Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской "Страна"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цыпышева Валентина Викторовна

Урок разработан в формате мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx112.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Формирование УУД на уроке внеклассного чтения»

Автор работы:

Цыпышева Валентина Викторовна,

МБОУ СОШ с.Карлыханово

учитель русского языка и литературы I категории

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской «Страна»

Пояснительная записка

Основная задача урока литературы– научить жизни. Можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. Научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. А ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. Поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению Л.С.Петрушевской «Страна».  Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования. Но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к ЕГЭ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.

Автор этого произведения Л.С.Петрушевская известна детям по лингвистической сказке «Пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «Ежик в тумане», в котором она является автором сценария. Также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «Глюк». Воспитанию  милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует  рассказ «Свой круг». Эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. Их можно взять и для подготовки к ЕГЭ, как привлечение аргументационного материала.  

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:

трансляция педагогического опыта по формированию УУД на уроке внеклассного чтения  по рассказу Л.Петрушевской «Страна.

ЗАДАЧИ:

Личностные: воспитание нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.

Развивающие: совершенствовать навыки коммуникабельности.

Познавательные: формирование навыков анализа  текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты. 

Регулятивные: продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа Петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений Л.Петрушевской.

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты рассказа «Страна» по 1 шт. на каждого человека, фото страны, рисунок-иллюстрация к рассказу (мать с дочерью), цветные квадратные стикеры (красные, желтые, зеленые).

Ход мастер-класса

  1. Знакомство аудитории с текстом «Страна» Л.Петрушевской.
  2. Вызов – обращению к названию рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?

Составление кластера

http://s6.drugiegoroda.ru/2/221/22086-Moscow_-_Red_Square.jpg

Вывод: Страна – государство, имеющее свои границы, землю, с расположенными на ней городами, селами и проживающим на ее территории народом.

  1. Знакомство с текстом через чтение и интерпретацию. Приемы:
  • «Чтение с остановками» (чтение осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нети объясняют свои ответы.

Первая часть текста:

Людмила Петрушевская

Страна

* * *

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

-Что вы почувствовали?

-Что творится в душе этой женщины?

-Что вас удивляет в этом фрагменте?

-Давайте обратимся к портретам.

-Что вас настораживает?

-Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая со следами былой красоты, никому не видимая, с вялой дочкой на руках замкнулась в своей однообразной повседневной жизни. А жизнь в большом городе идет своим чередом и мимо, не замечая ее.

-Пофантазируйте, что будет дальше?

Читаем 2 фрагмент.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

-Как вы оцениваете поведение женщины в этом эпизоде?

-Почему она звонит туда, где она уже не своя?

-А как относятся к ней окружающие?

-Все-таки женщина ждет, надеется, что все изменится, она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой»

Читаем 3 часть.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино — девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

-Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

-Что произошло за такой короткий период ?

-Что особенно пугает?

-К чему может привести такой образ жизни?

-Насколько актуальна эта проблема?

-Это проблема нашего современного общества, неслучайно она поднимается в современном кинематографе.

-Подобные события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»

-Как, по вашему мнению, закончится рассказ?

Читаем 4 фрагмент.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

-Какие сны снятся матери и дочери?

-Жизнь большого города и жизнь одинокой женщины идет как два параллельных мира, которые по каким-то причинам не могут пересечься

-Почему?

-У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту . К сожалению, для матери и дочери такой страной оказался сон, некая иллюзия.

-Что надо сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

-Какие примеры женщины-борца вы можете привести из художественной литературы?

-Какие примеры вы можете привести в современном мире.

-Финальная часть повторяет начало, кольцевая композиция – создает эффект бесконечности такой жизни.

  • Двойной дневник

По ходу чтения необходимо заполнять таблицу, состоящую из 2 граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали протест и даже непонимание, во вторую – комментарий.

Цитата  

Комментарий

Тихая, пьющая женщина, никому не видимая

Оксюморон, парадокс

Она тут своя, она и была тут своей

фразеологизм

Не спускает никому ничего

Фразеологизм

Божественные сны

эпитет

Вещички

Эмоционально-окрашенное слово

- Заполните правую часть таблицы. Какие литературные приемы использует Петрушевская?

  • «Толстые и тонкие вопросы» - приемы, развивающие умения задавать вопросы. («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

Класс делится на группы (дифференцированный подход) и в зависимости от состава и уровня группы ребятам предлагается составить вопросы для одноклассников, направленные на дальнейшую работу с текстом и его осмысление.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…? (Кто  героиня рассказа?

Что…?

Когда…? (происходят события)

Как звать…?

Почему пьет эта женщина?

Как можно быть «никому не видимой»?

Почему вещи названы вещички?

Для чего повторы «прошлая», «прошлые»?

Зачем упоминание о новой жене яркого блондина?

Слово «бежит» привлекает внимание. Куда спешит эта женщина?

  • Ключевые слова +формулируем проблемы+ищем позицию автора (для ЕГЭ)

Мать, дочь, бутылка, прошлая жизнь, сны – проблемы одиночества, ответственности, зависимости от вредных привычек, ненужности, забытости, маленького человека – позиция автора : Как она каждый вечер, какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада…

4. Итоги. Составление итогового кластера и сравнение с первым:

 - Давайте вернемся к началу урока. Что может скрываться под заголовком «страна» сейчас, когда текст прочитан нами?  О какой стране идет речь в рассказе?  Для героев рассказа такой страной оказался сон.

Ассоциации на слово страна после прочтения рассказа. Страна – это мой мир (метафора).

http://bigslide.ru/images/8/7115/831/img11.jpg

  1. Рефлексия.

-Что творится в вашем сердце сейчас, после прочтения?

Возможно, мы сегодня ответили не на все вопросы. Но хорошо уже то, что мы задумались над серьезными проблемами. Для каждого из нас своя страна, свой мир начинается с дома. Сейчас я предлагаю построить страну моего занятия из многоэтажного дома (рисуем мелом на доске прямоугольник – будущий многоэтажный дом), где окнами будут цветные стикеры. Красные окна - «материал буду использовать в практике, но переработаю», желтые окна – «буду использовать в своей практике», зеленые окна – «не понадобится для практики».

  1. Домашнее задание - творческая интерпретация текста:
  • Написание творческой работы «Год спустя». Представьте себя писателями и напишите продолжение рассказа, что стало с героями год спустя.
  • Написание эссе «Что бы я хотела изменить в стране, в которой живут герои рассказа?» «Чего заслуживает героиня: справедливости или милосердия?»
  • Письмо по кругу (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...