Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Марина Викторовна Зиновьева

Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

Познакомить учащихся со стихотворением К. М. Симонова « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» ; совершенствовать навыки анализа текста; развививать творческие способности учащихся.

Задачи урока: Совершенствовать умение определять тему, основную мысль, идею, композицию стихотворения. Находить изобразительно-выразительные средства языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_kl.odt37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Зиновьева М.В.

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

Познакомить учащихся со стихотворением К. М. Симонова « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» ; совершенствовать навыки анализа текста; развививать творческие способности учащихся.

Задачи урока: Совершенствовать умение определять тему, основную мысль, идею, композицию стихотворения. Находить изобразительно-выразительные средства языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного стихотворения; план анализа поэтического текста, уметь анализировать текст, давать характеристику лирическому герою, определять тему, основную мысль, идею.

Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата; адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; - строить монологические и диалогические высказывания, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Личностные: формировать чувство патриотизма, гордость за тех, кто отстоял Победу, способствовать осознанию: война-тяжёлое испытание; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы: Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе, решение проблемных ситуаций.

Педагогические технологии: Проблемное обучение. Информационно-коммуникационные технологии.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, музыкальное сопровождение. Презентация о поэте К.М. Симонове. Видеоролик «От героев былых времён» .

Фонозапись стихотворения в исполнении актёра. Фонозапись песни « Жди меня».

Учебник: «Литература. 6 кл.». В 2ч./Под.ред. В.Я.Коровиной. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: «Просвещение», 2016. Часть 2.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Читаем эпиграф:

«И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех. что стали горсткой пыли».

  • Как вы поняли эти строки?

-Посмотрите на слайд, послушайте и подумайте, о чем мы будем с вами говорить на уроке.(Сообщение Левитана о начале ВОВ.)

Слайд №1

Настрой на урок.

Личностные: создать условия для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению.

Регулятивные: умение осуществлять личностную рефлексию.

II. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Просмотр видеоролика «От героев былых времён» (http://video.mail.ru/mail/v... )

-Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд №2

Учитель:

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

- Ребята,что вы знаете о ВОВ?

-Когда началась ВОВ? Когда закончилась?

-Кто с кем воевал?

-Какая это была война для нашего народа? За что воевали?

-Что принесла с собой эта война?

(Ответы учащихся.)

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; грамотно формулировать устные ответы.

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Организовать формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом.

-Назовите поэтов, которые писали о войне. 

  • Откройте учебник на странице 52

Слайд №3

  • С творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться?

Слайд №4

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

 ( Ответы учащихся: Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»)

- Ребята, а какие цели лично для себя вы поставите на уроке?
( Ответы учащихся: познакомиться с жизнью и творчеством поэта, научиться анализировать стихотворение ,проследить, как изображено военное время в стихотворении )

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

IV. Открытие новых знаний.

Учитель:

- На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска вероломно

вторглись на территорию Советского Союза. Началась

Великая Отечественная война, самая страшная, самая вероломная

и беспощадная в истории нашей страны.. Весь советский народ

поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага.

В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма,

их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт,

самоотверженно трудились в тылу. Трудно найти семью,

в которой не было погибших в боях, умерших от ран или лишений, пропавших в фашистском плену,

угнанных на работы в Германию, загубленных в страшных фашистских лагерях смерти.

Путь к Победе был долог и труден: более 20 миллионов

человеческих жизней столько наших соотечественников не

вернулось с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках) , 1710 разрушенных городов, 70 тысяч сожженных сел

и деревень…1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России,

радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и

великим подвигом всего нашего народа. И, неслучайно, её называют Великой и Священной, ведь она подняла все поколения на

борьбу за святое, правое дело.Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества:

военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке

они создавали свои произведения о войне. С первых дней войны свыше 2000 писателей и поэтов вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами, мерзли в окопах, ходили в атаку Их оружием были

и винтовка, и пулемет… и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами.

Симонов принадлежит к тому поколению поэтов, через всю человеческую и творческую жизнь которых прошла

Великая Отечественная война. О нем можно сказать его же словами: «Всю жизнь любил он рисовать войну». Но Симонов не рисовал ее, а прошел как солдат, военным корреспондентом с первых дней до Дня Победы.

 Слайд№ 5

Слушают учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать с информацией.

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя текст; формулировать выводы.

Регулятивные: уметь доказывать свою гипотезу в учебной и познавательной деятельности.

После того как в газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным поэтом в стране.. Стихотворение «Жди меня» печатать вначале Симонов не собирался, так как считал его слишком личным и читал только близким. Солдаты вырезали стихотворение из газет, переписывали его, хранили в карманах своих гимнастерок, посылали женам и невестам . И когда один из друзей сказал, что стих «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов решил отдать его в печать. Переложенное на музыку, «Жди меня» получило новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте.

-Давайте послушаем песню «Жди меня» на слова К.М.Симонова (СЛУШАЕМ песню) Слайд №6

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь,

Алеша, дороги Смоленщины…», в котором,обращаясь к

своему товарищу, поэту-фронтовику к Алексею Суркову, вспоминает о трудных днях отступления по Смоленской дороге.

-Чтобы лучше понять смысл стихотворения «Ты помнишь,Алёша, дороги Смоленщины...», я расскажу вам о событиях, которые происходили на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.Смоленская земля, в годы Великой Отечественной войны оказалась

на пути главных сил фашистского вторжения. Гитлеровское командование рассчитывало к концу июля 1941 г. с ходу захватить Смоленск, овладеть междуречьем Днепра и Западной Двины и темсамым открыть себе наикратчайшую дорогу на Москву. Но фашистские стратеги просчитались.
10 и юля началась одна из крупнейших битв начального периода - Смоленское сражение, продолжавшееся на огромном пространстве до середины сентября 1941 г.. Гитлеровцы впервые испытали на себе

залп нового советского оружия - ракетной артиллерии - легендарных "катюш" Большую помощь Красной Армии оказало мирное население области. По призыву областного комитета партии десятки тысяч стариков, женщин, девушек и юношей, которые заменили ушедших на фронт мужчин, участвовали в строительстве оборонительных укреплений, аэродромов, мостов и др. сооружений, для борьбы с

вражескими десантниками создали 26 истребительных батальонов и около сотни групп самообороны.
Попытка фашистов с ходу прорваться к Москве провалилась. Впервые за время второй мировой войны отборные фашистские войска, неся огромные потери, были задержаны на два месяца, что дало возможность советскому командованию выиграть время для подтягивания резервов из глубины страны, укрепления обороны столицы .

  1. Восприятие текста.

Слайд №7

Слушают аудиозапись  стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" в исполнении народного артиста России Алексея Петренко.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать своё мнение, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор.

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

Слайд №8

-Какой период войны описан в данном стихотворении?

-Какие  перед вами предстают картины ? ( Ответы учащихся: Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.)

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

(Ответы учащихся: Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, ведь

защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и

детей на поругание врагу. И эти женщины, покидаемые

отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком,

скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки).

-Какие вам встретились слова в стихотворении , значение которых вам непонятно?

Слайд №9

Кринка, верста,тракт, околица,погост, просёлок,  салопчик, плисовый, пажити.

Кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт — большая проезжая дорога;

погост — кладбище;

салопчик — женская одежда.

-Обратимся к началу стихотворения.

- Какие изобразительные средства языка помогают передать

горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

(Учащиеся находят эпитеты, метафоры, олицетворения, лексические повторы)

-—Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя,

а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские

женщины, и избу под Борисовом?

-Сколько частей в стихотворении?

(Ответы учащихся: В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)

3. Работа в группах.

1 группа – анализ 1 части, ответы на предложенные вопросы по карточкам.

Карточка 1

Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

(Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)

Что такое эпитеты? (Художественное ,образное определение) Найти эпитеты в 1 части самостоятельно. Какие эпитеты передают настроение поэта?

(Ответы учащихся: “Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)

Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

(Ответ на этот вопрос даёт поэт строками: ..всё-таки Родина//Не дом городской, где я празднично жил,//А эти просёлки, что дедами пройдены...)

Какой видится Родина поэту?

( Ответы учащихся:  «...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.)

2 группа. Анализ 2 части (Ответы на вопросы по карточкам)

Карточка 2

Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

( Ответы учащихся: Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

Что такое олицетворение(троп,который неодушевленному предмету приписывает качества живого существа)

Найдите олицетворения, усиливающие эту веру, самостоятельно.

( Ответы учащихся:“Мы вас подождём!”— говорили нам пажити.//“Мы вас подождём!”—говорили леса.)

Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

(Ответы учащихся: “...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)

Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

(Ответы учащихся: Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)

Чей образ предстаёт в последней строфе?

(Ответы учащихся: Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

( Ответы учащихся: Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

Вывод:

- Самые яркие впечатления автора связаны

не с военными баталиями, сильно поразил поэта и тот факт,что, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят: их молитвы будут услышаны, войска вернутся, прогонят фашистов с Русской земли и война закончится.Поэт ощутил нежность, сострадание к усталым женщинам,

почувствовал глубокое родство с беспомощными стариками,

надеявшимися дождаться солдат-освободителей.

Учитель: Начало войны-самый сложный период. Перед нами картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога , вдоль которой стоят деревни с погостами.

Войска отступают, но жители, которые остаются, на окупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с русской земли .Появляется лейтмотив стихотворения: «Мы “Мы вас подождём”. И, хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.

—Что такое Родина по мнению поэта?

—Какое чувство самое дорогое для русского человека?

-Как поэт выразил свою любовь к Родине?

-- С каким образом связывает поэт образ Родины в стихотворении?

-- Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе?

-- Какова главная мысль стихотворения?

-- Как поколение К.М. Симонова смогло доказать свою любовь к родине?

Слайд № 10

Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» обращено и к нашей памяти.

9 мая 2020 года салют Победы прогремит в 75-ый раз. Это самая знаменательная и значимая дата для нашей страны -75 лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца на фронт, не гибнут люди на полях сражений. Помните, ребята, какой ценой была достигнута наша Победа, какой ценой был сохранен мир, будьте благодарны тем воинам, которые подарили нам возможность жить и радоваться под мирным небом.

В каждом уголке нашей страны есть памятники, связанные с ВОВ. И в нашем поселке есть памятник воинам, погибшим в годы ВОВ. Каждый год 9 мая мы приходим сюда, чтобы отдать дань памяти воинам, погибшим в годы ВОВ.

Слайд № 11

Коммуникативные: высказывать и аргументировать своё мнение, умение работать в группах; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор.

Рефлексия.

 Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе?

 ( Ответы учащихся: Стихотворение не просто рассказывает о войне, её трудностях. Это стихотворение лирическое - передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность .)

Итог урока. Помочь учащимся самостоятельно обобщить материал

Подведение итога.

  • Какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Достигли этой цели?
  •  Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?
    -Выставление оценок за урок.

--Оцените свою работу на уроке.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

-На уроке я работала (активно, пассивно)

-Урок показался мне (коротким, длинным)

-За урок я (не устала, устала)

-материал урока для меня был (понятен, непонятен,

Интересен, неинтересен

Полезен, бесполезен).

Слайд № 12

(Учащиеся выбирают на слайде соответствующее высказывание)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание:

Сообщить учащимся о домашнем задании.

1) Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»

2)Творческое задание (по желанию): составить презентацию «Великая Отечественная война в живописи

Записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...

Произведения о Великой Отечественной войне в стихах К.М. Симонова и Д.С. Самойлова

Данный материал может быть использован на уроках литературы в 6 классе по творчеству К.М. Симонова и Д.С. Самойлова (стихи о ВОВ)....

Презентация к Уроку литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса  общеобразовательной школы. Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении творчества К. Симонова. Презентация сос...

Конспект урока на тему "Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»".

Тема: Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения   « Ты  помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».Цель урока: дать представление о Великой Оте...