Рабочая программа по литературе 6 класс 2015-2016.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Содержание тематического планирования 6 класса разработано с учетом авторской программы (авторы:Трунцева Т.Н. Робочая программа по литературе . 6 класс к УМК В.Я. Коровиной и др. (Просвещение). – М.: ВАКО, 2013.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 628.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура:
1. | Пояснительная записка.………………………………………………… | стр.3 |
2. | Содержание образовательной программы.…………………………. | стр.5 |
3. | Требования к уровню подготовки обучающихся………………….. | стр.11 |
4. | Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся | Стр12 |
5. | Источники информации………………………………………………. | стр.17 |
6. | Средства обучения………………………………………………….... | стр.17 |
7. | Приложение
| стр.18- |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
- Письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ № 40 от 02.09.2014г.;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ № 96 от 16.06.2015г.;
Учебный план МБОУ Озерной СОШ №9 отводит 68учебных часа для изучения литературы в 6 классе по 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 16-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Цели и задачи изучения литературы в 6 классе:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание тематического планирования 6 класса разработано с учетом авторской программы (авторы:Трунцева Т.Н. Робочая программа по литературе . 6 класс к УМК В.Я. Коровиной и др. (Просвещение). – М.: ВАКО, 2013.)
Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся общеобразовательного класса и уровень их подготовки по предмету в соответствии с авторской учебной программой, а так же общую характеристику класса. В 6 классе обучается 15 человек, 11 из которых по литературе учатся на «4» и «5» , и 4 на «3».
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 16-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Обучение осуществляется по УМК литературы 6 класс. Автор: В.Я. Коровина, 16-е издание, М. Просвещение 2009.., который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
2. Содержание образовательной программы.
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов | |
1 | Введение | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.. | 1 | |
2 | Устное народное творчество. | Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. | 3 | |
3 | Из древнерусской литературы. | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) | 1 | |
4 | Из русской литературы XIX века. | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). | 29 | |
5 | Из русской литературы XX века. | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. | 22 | |
6 | Зарубежная литература. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). | 12 | |
ИТОГО: | 68 |
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества изученных писателей;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
4. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по литературе.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.
Отметка “4”ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2”ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
- «5» - 90 – 100 %;
- «4» - 70 – 89 %;
- «3» - 50 – 69 %;
- «2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
- умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
- соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
- широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
- правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Средняя оценка по дизайну | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Средняя оценка по содержанию | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; | ||
Средняя оценка по защите проекта | ||
Итоговая оценка |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания публикации (буклет)
5 баллов отлично | 4 балла хорошо | 3 балла требуется доработка | |
Содержание | Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты. | Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты. | Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо. |
Дизайн | Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается. | Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно. | Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал. |
Максимальная оценка – 10 баллов
Критерии оценивания коллективной работы над проектом
«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.
«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
5Источники информации.
- Золотарева И.В. Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе 6 класс 2-е издание. – М.: ВАКО, 2005.
- Квашнина Е.С., Коптяева Т.Е. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / М.: Планета, 2015.
- Коровина В.Я. Литература. 6кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч1/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
- Коровина В.Я. Литература. 6кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч2/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
6.Средства обучения.
Учебная литература
- 1. Коровина В.Я. Литература. 6кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч1/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
- Коровина В.Я. Литература. 6кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч2/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
Интернет ресурсы
2. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
4. Портреты
№ | Ф.И.О. | Кол-во экземпляров |
1 | В.В. Маяковский | 1 |
2 | А.С. Пушкин | 1 |
3 | Л.Н. Толстой | 1 |
4 | С.Есенин | 1 |
5 | А. Блок | 1 |
6 | А.П. Чехов | 1 |
7 | Л.Н. Толстой | 1 |
8 | М.Ю. Лермонтов | 1 |
9 | Н.В. Гоголь | 1 |
10 | А.К. Толстой | 1 |
11 | Молодая гвардия | 1 |
7. Календарно – тематическое – планирование
(6 класс 68 часов).
№ п/п | Тема урока | Вид практического занятия, контроля | Дата проведения | |||
по плану на весь год | фактически | |||||
I ЧетвертьВведение 1час | ||||||
1 | В дорогу зовущие, или литература открывает мир | 02.09.2015 | ||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа) | ||||||
2 | Календарно-обрядовые песни | 07.09.2015 | ||||
3 | Пословицы и поговорки | 09.09.2015 | ||||
4 | Р.Р.В чем красота и мудрость русского фольклора? | 14.09.2015 | ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) | ||||||
5 | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | 16.09.2015 | ||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов) | ||||||
6 | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину» | Наизусть стихотворение | 21.09.2015 | |||
7 | Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» | Наизусть стихотворение | 23.09.2015 | |||
8 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» | Наизусть стихотворение | 28.09.2015 | |||
9 | Поэты пушкинской поры. | 30.09.2015 | ||||
10 | Р.Р. Двусложные размеры стиха. | 05.10.2015 | ||||
11 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский» | 07.10.2015 | ||||
12 | Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | 12.10.2015 | ||||
13 | Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | 14.10.2015 | ||||
14 | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | 19.10.2015 | ||||
15 | Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | Сочинение | 21.10.2015 | |||
16 | В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел» | 26.10.2015 | ||||
17 | М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | Наизусть стихотворение | 26.10.2015 | |||
18 | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | Наизусть стихотворение | 28.10.2015 | |||
19 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | 11.11.2015 | ||||
20 | И.С.Тургенев«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | Наизусть стихотворение | 16.11.2015 | |||
21 | Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» | Сочинение | 18.11.2015 | |||
22 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. | Наизусть стихотворение | 23.11.2015 | |||
23 | А.А.Фет. Стихотворения. | 25.11.2015 | ||||
24 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | 30.11.2015 | ||||
25 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 02.12.2015 | ||||
26 | В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка» | Наизусть отрывок | 07.12.2015 | |||
27 | Р.Р. Трехсложные размеры стиха | 09.12.2015 | ||||
28 | Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | 14.12.2015 | ||||
29 | Народ и власть в сказе о Левше. | 16.12.2015 | ||||
30 | Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | 21.12.2015 | ||||
31 | Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова. | Сочинение | 23.12.2015 | |||
32 | В.Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | 28.12.2015 | ||||
33 | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 30.12.2015 | ||||
34 | В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» | 11.01.2016 | ||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 час) | ||||||
35 | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». | 13.01.2016 | ||||
36 | А.П. Платонов.сказка-быль«Неизвестныйцветок». | 18.01.2016 | ||||
37 | М.М. Пришвин.ФилософскаяПритча «Кладовая солнца». | 20.01.2016 | ||||
38 | Тропа Насти | 25.01.2016 | ||||
39 | Тропа Митраши. | 27.01.2016 | ||||
40 | Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. | Сочинение | 01.02.2016 | |||
41 | «Великийхрам природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | 03.02.2016 | ||||
42 | В.Ч. Рассказ Ю. Нагибина « Мой первый друг, мой друг бесценный...» | 08.02.2016 | ||||
43 | Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 10.02.2016 | ||||
44 | В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | 15.02.2016 | ||||
45 | Р.Р. Особенности использования народнойречи в рассказе «Конь с розовой гривой» | 17.02.2016 | ||||
46 | В.Г.Распутин.Рассказ«Уроки французского» | 22.02.2016 | ||||
47 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | 29.02.2016 | ||||
48 | Урок контроля.Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина | Сочинение | 02.03.2016 | |||
49 | Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» | 07.03.2016 | ||||
50 | В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | 09.03.2016 | ||||
51 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | 14.03.2016 | ||||
52 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения. | 16.03.2016 | ||||
53 | С.А.Есенин.Стихотворения. | 04.04.2016 | ||||
54 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты. | 06.04.2016 | ||||
55 | Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика. | 11.04.2016 | ||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 часов) | ||||||
56 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | Сочинение | 13.04.2016 | |||
57 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе | 18.04.2016 | ||||
58-60 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 20.04.2016 25.04.2016 27.04.2016 | ||||
61-62 | В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 02.05.2016 04.05.2016 | ||||
63 | И.Ф.Шиллер.Баллада«Перчатка» | 11.05.2016 | ||||
64 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 16.05.2016 | ||||
65 | В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 18.05.2016 | ||||
66-67 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 23.05.2016 25.05.2016 | ||||
68 | Итоговый урок. Урок контроля.Литературная викторина | Тест | 27.05.2016 | |||
69 | Резервные уроки | 30.05.2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....