рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Белоконева Ольга Борисовна

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературного краеведения 9-ых классов.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи , существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».

Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Н.М.Языкова, Н.М.Карамзина  и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

 

Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Симбирским-Ульяновским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

  • Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
  • Сформировать их представление о месте Симбирского-Ульяновского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
  • Расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Симбирского-Ульяновского края;
  • Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
  • Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся.

 

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, литературные гостиные и т.д.

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx96.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 273 – ФЗ (ПринятГосударственной Думой21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.3.2004 г. № 1089;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11классы (базовый уровень)». Под редакцией В.Я. Коровиной. М. Просвещение, 2010.

  • Учебный план МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова на 2015-2016 учебный год.

  • Письмо ОУ администрации города Ульяновска от 15. 07. 2015 № 2642 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях города Ульяновска в 2015 – 2016 учебном году».

  • Годовой календарный учебный  график  МБОУ «СШ № 5 им. С.М. Кирова» на 2015 – 2016 учебный год.

Программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне,  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.  

Программа 9 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса литературы в 9 классе определяются с опорой на текстуальное изучение художественных произведений и заключаются в формировании читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

•        познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

•        практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

•        эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Выбор рабочей программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе. Социальному заказу родителей;

- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Учебно – методический комплект.

Для учителя

  1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11классы (базовый уровень) ». Под редакцией В.Я. Коровиной. М. Просвещение, 2010 год.

2.Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2010 год.

3. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010 год.

4. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2009 год.

Для ученика

1. Литература.   9 класс:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.

Формы контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи.лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи (сочинение)

Введение.

1

Литература Древней Руси

5

1

Русская литература ХVIII века

10

Из русской литературы I половины ХIХ века  

3

А.С.Грибоедов «Горе от ума»  

 6

2

Творчество А.С.Пушкина

14

1

Творчество М.Ю.Лермонтова

11

2

Творчество Н.В.Гоголя

5

1

Русская литература второй половины ХIХ века

7

1

Русская литература ХХ века. Проза  

11

Русская литература ХХ века. Поэзия  

11

Из зарубежной литературы

7

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Резервные уроки

4

Итого: 105 часов.

97

8

Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

 

Программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение, 2010)

Основное учебное пособие Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 9 кл. общеобразоват. учреждений.

Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2010.

№ урока

Дата План/ факт

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Элементы содержания урока

Межпредметные связи

ТСО

Домашние задание

(примерное)

I четверть

1

01.09

01.09

Вводный урок.  Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, работа с книгой

 Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

Из древнерусской литературы (2ч)

2

04.09

04.09

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.  

Лекция, слушание фрагментов произведения

 Основные этапы развития рус/литер., её жанровое разнообразие.

Выводы, сравнение произведений

ИЗО. Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища

 Игоря Святославовича с половцами».  

История.Культура и быт Руси в IX-XII веках.раздробленность русских земель (7 класс).

Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».

Презентац

иллюстрац

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.

3-4

07.09

08.09

07.09

08.09

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению.

Практикум

Приемы работы с текстом; элементы лингвистического анализа

Домашние сочинение. Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "

Из русской литературы XVIIIвека (11ч)

5

11.09

11.09

Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

Лекция, работа с книгой

История. Эпоха просвещения.классицизм в русском и мировом искусстве.

иллюстрац

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

6

14.09

14.09

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Лекция, практикум

анализстихотворения

ИЗО. Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы  Вишнякова, Державина.

Презентац

Иллюстрац

 С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

7

15.09

15.09

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол еяВеличесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

выразительное чтение, беседа

Своеобразие темы и идеи оды

Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

8-10

18.09

21.09

22.09

18.09

21.09

22.09

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Внеклассное чтение

Практикум

классицизм как литературное направление, его принципы

анализ поэтического текста

Продуктивный уровень:

История. Эпоха просвещения. Внутрен. политика Екатерины II (7 класс).

Быт основ.сословий в XVIII веке.

Презентац

С.59-64, записи в тетрадях. Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

11

25.09

25.09

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Рассказ, беседа

Новаторство темы и идеи произведения

Презентац

С.68-74, вопросы 1-6

12

28.09

28.09

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум

Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии. Вопросы 7-9, с.74

13

29.09

29.09

Романтизм в русской литературе 19 века. Жизнь и творчество В. А. Жуковского. «Литературный Колумб России».

Лекция, работа с книгой

  1. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
  2. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

ИЗО.Портреты Жуковского

.

Презентац

С.75-85, вопросы с.85, знать особенности романтизма как литературного направления», читать баллады.

14

02.10

02.10

«Светлана» - одна из лучших баллад Жуковского. Переводные произведения. Стихотворения.

Лекция, практикум, анализ

обобщить признаки романтизма как литературного метода на примере произведений Жуковского.

С.103, вопросы, подготовиться к сочинению

15-16

05.10

06.10

05.10

06.10

Сентиментализм как литературное направление. Н. М. Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза» как сентиментальное произведение.

Сообщения

Из русской литературы XIХ века (52ч)

16

09.10

09.10

Грибоедов А. С. Личность и судьба

Лекция

Презентац

Выучить лекцию, с.112 вопросы Прочитать комедию.

17

12.10

12.10

«Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Беседа, выразительное чтение

понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики

анализировать поэтический текст

Презентац

Чтение 2 действия. Работа с текстом.

18

13.10

13.10

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Беседа, практикум

  1. рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;
  2. формировать систему нравственных ценностей;
  3. вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
  4. развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.

Иллюстр.

Сравнительные характеристики персонажей. С. 147 – Ч. и  М. Роль художественной детали в создании образов.

19

16.10

16.10

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

Практикум, чтение по ролям

понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях

анализировать поэтический текст

Музыка.

Вальсы Грибоед.

ИЗО.

Портреты Грибоед., работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.

Презентац

Перечитать 4 действие. Выучить наизусть монолог по выбору.

20

19.10

19.10

4 действие. Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и  традиции в комедии.

Лекция, беседа, выразительное чтение, аналитическое чтение

Черты классицизма и реализма в комедии.

Иллюстрац

Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний».

21

20.10

20.10

И. Гончаров. «Мильон терзаний». Приемы конспектирования.

Практикум

Сравнительные характеристики персонажей. Основные тезисы статьи.

Подготовка к сочинению. Подбор цитатного материала.

22

23.10

23.10

Классное сочинение по комедии «Горе от ума».

Практикум

23

26.10

26.10

Классное сочинение по комедии «Горе от ума».

Практикум

24

27.10

27.10

Классное сочинение по комедии «Горе от ума».

практикум

25-26

30.10

30.10

Комплексный анализ  сочинеинй по по комедии       "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

"Смысл названия комедии".

"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"

"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…

"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".

"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.

Развитие речи

Классификация речевых недочетов, грамматических ошибок.

 Подробная работа над ошибками.

27

09.11

09.11

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лекция, демонстрация

факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

 Анализ языкового строя стиха

ИЗО.Портреты А.С.Пушкина.

Русский язык.

Сборник текстов, текст

 №1    «И.Пущин»,

№48  «Москвич Пушкин».

№72 «О музейной смотрительнице»

Презентац

Работа в группах собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.

28

10.11

10.11

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Лекция, беседа, выразительное чтение

особенности каждого жанра, тематической группы

анализировать языковой строй стиха

иллюстрац

Наизусть

стихотворение «Пущину"  (1826).

29   

13.11

13.

11

Свободолюбивая  лирика А.С. Пушкина

выразительное чтение

Личная и общественная свобода в понимании поэта

иллюстрац

Анализ стихотворения. Чтение наизусть.

 

30    

16.11

16.

11

Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Семинар

Любовь и ее место жизни человека, особенности пушкинского восприятия любви

иллюстрац

музыка

Анализ стихотворения Чтение наизусть.

31      

17.11

17.

11

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Практикум

Высокая миссия поэта

Ответ по плану с цитированием наизусть.

32     

20.11

20.

11

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

Внеклассное чтение

Свобода воли и свобода чувства

«Евгений Онегин». Знание текста.

33

23.11

23.

11

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах.  Система образов романа.

Лекция, работа с книгой

жанры лирики, её особенности, понятие «роман в стихах»; композиционное строение романа; герои

самостоятельные  выводы, выявление авторской позиции и художественной концепции произведения: сюжет, система образов

ИЗО.Иллюстр. к роману. Художники: М. Микешин, Н. Кузьмин, М. Добужинский, А. Нотбек, В. Канашевич, сам А. С. Пушкин.

Музыка. Чайковский. Опера «ЕО».

Презентац

День Онегина в Петербурге.

34

24.11

24.

11

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Беседа, выразительное чтение

выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов

  1. Проанализировать строфы XXXIX иXXXVII  (возможные пути жизни Ленского).
  2. Письмо Онегина и  Татьяны.
  3. Как изображена Москва в гл.7.

35

27.11

27.

11

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Аналитичес-кая работа с текстом

 Работа с критической литературой

36

30.11

30.

11

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум

Письмо наизусть.

37

01.12

01.

2

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Беседа

38

04.12

04.

12

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Семинар

39-40

07.

12

08

.12

07.

12

08

.12

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев. Подготовка к сочинению по роману.

Развитие речи

 самостоятельные  выводы, рассуждения на нравственно-этические темы

41

11.12

11.

12

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

Внеклассное чтение

определить тематику и проблематику маленькой трагедии

 - уметь находить изобразительно – выразительные средства языка;

- уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств,  объединенных одной темой;

Понятно, что зависть – явление крайне страшное. Как с ней бороться, чтобы сохранить свет в своей душе? Вы – люди 21 века. Попробуйте  поразмышлять над этой проблемой. Каким образом можно бороться с таким чувством как зависть?  Напишите свои рецепты.

42

14.12

14.

12

М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки

История.

30-е годы XIX века.

Презентац

иллюстрац

1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»;  «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;

43    

15.12

15.

12

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.  Анализ «Думы».

Семинар

«Выхожу один я на дорогу» Наизусть.

44     

18.12

18.

12

Образ поэта-пророка в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Практикум

понятие композиции поэтического произведения.

особенности строения стиха

иллюстрац

1) Чтение учебника, статьи (стр. 227—279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…"  "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как места"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! — мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

45    

21.11

21.

11

Практикум

иллюстрац

«Родина». Наизусть стихотв.

46     

22.12

22.

12

«Герой нашего времени»  - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.

Лекция, работа с книгой

Ппроблематика произведения; смысл понятия «герой времени»

Подбор  цитат, характеризующих героя

Презентац

читать главу "Максим Максимыч".

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник — стр. 288 — 311.

47

25.12

25.

12

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Беседа

Художественные средства создания характера героя

Построение собственных высказываний на материале произведения, анализ изобразительных средств

1) Стр. Учебника — "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

48

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Беседа

Проемы самохарактеристики

 чтение и анализ повести "Княжна Мэри".

49

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум

Сравнительные характеристики персонажей

повести "Фаталист" ст. Белинского о Герое…"

—Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?

— В чем беда Печорина?

— Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?

Где автор более сурово осуждает свое поколение?

50

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Практикум

1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к  сочинению.

51

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

Семинар

52

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени».

Урок

 Контроля

Стр.319-324

53

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

особенности жанра поэмы как эпического произведения, понятия лиричности и психологизма

Русский язык.

Сб-к текстов

 №3 «О Чичикове»

№41 («Чичиков и Собакевич»).

История.

Крепостное право в России.

Презентац

иллюстрац

Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.

54

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Работа с текстом

понятие «типизация» самостоятельные выводы,  авторская позиция и художественная концепция произведения: сюжет, система образов

иллюстрац

Подготовить тест.

55

Образ города в поэме «Мертвые души».

Беседа

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Беседа

выводы по теме, анализировать детали произведения

Подготовиться к диспуту.

57-58

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

Семинар

Статьи учебника о Тютчеве, Фете, Некрасове.

59

А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада.

Лекция, беседа

 Значение драматургии А.Н.Островского; обзорное       знакомство с содержанием пьесы

Презентац

«Бедность не порок». Чтение статьи.

60

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Беседа

Чтение статьи учебника.

61-62

Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

содержание повести.характеризовать изобразительно-выразительные средства.

Презентац

«Белые ночи». Мое представление о главном герое.

63

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».  Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Беседа

Характеристика героини; психологизм повести.

Ответ на вопрос: “Актуальна ли проблема, поднятая в произведении,в наши дни”?

64

Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)

Внеклассное чтение

Нравственные проблемы и их восприятие в юности

Русский язык.

Текст № 8 («Исповедь»).

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».

65

Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

Аналитическая беседа, работа с книгой,

«Маленький человек» и человеческое достоинство, обсуждение сюжета

Презентац

иллюстрац

Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?

66

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Беседа

Уникальность и узнаваемость чеховских героев

Статья учебника о литературе ХХ века.

67

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского,  Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

Развитие речи

Составление подробного плана, подбор цитат, основная мысль.

Из поэзии  XIХ века (1ч)

68

ЛирикаН.А.Некрасова,  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Внеклассное чтение

 Основные жанры лирики, особенности гражданской лирики

 Анализ поэтического текста

Презентац

иллюстрац

Анализ стихотв. По выбору.

Из русской литературы XХ века.

Из русской прозы ХХ века. (10ч)

69

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой,

Анализ стихотворения по выбору.

70

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Аналитическая беседа, работа с книгой,

 Понятие импрессионализма в искусстве

 характеризовать изобразительно-выразительные средства.

Презентац

71

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Практикум

Лингвистический анализ текста

иллюстрац

72

М.Булгаков. Жизнь и судьба.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

 Содержание произведения.

  Определение нравственной проблематики произведения;  различными видами пересказа.

Презентац

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

 

73

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

Практикум

.Ответить на вопросы.

74

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой,

 Композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя, автор и повествователь в рассказе

 Определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

ИЗО – портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий.

Музыка– песни военных лет.

История– Великая Отечественная война.

Презентац

75

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Практикум

76

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Беседа, работа с книгой

Характеристика главной героини через особенности жанра прозведения

Презентац

77

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Практикум

Письм. ответ на вопрос: “О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?

78

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.

Урок

контроля

Из русской поэзии ХХ века.

Штрихи к портретам (14ч)

79

«Серебряный век» русской поэзии.

Лекция, демонстрация

 Основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму

 характеризовать изобразительно-выразительные средства.

ИЗО.Портреты поэтов «серебряного века».

Презентац

В чем уникальность «Серебряного века»?

IV четверть

80

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека.., «О, весна без конца и без краю…» и др.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

 Анализ поэтического текста

иллюстрац

Наизусть на выбор.

81

С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

 Самостоятельное суждение;  читательское восприятие стихов

иллюстрац

Наизусть на выбор.

82

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

Практикум

Лингвистический анализ текста

иллюстрац

Наизусть на выбор

83-84

Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Новаторский стиль, новизна выразительных средств, особенности мировоззрения

иллюстрац

Наизусть на выбор.

85

М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

иллюстрац

музыка

Наизусть на выбор.

86

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Практикум

Наизусть на выбор.

87

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

иллюстрац

Наизусть на выбор.

88

«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Русский язык.

Текст № 14 (из статьи «Анна Ахматова» К.И.Чуковского).

иллюстрац

Любимые страницы.  Поэзии «серебряного века».

89

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Практикум

Любимые страницы.  Поэзии «серебряного века

90

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

иллюстрац

91      

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

иллюстрац

Подготовиться к семинару.

92 

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Практикум

Подготовиться к семинару

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. (3ч)

93-94 

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

Внеклассное чтение

иллюстрац

музыка

Анализ произведений.

95

Зачетное занятие по русской лирике XX века.

Урок

контроля

Анализ произведений

Из зарубежной литературы (7ч)

96

Античная лирика.

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Внеклассное чтение

 

97   

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

Беседа, работа с книгой

 

98

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Беседа, работа с книгой

Жанры драматического произведения, их отличительные признакиАнализ текста с точки зрения его строения и понимания

Презентац

99

Трагизм  любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Внеклассное чтение

100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

Лекция

101

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

Внеклассное чтение

102  

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Беседа, тестирование

 

103 - 105

Резервные уроки.

 

 

Учебно-методическое обеспечение и литература.

  1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 9классы (базовый уровень) ». Под редакцией В.Я. Коровиной. М. Просвещение, 2011 год.
  2. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2010 год.
  3. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010 год.
  4. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2009 год

  1. www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
  2. http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
  3. http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
  4. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php/ – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение
  5. http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
  6. http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
  7. http://bibliotekar.ru/pisateli/index.htm/ – «Библиотекарь.Ру» – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре. Великие писатели
  8. www.licey.net/lit/poet20/ – В.П. Крючков «Русская поэзия 20 века»: Учебное пособие
  9. www.gutov.ru/lifshitz/texts/ocherk/ork-sod.htm/ – М. Лифшиц «Очерки русской культуры»
  10. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
  11. http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.htm/ – Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...