А. Грин. Алые паруса. Автор и его герои. Литература 6 класс. Уроки 1,2,3
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Разработка уроков в виде технологических карт по творчеству А. Грина. Три урока включают материал к изучении феерии "Алые паруса" и знакомству с другими произведениями писателя. Уроки построены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А. Грин. Алые паруса. Автор и его герои. Литература 6 класс. Уроки 1,2,3 | 45.64 КБ |
А. Грин, к биографии. | 2.26 МБ |
Крым и Гринландия | 1.78 МБ |
А. Грин, книги писателя. | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологические карты уроков (3 урока) литературы
по образовательному модулю «Алый парус надежды». 6 класс
Тема урока. А. Грин. Алые паруса. Автор и его герои. Литература 6 класс. Урок 1.
Цель урока. Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса».
Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.
Беседа по содержанию повести «Алые паруса».
Планируемые результаты.
Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Компьютер, презентация, видеоролики из фильма.
Этап урока | Формы работы | Деятельность на уроке | УУД |
Мотивационный Цель этапа. Постановка целей и задач урока. | Фронтальная беседа. |
- Что мы уже знаем о писателе А. Грине? 2. Запись темы урока, устная формулировка цели урока «Формирование представления об А. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса. Развитие интереса к творчеству А. Грина. Беседа по содержанию повести «Алые паруса». | Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. |
Ориентировочный Цель этапа. Составление плана урока. | Беседа. |
| Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Коммуникативные. Адекватное межличностное восприятие. |
Исполнительный Цель этапа. Изучение нового материала. | Лекция учителя. Беседа. Записи в тетради. Словарная работа. Работа с учебником. |
- Какое ваше первое впечатление от книги «Алые паруса»? - Какие эпизоды запомнились больше всего? Почему? - Каким вы увидели мир А. Грина? 3. Словарная работа. Знакомство с жанром ФЕЕРИЯ (работа с учебником, со справочным материалом в конце учебника). - Почему А. Грин назвал свою повесть феерия? - (феерия – жанр драматического произведения, в котором борются волшебные силы. В повести повествуется о столкновении жестокой реальности и романтической мечты). 4. История создания повести «Алые паруса». – (1923 год. Однажды в витрине игрушечного магазина А. Грин увидел маленький кораблик с правильным парусом. Писатель воспринял это как чудо, из которого и возник замысел «Алых парусов»). | Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия», находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. |
Практическая работа. Цель этапа. Анализ содержания повести «Алые паруса». | Выразительное чтение. Развитие речи. Индивидуальные выступления. |
- жизнь семьи Лонгрена (смерть жены, стал делать игрушки, чтобы зарабатывать и воспитывать Ассоль); - жизнь деревни Каперны (однообразие, «надо уметь любить, а этого они не могут», «но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен»); - отношение в деревне к Ассоль и Лонгрену .
Выразительное чтение по ролям фрагментов повести: «Разговор с волшебником» и «Разговор с угольщиком о мечте».
- Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует реальный мир? - Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует романтический мир? | Предметные. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работа в группах. |
Рефлексивный Цель этапа. Подвести итоги урока, отследить душевное состояние. | Развитие речи. Фронтальная беседа. |
- Почему свое повествование А. Грин назвал феерией? - Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном? - Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует? 2. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 3. Какое содержание (смысл) вы бы вложили в словосочетание «МИР ГРИНА»?
| Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпи-мость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. |
Домашнее задание. |
Подготовить устный пересказ и анализ понравившихся эпизодов. |
Тема урока. А. Грин. Алые паруса. Душевная чистота героев. Литература 6 класс. Урок 2.
Цель урока. Показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним.
Показать победу романтической мечты над реальностью жизни.
Формирование навыков устной и письменной речи.
Планируемые результаты.
Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике.
Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Формы и методы обучения. Фронтальная беседа, индивидуальная (самостоятельная работа, сообщения, практическая работа), коллективная (составление сравнительной характеристики, составление ментальных карт), творческая (написание мини сочинений – отзыв о повести «Алые паруса»).
Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Иллюстрации к феерии «Алые паруса» С. Бродского и других художников, иллюстрации учащихся. Компьютер, презентация, видеоролики из фильма. Эпиграф урока на доске: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками».
Основные понятия и термины. Сравнительная характеристика героев, феерия, эссе.
Этап урока | Формы работы | Деятельность на уроке | УУД |
Мотивационный Цель этапа. Постановка целей и задач урока. | Вступительное слово учителя. |
К. Паустовский).
| Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Ориентировочный Цель этапа. Составление плана урока. | Фронтальная беседа. |
| Регулятивные. Организо-вывают свое рабочее место. Познавательные. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
Исполнительный Цель этапа. Показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним. |
- Кто воспитывал Ассоль и Грея, что было общего в воспитании героев? - Почему у Ассоль и Грея не было друзей-сверстников? - Какие впечатления детства наложили отпечаток на формирование характеров Ассоль и Грея? - Какие фантастические миры были созданы воображением Ассоль и Грея и чем похожи эти миры? - Какие черты характера можно назвать общими у того и другого? - Почему характеры Ассоль и Грея мы называем романтическими? – (мечтательность, богатый внутренний мир, стремление выбраться из грубой дествительности, оторванность от реальности…). | Предметные. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения. Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат. | |
Практическая работа. Цель этапа. Показать победу романтической мечты над реальностью жизни. Формирование навыков устной и письменной речи. | Фронтальная беседа. Развитие устной и письменной речи. |
(- Проследим, как Грей готовился к этой встрече (душевное состояние, выбор шелка). - Какое впечатление производит сцена встречи героев? - Как жители Каперны отреагиовали на происходящее? - Найти в тексте средства выразительности, передающие состояние. - В чем заключается смысл произведения? – (дать объяснение эпиграфу урока).
| Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений. Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат. |
Рефлексивный Цель этапа. Подвести итоги урока, отследить душевное состояние. | Фронтальная беседа. Развитие устной речи. |
Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнуться паруса И скрипка пропоет над океаном.
| Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. |
Домашнее задание |
Подготовить (на выбор) презентацию, сочинение, инсценирование фрагмента из произведений А. Грина, стихотворение по теме, ментальную карту, иллюстрацию с комментарием и т. д.. |
Тема урока. А. Грин. Алые паруса. «Алые паруса» как символ воплощения мечты. Литература 6 класс. Урок 3.
Цель урока. Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, подарившем миру мечту. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.
Формирование навыков устной и письменной речи. Контроль и самоконтроль знаний.
Планируемые результаты.
Предметные. Владеть знаниями о биографии А. Грина, его творческом пути, об особенностях его творческого мастерства. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике, в интернете, в дополнительной литературе.
Регулятивные. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, уметь рисовать иллюстрацию, писать эссе, размышление на основе личных впечатлений и полученных знаний. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к творчеству А. Грина. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Формы и методы обучения. Фронтальная беседа, индивидуальная (самостоятельная работа, сообщения, практическая работа, рисование иллюстраций), коллективная (составление ментальных карт), творческая (написание мини сочинений – отзыв о повести «Алые паруса»).
Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Иллюстрации к феерии «Алые паруса» и другим произведениям писателя, иллюстрации учащихся. Компьютер, презентация, видеоролики из фильма. Эпиграф урока на доске: «Потребность необычайного - может быть, самая сильная после сна, голода и любви».
Этап урока | Формы работы | Деятельность на уроке | УУД |
Мотивационный Цель этапа. Постановка целей и задач урока. | Фронтальная работа. Записи в тетради. |
- «Алые паруса» как символ воплощения мечты. - Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, подарившем миру мечту. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина. | Регулятивные. Организовы-вают свое рабочее место. Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Ориентировочный Цель этапа. Составление плана урока. | Фронтальная работа. Записи в тетради. |
А. Грина.
| Регулятивные. Организо-вывают свое рабочее место. Познавательные. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
Исполнительный Цель этапа. Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, подарившем миру мечту. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина. | Индивидуальные выступления. Фронтальная беседа. Развитие связной речи. Выразительное чтение. |
(«Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами», - А. Грин. «До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения», - А. Грин)
Рассказать коротко, о чем эти произведения.
Олеся Писаренко. АЛЫЕ ПАРУСА За туманом утренним Слышен моря плеск. Росы изумрудные Стряхивает лес. В это утро сонное Всюду чудеса - Вновь у горизонта я Вижу паруса. Вот они пожарищем В небо поднялись, Мне б ещё увидеть вас, Зурбаган и Лисс! Города весенние В голубой дали Создал их волшебник Александр Грин. И опять, как прежде, По морским волнам Я иду навстречу Алым парусам На лицо попала Мне морская соль.. . Это мой кораблик! Это я - Ассоль! Сказочная Ассоль. Александр Суворый За туманом утренним слышен моря плеск. Росы перламутровые стряхивает лес. За окошком маленьким в синей тишине Шепчет голос внутренний эту сказку мне. Шепчет он, что где-то там расцвели сады, Там весна и лето растопили льды. Там, где ветер и прибой терпкие, как соль, Ждёт меня, ждёт давно милая Ассоль. А туман клубится, словно дым костра. Синий свет струится, сказка так быстра. И шумят в тумане сосен яруса, Словно ветры странствий в алых парусах. Татьяна Рождественская. О Грине Он лежал на узкой постели, Повернувшись лицом к окну. Золотые ласточки пели Догорающую весну. Где-то море ласкало берег, Расстилалось пеной у ног. Он лежал, не желая верить, Что увидеть моря не мог. Сонный ветер лег у порога, Городок утонул в жаре, И колючая «недотрога» У скрипучих росла дверей. Взгляд тяжел и уже неясен… Он устал от жестоких мук. Но вставал до боли прекрасен, Мир, пригрезившийся ему. Где морями шли капитаны, Где от счастья пели глаза, Где от Лисса до Зурбагана Ветром полнились паруса. Человек умирал, не зная, Что ко всем берегам земли Шли, как алая птичья стая, Им придуманные корабли. | Предметные. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы. Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике, в интернете, в дополнительной литературе. Регулятивные. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения. Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные. Формирование собственного отношения к творчеству А. Грина. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. |
Контрольный Цель этапа. Формирование навыков устной и письменной речи. Контроль и самоконтроль знаний. |
Контрольные вопросы по творчеству А. С. Грина 1. В каком городе учился и провел детство А. Грин? 2. Какая у него настоящая фамилия, почему? 3. О чем с детства мечтал А. Грин? Осуществилась ли его мечта? 4. Назвать профессии, по которым работал писатель. 5. За что был не раз арестован? 6. В каких черноморских портах жил и работал? 7. Был ли в заграничном плавании. Если да, то где? 8. Какое место на карте России больше всего любил А. Грин? 9. Где жил последние годы и умер? 10. Что оригинальное стоит вместо памятника на его могиле? 11. Вблизи какого города происходит действие феерии «Алые паруса»? 12. Какие названия городов Гринландии вы знаете? 13. Как название деревни, где жила Ассоль? 14. Как имя капитана Грея? Кто он по происхождению? 15. Как имя отца Ассоль? 16. Каково название корабля капитана Грея? 17. Как звучит главная фраза повести «Алые паруса»? 18. Как звали легендарную девушку в романе «Бегущая по волнам»? 19. Назовите как можно больше книг А. Грина. 20. О чем книга «Блистающий мир»? 21. Запомнится ли вам творчество А. Грина? Почему? | Регулятивные. Умеют рисовать словесную иллюстрацию, писать эссе, размышление на основе личных впечатлений и полученных знаний. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат. Личностные. Осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию. | |
Рефлексивный Цель этапа. Подвести итоги урока, отследить душевное состояние. |
| Личностные. Осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию. Регулятивные. Оценивают достигнутый результат. | |
Домашнее задание | Подготовить индивидуальное, парное или групповое выступление для завершения образо-вательного модуля (презентацию, сочинение, инсценирование фрагмента из произведений А. Грина, стихотворение по теме, ментальную карту, иллюстрацию с комментарием и т. д.). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алекса́ндр Грин ( Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский ) ; 11 августа [23 августа] 1880 , город Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932 , город Старый Крым, СССР) — русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики , произведений.
Гриневская Анна Степановна Гриневский Степан Евсеевич Родители писателя
С первой женой Верой в деревне Великий Бор под П инегой. 1911 год
С женой Ниной. 1924 год. Крым Гуль – любимый ястреб А. Грина
Дом-музей А. Грина г. Киров. Здесь прошло детство писателя Молодой Грин. Бюст на набережной в г. Кирове
Музей А. Грина в Феодосии
Домик А. Грина в Старом Крыму
На могиле А. Грина в Старом Крыму
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта Крыма
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блистающий мир Александра Грина
Книги романтика А. Грина
Корабли в Лиссе
Артур Грей: ЧУДЕСА НАДО ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Урок литературы в 8 классе по теме "А. Грин. "Алые паруса"
конспект урока литературы для 8 класса по теме "А.Грин "Алые паруса"...
урок литературы в 7 классе по феерии А.С.Грина "Алые паруса"
Произведение изучается в 7классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой "Школа 2100"...
А.Грин "Алые паруса" Опорный конспект к уроку литературы в 8 классе
Задания к уроку (опорный конспект) ученики получают заранее.Это дает возможность учащимся более тщательно подготовиться к уроку. Ребята, зная ход занятия, чувствуют себя увереннее, активно участ...
А. Грин. "Алые паруса". Душевная чистота героев
Конспект урока литературы в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"...