Урок в 7 классе "Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Провела урок в ноябре 2015 г. Сумела заинтеросовать ребят, пробудить такие необходимые в наше время чувства, как сострадание и доброта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_biryuka.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева
ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:
- проанализировать рассказ «Бирюк», помочь учащимся через пейзаж, интерьер, портрет, поступки раскрыть образ и понять характер главного героя,
- выявить уровень знания учащимися текста произведения,
- помочь осознать тему и идею рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»,
ΙI. развивающие:
1)развивать и обогащать устную речь учащихся;
2) развивать навыки анализа образа литературного героя
3) развивать умения обобщать изученное;
4) развивать навыки анализа текста худож. произведения;
ΙII. воспитательные:
1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову;
2) воспитывать гуманное отношение к человеку;
3) формировать чувство сострадания к чужой беде.
МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Используемые технологии:
• личностно-ориентированная;
• проблемно-диалоговая
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: презентация, текст рассказа
Оформление доски: запись словарной работы:
образ - это характер, искусственно создаваемый с целью донести
до читателя определенную информацию через пейзаж,
портрет, поведение, мировоззрение героя.
угрюмый – мрачный, неприветливый.
гроза – 1. бурное ненастье с громом и молнией;
2. о человеке, наводящем ужас, внушающем сильный страх.
крепостной (крестьянин) – зависимый и подчиняющийся помещику
долг – обязанность.
сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь
несчастьем, горем
- Организационный момент.
Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.
Цель этапа:
обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке,
психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
Задачи:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
Готовность класса и оборудования урока к работе.
Организация внимания всех учащихся
- Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации
Учитель | Учащиеся | |
Предъявление 1-го факта | Кто главный герой рассказа «Бирюк»? | Лесник, которого все называют Бирюк. |
Предъявление 1-го факта | Слово «бирюк» устаревшее. А что оно означает? | Угрюмый, нелюдимый, одинокий, злой человек |
Побуждение к осознанию | Ребята, а вам самим понравился Бирюк? | Да, понравился. |
Побуждение к проблеме | Какое противоречие, какая проблема налицо? | Бирюк нам понравился, но само имя-слово означает плохие качества. /осознание противоречия/, т.е. совпадает ли внешний вид Бирюка его внутреннему миру |
Для того, чтобы разрешить это противоречие, эту проблему, что мы должны раскрыть? | Мы должны раскрыть образ Бирюка. | |
Итак, какая тема сегодняшнего урока? | Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева. |
- Как мы можем раскрыть образ Бирюка, понять его внутренний мир? Что нам послужит помощниками в этом? (пейзаж, портрет, интерьер, его поступки, его отношение к работе, к другим и отношение крестьян к Бирюку)
III. Анализ рассказа. Раскрытие образа Бирюка.
- Диалог учителя с учащимися о роли пейзаже, об образах-символах.
- С какого описания начинается повествование рассказа? ( с описания грозы, т.е. пейзажа)
- Представьте, что вы художники, и вам необходимо подготовить иллюстрации к рассказу. Какие бы цвета вы выбрали для иллюстрации? Почему? (Скорее всего, темные. Потому что
а) в пейзаже /в описании леса и грозы/ есть эпитеты, метафоры, помогающие представить темную картину:
Эпитеты: лиловая туча, серые облака, столетние дубы; орешник, залитый мраком.
Метафора: тени густели;
б) действие рассказа происходит ночью;
в) изба лесника)
- Помогает ли пейзаж в начале рассказе угадать дальнейшие события рассказа? Какие именно события помог предугадать описание грозы? ( Пейзаж помогает предугадать «темные» дела - воровство мужика-крестьянина, удержание, захват вора Бирюком).
- Есть ли связь между пейзажем в рассказе и образом Бирюка? Если есть, то какая? (жизнь Бирюка также безрадостна, темна, как описание грозы)
- Пейзаж начинается с описания грозы. Прочитайте толкование слова «гроза». В каком значении употреблено это слово в рассказе? (в прямом и переносном. Гроза не только явление природы, но и образ-символ. Гроза – это сам Бирюк, наводящий ужас и страх)
- Есть еще в рассказе образы-символы? (дождь – явление природы и слезы людей; ненастье – явление природы и крепостное право).
- До финала рассказа ненастье продолжается. Как вы думаете, почему автор так описал до конца рассказа пейзаж – темным, мрачным…? (потому что крепостное право еще не свергнуто, жизнь простого народа все еще остается такой же мрачной, как в ненастье)
2. Диалог учителя о роли портрета в раскрытии образа главного героя.
- Вспомните или найдите из текста, как появляется в этом мрачном, темном
описании главный герой? (фигура, словно выросла из-под земли; появляется как
нечистая сила)
- А кто такой Бирюк? Какой он? (одинокий, угрюмый, нелюдимый, мрачный, неприветливый человек) Найдите его портрет и прочитайте.
- Можно ли что-нибудь сказать о внутреннем мире Бирюка из его портрета? (человек суровый, можно даже сказать грубый)
- Я предлагаю прочитать слова В.Г.Белинского и до конца урока подумать над этим вопросом великого русского критика: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?».
- Диалог учителя с учащимися с целью определения конфликта рассказа.
- Но такой ли в самом деле Бирюк? Почему вы так считаете? ( он добрый, отзывчивый, понимающий, старается помочь барину переждать ненастье)
- В каком эпизоде ярче всего проявляются его внутренний мир, качества характера? (при встрече с вором-порубщиком, при конфликте Бирюка и вора-порубщика)
- Как ведут себя Бирюк и вор? Отличается ли их речь?
Бирюк | Вор-порубщик |
Железный голос Твердил Промолвил сурово | Закричал жалобно, по-заячьи Бормотал Повторил с унылым отчаянием |
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
(АНТИТЕЗА)
- Почему Бирюку приходится сурово, порой жестоко обращаться с порубщиками? (потому что он – крепостной крестьянин)
- А как относятся к Бирюку мужики-крестьяне? (ненавидят его)
- Есть ли что-нибудь общего у Бирюка и вора? (их бедность). Аргументируйте свой ответ.
Описание избы (интерьер) Бирюка | Описание мужика |
Закоптелая, низкая, пустая, грязная, душная | Весь в лохмотьях Нависшие брови Худые члены (конечности) |
Грудной ребенок в люльке, 12-летняя дочь | Ворует с голодухи; чтобы детей кормить |
Описание интерьера свидетельствует о крайней бедности, тяжелой жизни | Описание свидетельствует о крайней бедности, нищете, тяжелом положении. |
- А отличается ли Бирюк от порубщика? Чем? (своим внутренним миром, духовными качествами)
- Когда в полной мере проявляются внутренние качества героев? (в последней части диалога)
- Что происходит в последнем диалоге Бирюка и вора? (столкновение, спор, конфликт).
- Кто здесь в более трудной ситуации, лесник или вор? Почему вы так считаете? (Лесник в более трудной ситуации: внутри Бирюка происходит борьба, он не может легко решиться, отпустить вора или нет).
- Что ему препятствует отпустить вора? (его работа, долг, ответственность, честность)
- Что помогло ему выйти из этой трудной ситуации? (его доброта, жалость, милосердие, понимание, сострадание)
- В рассказе сколько противоборств (конфликта) можно заметить? (2)
- Какие эти противоречия, какие виды конфликта? (внешний конфликт = Бирюк и вор; внутренний конфликт (внутри самого героя) = чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания)
- Какие высокие человеческие качества Бирюка отразились в рассказе? (человечность, гуманность, сострадание, но и принципиальность)
- Что хотел сказать нам Тургенев своим рассказом? (1. человек красив душевными качествами, внутренним миром; 2. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким - бирюком)
- Определение темы и идеи рассказа (презентация)
- Ответ на вопрос В.Г.Белинского.
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
- Итог урока.
- Какую проблему мы поставили в начале урока? (совпадают ли прозвище, портрет, первоначальное представление главного героя, Бирюка, с его внутренним миром)
- Какой вывод можно сделать в итоге анализа рассказа, в итоге раскрытия образа главного героя? (Внешний вид человека иногда может быть обманчив, часто в жизни за грубым, некрасивым внешним видом может скрываться душевная красота человека, его богатый внутренний мир, то есть ЧЕЛОВЕК КРАСИВ И ПРЕКРАСЕН ВНУТРЕННИМ МИРОМ, ДУХОВНЫМИ КАЧЕСТВАМИ)
- Есть такая тувинская пословица:
V. Оценки. Домашняя работа.
Сочинение «В чем истинная красота человека?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"
Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...
Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...
Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП. Презентация к уроку....
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...