конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 7 классе
Тема:
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Учитель русского языка и литературы Хисамутдинова А.В.
Урок литературы. 7 класс. Тема: «Любить людей всем теплом и светом своего сердца…» А.П.Платонов) Рассказ «Юшка».
Тип урока – урок изучения новой темы.
Вид урока – урок –беседа.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
карточки с заданиями.
Цели обучающие:
расширение понятия «характеристика литературного героя», знакомство с понятием художественной детали;
развитие формирований навыков вдумчивого чтения художественного произведения.
Цели развивающие:
развитие навыков работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, формирование умения находить художественную деталь в тексте; формирование умений взаимодействовать в парной работе.
Цели воспитательные:
воспитание в обучающихся гуманности и толерантности.
Ход урока
I. Орг.момент.
— Писатель Андрей Платонович Платонов призывал «любить людей всем теплом и светом своего сердца». Что это значит? Для чего это нужно? Давайте поразмыслим вместе над этими вопросами. Поможет нам в этом рассказ «Юшка».
(Запись в тетрадях даты, темы урока)
II. Тема урока.
1. Слово о писателе.
Слайд: фото Андрея Платоновича Платонова (1899 – 1951)
— Перед нами фотография Андрея Платоновича Платонова. «Платонов» — это псевдоним писателя. Кто может назвать настоящую фамилию?
(Климентов)
— Как вы думаете, почему именно такой псевдоним выбрал себе писатель?
(Современники Платонова предполагали, что он образовал псевдоним от имени отца, так как безмерно любил его и уважал.)
— Иосиф Бродский, поэт 20 века, так сказал об этой фотографии: «С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет». А выпало на долю этого человека много испытаний.
— Как вы думаете, какое отношение имеют цифры «12», «14», «52» к жизни писателя?
(Цифры записаны на доске. Учащиеся высказывают предположения.)
— Они имеют самое прямое отношение! «12» — это количество детей в семье Климентовых, где будущий писатель был старшим ребенком; «14» — это возраст будущего писателя на тот момент, когда он начал работать как взрослый, чтобы помочь отцу кормить семью; «52» — это количество лет, прожитых писателем.
Почему в цифрах? А потому, что Андрей Платонович Платонов смог соединить в себе точность инженера и утонченность лирика. Не правда ли, уникальное сочетание?
Что вы можете добавить о жизни и творчестве писателя?
(Ответы учащихся)
— Еще стоит сказать, что два знаковых произведения – «Чевенгур» и «Котлован» — вышли в печать только после смерти писателя. А полностью он раскрылся для читателя к концу
80-х годов XX века. С этими произведениями вы познакомитесь в 11 классе.
2. Работа с текстом.
1) Работа над сюжетом.
— Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он вызвал при чтении?
— Какие события описаны?
— Кто является главным героем рассказа? Из чего вы это заключили?
2) Парная работа по карточкам.
— А теперь подготовьтесь отвечать по карточкам. Они разные — синие и зеленые. Выберите сами, по какой бы вам хотелось работать в паре с одноклассником, который сидит рядом. Действовать вы должны сообща. Время на выполнение – 4 минуты. При затруднениях обращайтесь ко мне.
Работа по карточкам на выбор.
Зеленая карточка.
Задание. Заполните таблицу ключевыми словами и фразами, а также сформулируйте ответ.
Выпишите ключевые слова, которые передают внешность Юшки.
Что говорил Юшка в ответ на издевательства детей? Выпишите ключевые фразы, которые он повторял.
Как реагировал Юшка на издевательства детей? Выпишите ключевые слова-глаголы и ключевые словосочетания с главным словом – глаголом.
Как Юшка относился к людям? А они к нему? Сформулируйте ответ.
Характеристики Ключевые слова, фразы, ответ.
Портрет
Речь
Поступки
Взаимоотношения с другими героями
Синяя карточка.
В диалоге Юшки и Даши выражается философская позиция главного героя. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит…Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» (стр. 118). С чем вы согласны, а с чем – нет? Дайте ответ письменно и прокомментируйте.
(Во время работы учащимся разрешается разговаривать, даже немного шуметь, главное – дать возможность высказаться в паре, выслушать мнение друг друга)
3) Проверка работ по карточкам.
Зеленая карточка.
— Из чего состоит характеристика литературного героя?
Слайд:
— Проанализируем образ Юшки. Начнем с портрета. Как выглядел Юшка?
— Какие ключевые слова выбрали?
Слайд:
Старый на вид; в руках мало силы; мал ростом и худ; сморщенное лицо; глаза белые, как у слепца, в которых стояла влага, как неостывающие слезы.
— Обратим внимание на речь. Что он говорил и как?
(примеры)
Слайд:
— Чего вы, родные мои?..
— Вы, должно быть, любите меня!..
— Какие интонации слышим?
(В голосе – любовь, смирение)
— Как реагировал Юшка на издевательства людей?
Слайд:
Не обижался, радовался, молчал в ответ, глядел с удивлением.
— Как относился к людям?
Слайд:
Он их любил – они в ответ издевались и смеялись.
Конечный вид схемы:
— Как однажды назвал Юшку взрослый человек?
(стр.117: блажной)
— А как назвал веселый прохожий?
(стр.120: юрод негодный)
— Что вы знаете об блажных и юродивых? Кто это?
(Варианты ответов: есть однокоренное слово «уродливый»; не такой как все; странный.)
Слайд:
Юродивый — безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
— На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.
— Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.
Московский Покровский собор. 16 век.
— После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.
Слайд:
Собор Василия Блаженного (Красная площадь, Москва)
— Есть ли что-то общее в отношениях к юродивым на Руси и к Юшке?
Синяя карточка.
— Зачитайте задание. Как вы ответили?
(Может быть, кому-то сложно согласиться с Юшкой. Но Юшка прав, они не могут проявить любовь, потому что они не знают, что такое любовь.)
— А Юшка знает?
— К чему и к кому испытывает любовь Юшка? Зачитайте отрывок из текста (стр.119)
(Юшка любит людей и природу – все живое)
4. Работа над художественной деталью.
— Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?
(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)
— Что в рассказе символизирует сытую жизнь?
(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел веселый прохожий, можно предположить, тоже с сахаром, после того, как ударил Юшку.)
— Так почему же дети стали такими же жестокими, как взрослые?
(От взрослых они переняли представления о смысле жизни: главное, жить сыто и в достатке. Понятие любви в эти представления у них не входит.)
— Когда еще упоминается сахар?
(Юшка чай с сахаром не пьет, потому что деньги копит и каждое лето кому-то уносит в город.)
— Значит, в чем его смысл жизни?
(В самоотречении, самопожертвовании, в любви)
3. Вывод.
— Вернемся к высказыванию Андрея Платоновича Платонова. Так что же это значит – «любить людей всем теплом и светом своего сердца»? Для чего это нужно?
(Это значит дарить душевное тепло; любить нужно людей такими, какие они есть. Юшка говорил: «Я по закону родился, я тоже всему свету нужен… А по надобности мы все равны». Любить нужно все, что живет на этой земле. Только так можно умножать добро в мире.)
— Юшка был беден, болен. Даже своего угла у него не было. Но он все-таки любил людей такими, какие они есть, подарил свет и тепло сироте, которая потом согрела своей любовью и осветила жизнь многих.
4. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Человек, который дарит людям свет и тепло своего сердца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода
Тема Тема Разработка урока по литературе по теме "Уметь любить человека" (урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с...
Конспект урока к рассказу А.Платонова"Тёплый хлеб" 6кл
Конспект урока по рассказу Платонова "Тёплый хлеб"...
Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Цель: создать условия для· освоения нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...
Конспект урока по рассказу А.Платонова "Юшка"
Конспект урока по рассказу А.Платонова "Юшка" для 7 класса...