 1.Рассказ учителя. 2. Групповая исследовательская работа с текстами сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыря» и Братьев Гримм «Снегурочка». | Знать: - классификацию сказок братьев Гримм, вошедших в их сборник; - причины обращения к фольклору; - сходства и различия литературных сказок на уровне сюжета, системы образов, идеи. Уметь: - владеть монологической и диалогической речью; - владеть разными видами пересказа текста; - проводить исследовательскую работу с текстом. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Оценка устной работы. 3.Рецензия и оценка исследовательской работы. | 1.Письменная характеристика Снегурочки. 1.Прочитать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих». | |||||
Уроки 98, 99. О. Генри Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез ( дети и взрослые в рассказе). | 1.Рассказ учителя с использованием ИКТ. 2.Заполнение таблицы по ходу рассказа учителя. 3.Анализ рассказа «Вождь краснокожих». | Знать: - об особенностях художественной манеры писателя; - тематике и проблематике его новелл. Уметь: - выделять главное в прослушанном тексте; - строить художественный пересказ; - готовить сообщение на заданную тему. | 1.Выборочная проверка составления таблицы. 2.Оценка устной работы. | 1.Подготовить рассказ о писателе по материалам учебника и урока. | |||||
1.Составить словесный портрет Джонни из рассказа «Вождь краснокожих». | |||||||||
1.Подготовить худ.пересказ рассказа Д. Лондона «Белое безмолвие». | |||||||||
Уроки 100, 101 Джек Лондон Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. | 1.Рассказ учителя. 2.Заполнение таблицы по ходу рассказа учителя. 3.Анализ рассказа «Любовь к жизни». | Знать: - о ключевой идее северных рассказов Джека Лондона. Уметь: - выделять главное в рассказе учителя; - строить художественный пересказ; - делать выводы и обобщения по ходу урока; - проводить комплексный анализ текста. | 1.Оценка выполнения домашнего задания. 2.Выборочная проверка составления таблицы. 2.Оценка устной работы. | 1.Прочитать рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». | |||||
1.Индивидуальные задания. | |||||||||
Урок 102. Итоговый урок | 1.Обсуждение итогов тестирования. | Список книг для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...
тематическое планирование по литературе 11 класс
Тематическое планирование по литературе 11 класс. Всего 102 часа. Составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень). Автор программы Коровина В.Я....
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...
тематическое планирование по литературе 9 класс
Данное планиролвоние составлено к учебно-методическому комплексу " В мире литературы" под редакцией А. Г Кутузова. В планирование включены уроки внеклассного чтения....
Тематическое планирование по литературе 7 класс
Планирование по литературе 7 класс по программе Меркина (70 часов), содержит региональный компонент Ростовской области...