Литературная игра для учащихся 7 класса
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Литературная игра может быть использована как внеклассное мероприятие.  В процессе игры учащиеся должны показать начитанность, умение работать в команде, умение составлять текст, умение понимать авторскую позицию в произведении. Игра может быть использвана и как итоговое занятие по литературе в 7 классе. Продолжительность игры - 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_igr.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра для учащихся 7 класса.

Подготовка к игре.

Учитель разбивает учащихся на команды. У каждой команды есть домашнее задание. 1. Подготовиться к конкурсу «Узнай литературного героя» ( смотри ниже). 2. Придумать название и девиз команды. ( смотри ниже) 3.

Создается жюри.

В помещении, где проходит игра, установлены столы для команд, есть проектор для того, чтобы показывать презентацию.

Учитель подготавливает раздаточный материал (задание 5), презентацию с иллюстрациями ( задание 6), бумагу и письменные принадлежности для задания 4.

Игру ведет учитель, который приветствует команды, объявляет цель игры, представляет жюри.  Учитель предоставляет слово жюри для подведения итогов конкурсов и всей игры, объявляет конкурсы.

Задание 1.

Представление команды.

Представить команду: название, девиз. Название и девиз должны быть связаны с темой игры.

Задание 2.

Узнай  литературного героя.

1 человек из команды одет в костюм литературного героя ( возможны элементы костюма) ( деталь костюма должна помочь узнать литературного героя).  Он должен произнести фразу- слова литературного героя, по которым его можно опознать. Фраза  может состоять из 1-2 -3- 4  предложений. Можно посоветовать учащимся выбрать не слишком известного героя ( к примеру, Тарас Бульба сразу легко узнается).

Представители другой команды должны определить литературного героя.

За представление литературного героя – ( максимум) 5 баллов. За его определение- 1 балл.

Задание 3.

Чьи это слова?

Кто автор литературного героя, чьи слова приведены? Как называется произведение?

Учащимся предлагаются цитаты (монологи, реплики литературных героев из произведений, которые читались в  7 классе.) Они должны назвать литературного героя, автора-создателя произведения, название произведения.

А)Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан. ( Денис Григорьев. Рассказ «Злоумышленник»).

Б)Нет, я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна! ( Княгиня Трубецкая из поэмы «Русские женщины» Н.А. Некрасова).

В)Уж как завтра будет кулачный бой

На Москве-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,

Буду на смерть биться, до последних сил;

А побьет он меня- выходите вы

За святую правду-матушку. ( Купец Калашников  из « Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова…» М.Ю. Лермонтова)

Г)Ах ты, пермяк , солены уши! Чтоб тебе приподняло да шлепнуло! ( бабушка Акулина Ивановна из повести М. Горького  «Детство»)

За правильный ответ – 2 балла. За неполный -1 балл.

Задание 4.

Интервью с литературным героем.

Придумать интервью читателя с литературным героем. Объем интервью  – 10 -12 реплик (по 5 -6 от каждого участника интервью.) Возможен и больший объем работы -16 реплик.  Вопросы к литературному герою и ответы литературного героя должны продемонстрировать знание текста и понимание образа литературного героя. Будет оцениваться логичность, связность, умение точно, ясно, выразительно излагать мысли. Элементы инсценирования приветствуются. Возможно использование речевой характеристики (подражание речи литературного героя). На подготовку интервью дается 10 минут. Выбрать литературного героя может команда сама. Литературный герой должен быть взят из тех произведений, которые изучались на уроке литературы. Команда выбирает 2 человек, которые отдельно от команды работают над заданием.

Задание 5.

Блицтурнир. 

Правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 баллов.

Учащимся предлагаются вопросы по произведениям, которые они читали на уроках литературы в 5,6, 7 классах и самостоятельно ( вне уроков литературы).

  1. У кого из литературных героев было прозвище Мужичок в мешочке ? У кого было прозвище Золотая курочка ? Как называется произведение? Кто его автор? ( М. Пришвин. «Кладовая солнца». Митраша и Настя)
  2. Кто из литературных героев жил в Лондоне на Бейкер-стрит? Произведение? Автор? ( Шерлок Холмс. Артур  Конан Дойл. «Приключения Шерлока Холмса»)
  3. Кто из литературных героев показал свое мастерство, подковав блоху? Кто автор произведения, где появляется герой? ( Левша, Н.С. Лесков. «Левша»)
  4. Кто такой Иван Петрович Белкин? В каком произведении он упоминается? Кто автор произведения? ( А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина.»)
  5. Как звали литературного героя, который на черте летал за черевичками для своей любимой в Петербург? Кто автор произведения, в котором он появляется? ( Кузнец Вакула. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)
  6. Кто из литературных героев сражался с мельницами? ( Дон Кихот. Мигель де Сервантес Сааведра
  7. Кто из литературных героев посетил страну гуингнгмов и лилипутов? (Гулливер, Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»)
  8. Кто из литературных героев варил суп в пригоршне? ( Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как…» Мужичина)
  9. Кто из литературных героев умер от щелка, подпрыгнув до потолка? ( А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», поп)
  10. Кто из литературных героев выучивал уроки при помощи волшебного зернышка, подаренного ему Черной курицей? ( Алеша. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»)
  11. Кто из литературных героев родился в Гаскони и, приехав Париж, стал служить французскому королю? ( Д’ Артаньян. А. Дюма «Три мушкетера»)
  12. Кто из литературных героев ( литературная сказка русского писателя) победил врага, отрубив ему бороду? ( А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», Руслан)
  13. Кто из литературных героев отправился в путешествие в поисках сокровищ и оказался на судне, захваченном пиратами? ( Джим Хокинг, Р. Стивенсон, «Остров сокровищ»)
  14. Кто из литературных героев просидел сиднем 33 года, прежде чем встать на ноги? ( Илья Муромец, былины)
  15. Как звали литературную героиню, которая ждала появления судна с алым парусом? ( Ассоль. А. Грин «Алые паруса»)
  16. Кто из литературных героев умер, вкусив отравленное яблоко, полученное из рук черницы? ( А.С. Пушкин, царевна, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  17. Кто из литературных героев , вернувшись домой после многолетнего отсутствия, застал дома женихов, которые сватались к его жене? ( Одиссей, Гомер «Одиссея»)

Задание 5.

Восстанови слова литературного героя.

Команда получает текст ( отрывок из литературного произведения, изученного в 7 классе- А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»). ( Он также выводится на экран, чтобы видели зрители). Участники команды должны восстановить прочитанные слова. Правильно восстановленный текст- 5 баллов. Если есть ошибки, пропуски- баллы не начисляются.

 А)Прощай, мой товарищ, мой……………. слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое …………………… стремя.

Прощай, утешайся- да помни меня,

Вы, отроки-…………….., возьмите коня.

Б)И синего моря ……………………. вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и кинжал, и……….. кинжал

Щадят победителя годы…

Под ………………… бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

В)Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг ………………!

Твой ……………….. хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И ………………… кровью мой прах напоишь!»

Ключ для проверки.

А)«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня

Б) И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

В) Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Задание 6.

Кто из литературных героев изображен? Чей это портрет?

Учитель показывает презентацию с иллюстрациями к произведениям классики, изученными учащимися.

Учащиеся должны назвать литературного героя, произведение, автора, художника- иллюстратора ( если можно).

Оценивание выступлений команд

Конкурс

Команда 7 А

Команда 7 Б

Команда 8 А

1.Представление команд

2.Представление литературного героя

3.Чьи это слова?

4. Диалог читателя и литературного героя

5.Блицтурнир

6.Восстанови слова литературного героя

7. Чей это портрет?

Для жюри.

Конкурсы.

Представление команд.

Оценивается соответствие литературной тематике, оригинальность, мастерство  представления и слаженность работы команды. Максимум – 2 балла.

Представление литературного героя.

Оценивается соответствие одежды  участника конкурса одежде героя и его образу.  Оценивается точность  выбора фразы героя.. Максимум- 5 баллов. За угадывание героя-  1 балла.

Чьи это слова?

За правильно угаданного героя- 2 балла.

Диалог читателя и литературного героя.

 Объем  интервью  – 10 -12 реплик (по 5 -6 от каждого участника интервью.

 Вопросы к литературному герою и ответы литературного героя должны продемонстрировать знание текста и понимание образа литературного героя. Будет оцениваться логичность, связность, умение точно, ясно, выразительно излагать мысли. Элементы инсценирования приветствуются. Возможно использование речевой характеристики (использование слов, характерных для литературного героя, построения предложений и проч.). Выбрать литературного героя может команда сама. Литературный герой должен быть взят из тех произведений, которые изучались на уроке литературы.

Максимум за интервью-10 баллов.

Конкурс «Блицтурнир». За правильный ответ- 1 балл. Неполный ответ- 0,5 баллов.

Конкурс  «Восстанови слова литературного героя!». За правильно восстановленные слова героя- 5 баллов. За ошибку снимается один балл.

Конкурс «Чей это портрет?» За правильно угаданного героя – 2 балла, за название произведения  и названного автора- 2 балла, за названного художника- 2 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра для учащихся 8-9 классов "Помыслы сердца" Б.Ганаго

Литературная игра для учащихся 8-9 классов «Помыслы сердца» Б.Ганаго....

В гостях у сказки. Литературная игра для учащихся 5 классов.

Цель: обобщить знания о русских народных сказках, вызвать интерес к дальнейшему самостоятельному чтению и изучению сказок, затронуть межпредметные связи: литература и изобразительное искусство. В резу...

Литературная игра для учащихся 7 класса

Игру "Литературная шкатулка" можно использовать на уроках литературы в конце первого полугодия. Также презентацию можно использовать на школьных мероприятиях, проводимых в рамках предметных недель....

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности учащихся, воспитывать любовь к литературе и художественному слову...

Литературная игра для учащихся 6 классов "Умницы и умники"

Интеллектуальная игра для учащихся 6 классов. В задания включены вопросы по изученным в 5 -6 классах произведениям. Задания разноуровневого характера, что помогает вовлечь в игру всех участников....