Урок литературы в 8 классе по теме "А. Грин. "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

конспект урока литературы для 8 класса по теме "А.Грин "Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе.

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Центр образования г.Торжка

Тверской области.

Тема: Внеклассное чтение. А. Грин «Алые паруса.»( Паруса мечты.)

Цели:1) выяснить читательское восприятие школьников;

  1. работать над формированием монологической речи учащихся, умением работать с текстом, анализировать стиль А. Грина как писателя-романтика;
  2. создать условия для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.

Оборудование: запись шума морского прибоя, запись «Ave Мапа»(обязательно скрипка), репродукции с картин Айвазовского, портрет А. Грина, силуэт корабля с алыми парусами, 22 таблички-заготовки «Никогда не бойся», слова-ассоциации(заготовки), тексты для сравнения прозы и стихов(кульминационный эпизод из «Алых парусов» и стихотворение С. Наровчатова).

Эпиграф:

Когда душа человека таит зерно чуда, Сделай ему это чудо,если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.

А Грин.

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в янтаре,

С великою-злобой, с великой любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

Со всякой, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов,

-Сегодня мы проведём урок внеклассного чтения по книге А. Грина «Алые паруса». Побываем в творческой мастерской писателя. В конце урока вы должны суметь ответить на вопрос: плыть в жизни под алыми парусами. Что это значит?(проблемный вопрос) 23накомство с биографией писателя

-Александр Грин...Что это за человек? Что вы знаете о нём?( Краткий рассказ о писателе. Индивидуальное домашнее задание.)\Рассказ о писателе на фоне звучания морского прибояЛ

Задание классу: слушая ученика, выписать в тетрадь названия гриновских произведений. З.Анализ содержания произведения.

-Давайте ещё раз перелистаем страницы повести «Алые паруса»

-От чего умерла жена Лонгрена Мери?(От голода, простуды и вместе с тем она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса)

-Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?(Он не помог ему спастись, он мстил.)

-Почему рыбаки считают, что Лонгрен сделал то, чего не прощают?(«Он поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других...»)

-Как сложились отношения Лонгрена после этого случая с окружающими? (Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти легла на Ассоль.)

-Как относятся к Ассоль её сверстники? (Девочка растёт без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце, Ассоль же дети прогоняют, когда она приближается к ним. Лонгрен старается отдать ей все знания, учит её, развлекает, развивает, он любит её.)

-Что было любимым развлечением Ассоль?

-Стоило ей на что-то обратить внимание, над чем-то задуматься - и необыкновенный мир вставал перед глазами.

-Однажды случилось с Ассоль необыкновенное происшествие. Что же случилось? (предыстория сказки об алых парусах.) ^индивидуальное домашнее задание\

-Девочка уходит, унося свою тайну. Её разговор с Лонгреном услышит местный нищий, и по Каперне поползли новые сплетни.

-Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? (Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся новые прозвища Ассоль,оскорбления, после которыэ^ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль-прозвище, которое услышит Грэй.)

-А как воспримет эту историю, рассказанную в таверне,как старую сплетню, капитан Грэй?

-Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне? (Он необыкновенный человек. Он с детства воспринимает чужую боль как свою.) \История Грэя. Чем он выделялся? Индивидуальное домашнее задание\

-Он видел Ассоль, любовался ею, понял её одиночество и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет».

-Случайно ли название шхуны «Секрет»? (Корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет-он в том, чтобы делать чудеса своими руками.)

А что же такое чудеса? (Улыбка, прощение, веселье, вовремя сказанное нужное слово. Вот секрет Грэя.)

-Постараемся и мы сделать одно чудо своими руками и сказать друг другу это «нужное слово» «здесь и теперь», закончим по-своему фразу А. Грина «Никогда не бойся...»(Все зачитывают советы по цепочке и дарят их друг другу)

А вот как сказал А. Грин в романе «Дорога ш*куда»: «Никогда не бойся ошибаться...ни увлечений, ни разочарований бояться не надо...Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивать им всё остальное. Тогда ты приобретёшь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь её хорошие стороны» А это значит стать хорошим человеком.

-Герои встречаются. А какие слова произнесла первыми Ассоль?(«Ты возьмёшь к нам моего Лонгрена?»)

-После этих слов за героев можно быть спокойным. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в ком есть добро, любовь и справедливость.

4. Творческая мастерская.

-Я убедилась, что вы прочитали повесть, прочувствовали её. А теперь мы побываем в творческой мастерской А. Грина, писателя-романтика. Мы должны выяснить некоторые особенности его творческого процесса.

-Кого называют романтиком? (Человек, проникнутый высокими эмоциями, мечтательный.)

-А что такое романтизм? Какое романтическое произведение мы изучили раньше? Самостоятельная работа.

-Итак, задания. Работаем по вариантам.

1 вариант.- Из 2 главы повести выписать несколько сравнений(5-6). Какова роль сравнений в тексте? (Убеждаемся в разносторонних смысловых отношениях сравнений. Даже отдельные примеры говорят о неповторимости сравнений у Грина. Сравнения придают большую наглядность, сообщают динамичность, т.е. оживляют текст. Метафора встречается реже. Объясняется это тем, что писатель старается своему вымыслу сообщить высшую степень достоверн9сти. И сравнение было здесь как нельзя лучше.)

2вариант. -Найдите во 2 главе повести морской пейзаж( марену). 1)Выпишите из этого описания все глаголы и глагольные формы. Какую мысль доказал писатель, используя эти слова?(Слова доказывают неистовство стихийных страстей.) 2)Выпишите слова и словосочетания, указывающие на загадочность.

Вывод:-Морской пейзаж выписан вдохновенно. Здесь и загадочность, и неистовство стихийных страстей. Романтику свойственно изображение действительности в её крайне напряжённых проявлениях. Можно предположить, что это описание навеяно пейзажами Ивана Айвазовского. (Показ).

-Какой эпизод повести является кульминационным? (Чтение.)

-Тому же кульминационному эпизоду С. Наровчатов посвятил стихи. (Послушаем их.) -Ребята постарались проанализировать возможности стихов и прозы в передаче душевных движений и психологических состояний персонажей. Послушаем ихЛИндивидуальное домашнее заданиеЛ

Вывод:- Язык «Алых парусов» образный, поэтический, помогает проникнуть в глубину художественного произведения.

-Подзаголовок «Алых парусов» - феиэте. Что это значит? (Волшебное, сказочное зрелище.) аЖ        ■£        ?

-Обратимся к последней предложению текста.

-Вместе со старым скрипачом Циммером давайте послушаем скрипку, потому что ее струны умеют говорить волшебным, неземным голосом, и давайте тоже подумаем о счастье.

-Дослушали музыку, подумали, захотелось поделится своими мыслями.

Вашим домашним заданием будет сочинение-миниатюра «Подумаем о счастье»

  • Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочке. Ассоль, но и всех, кто прочитал эту повесть?
  • Какие ассоциации возникают у вас при словах «алые паруса»? (вокруг парусника на доске учитель прикрепляет таблички, слова-ассоциации).
  • Так что же значит плыть в жизни под алым парусом? (верить в мечту, чудо; стремиться к поставленной цели .        ,
  • Все в повести А. Грина, в том числе и волны, и прибои, и закаты, и скип снастей, и грустные и веселые голоса, - все существует для того, чтобы человек хотя бы на мгновение поверил в чудо и стремился бы к нему в своей жизни. И вот нехитрая истина (чтение эпиграфа на доске).
  • Грин умер, оставив нам решать вопрос: нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он? (время показало, что Грин - писатель, нужный нашему времени. Его произведения вызывают желание жизни, полной риска, смелости, красоты и любви).

5. Итог урока:

  • Всем своим творчеством Грин утверждает, что если человек верит в свою мечту, борется за нее, несет в себе добро, то он в состоянии преодолеть свои трудности на своем пути.

Он пришел на время, ненадолго,

Он пришел, чтоб нас предупредить - Разобьется сердце на осколки,

Если мы Научимся тобкть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе

Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс

Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса"....